Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Стадии административного правонарушения Стадии админ производства

В структуре каждого из административных производств есть возможность отделить относительно самостоятельные элементы: стадии, этапы и процессуальные действия.

Стадии административного производства - это последовательно сменяющие друг друга операции, которые логично связаны между собой и направлены на обеспечение осуществления административного производства.

Стадиям административного процесса присущи такие признаки:

а) они осуществляются последовательно, то есть одна операция сменяет другую, образовывая своеобразную цепь действий;

б) расположение операций в этой цепи имеет неслучайный характер. Их последовательность логично определена. Так, вынесение постановления по делу не может предшествовать такой операции, как составление протокола об административном правонарушении;

в) разным видам административных производств присущи разные по характеру и назначению операции. Отличаются они и по степени урегулированности административно процессуальными нормами;

г) осуществление той или иной операции в том или ином производстве определяется административно процессуальными нормами и выступает как момент реализации материальных норм административного права.

Выделяют пять стадий административного производства .

1. Возбуждение производства в административном деле. В его процессе осуществляется сбор фактических данных, по которым оценивается перспектива последующего движения дела. Результатом завершения стадии анализа ситуации является подготовка одного или нескольких вариантов решения (правовой регуляции) ситуации. Примером стадии заведения производства по делу по жалобе гражданина является факт предоставления самой жалобы, после чего соответствующий орган публичной администрации, руководство предприятия, учреждения, организации должно провести определенные действия в рамках возбуждения соответствующего производства.

2. Рассмотрение административного дела - фактически центральная стадия административногопроизводства, во время которой осуществляются мероприятия, направленные на изучение всех обстоятельств дела. Если за пример взять нормотворческое производство, то в рамках заседания правительства происходит обсуждение проекта с возможностью высказаться всем заинтересованным сторонам.

3. Принятие решения по делу. В процессе этой стадии оформляется решение уполномоченного органа (должностного лица) относительно административного дела. Скажем, одним из вариантов принятия решения по делу, в случае рассмотрения дела в административном суде, является постановление - судебное решение, которым суд решает спор по сути.

4. Выполнение решения. Во время этой стадии завершается административное производство, которое свидетельствует об особенной важности стадии. По сути, все предыдущие стадии любого производства существуют ради обеспечения выполнения решения. Для примера можно привести практику привлечения лица к административной ответственности. Стадия выполнения решения указанного вида производства, в случае наличия постановления о наложении административного взыскания, сводится к обязательности ее выполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

5. Обжалование решения по делу. Указанная стадия, в отличие от других, имеет факультативный характер.

Также, существует еще такое понятие, как процессуальные этапы.

Процессуальные этапы - совокупность действий, необходимых для достижения внутристадийной промежуточной цели. Например, на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении имеют место такие процессуальные этапы, как подготовка дела к рассмотрению, анализ фактических материалов, оценивание доказательств и тому подобное.

Под стадией производства необходимо понимать такую сравнительно самостоятельную его часть, которая наряду с общими задачами производства имеет присущие только ей цели и особенности. Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства, характером проводимых действий и их юридической ролью. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подытоживает деятельность. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органически связаны между собой, следующая, как правило, начинается только после того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

Производство по делам об административных правонарушениях по своей структуре похожа на уголовный процесс, однако оно значительно проще и содержит меньше процессуальных действий.

В каком бы порядке не осуществлялось производство, оно, как правило, проходит следующие стадии:

Первая стадия - возбуждения административного производства и административное расследование.

Вторая стадия - рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесения по ней постановления.

Третья стадия - пересмотр дела в связи с обжалованием или опротес-вание постановления по делу.

Четвертая стадия - исполнение постановления о наложении административного взыскания.

Каждая из этих стадий, в свою очередь состоит из конкретных этапов, которые представляют собой отдельные процессуальные действия.

Стадия возбуждения административного производства и административного расследования - начальная стадия производства. Основанием ее нарушения данные, которые с достаточной вероятностью свидетельствуют о наличии признаков проступка, то есть таким основанием выступает факт совершения административного правонарушения.

Она состоит из следующих этапов:

Возбуждение дела;

Выяснение причин и обстоятельств совершения правонарушения, выявления виновных, причиненного ущерба и тому подобное;

Процессуальное оформление результатов расследования;

Направление материалов для рассмотрения дела по подведомственности. Процессуальным документом, в котором юридически оформляется эта стадия является протокол или акт о правонарушении.

К составлению протокола уполномоченное лицо выясняет обстоятельства правонарушения и наличие в деянии лица состава административного проступка. Составлен протокол должен содержать следующие данные: а) дату и место его составления; б) должность, фамилия, имя и отчество лица, которое его составило; в) сведения о личности нарушителя; г) место, время и суть совершенного правонарушения; д) нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; е) фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; ж) объяснения нарушителя и иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и правонарушителем. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение от подписания протокола, в нем об этом делается соответствующая запись.

Лицо, совершившее правонарушение, имеет право подать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

При составлении протокола нарушителю разъём яснюються его права и обязанности (ст.268 КУоАП и 366 ТКУ), о чем делается отметка в протоколе.

Особое внимание при составлении протокола необходимо уделять описанию обстоятельств, свидетельствующих о совершенном административном правонарушении. Органу (должностному лицу), который проводит производства, важно иметь представление о том, есть ли зафиксировано в протоколе действия административным проступком. Желательно не допускать в протоколе общего описания правонарушения (например, "нарушил общественный порядок", "нетактично вел себя в общественном месте", "находился пьяным в общественном месте"), и указать в чем конкретно и в каких противоправных действиях (бездействии) нашло проявление правонарушения.

При составлении протокола желательно чтобы данные о правонарушителя заносились из паспорта или другого документа, который его заменяет. Если же правонарушитель не имеет при себе документов, то уполномоченное лицо, составляет протокол, должна применить другие меры для установления его личности.

В практической деятельности органов внутренних дел нередки случаи, когда виновное в совершении правонарушения лицо с целью уклонения от ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении предоставляет ложную информацию о себе, или иногда предоставляет данные другого лица, может создать неудобства для законопослушных граждан при отсутствии какой-либо вины.

Протокол - это единственный процессуальный документ, который является основанием рассмотрения и решения административного дела. Завершающим этапом этой стадии является направление (направления) дела и протокола в орган (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.

В отличие от уголовно-процессуального права административное законодательство редко предполагает принятие акта, которым возбуждается дело об административном правонарушении. В уголовном процессе ним есть постановление о возбуждении уголовного дела, в административном производстве проступков, как правило, закрепляется только заключительный документ - протокол об административном правонарушении. Исключением могут быть обстоятельства, когда прокурором выносится постановление о возбуждении указанного производства.

То есть протокол об административном правонарушении является главным документом на всех стадиях производства, не только закрепляет факт правонарушения и является основанием для его рассмотрения, но и содержит всю негативную информацию о проступке.

Дело о нарушении таможенных правил считается начатой с момента составления протокола о нарушении таможенных правил (ст.358 ТКУ). Содержание протокола о нарушении таможенных правил имеет свои требования, его несколько отличаются от требований к содержанию протокола об административном правонарушении, предусмотренных ст.256 КУоАП.

Вместе с тем в законодательстве предусмотрены обстоятельства, при которых административное дело не возбуждается, а возбужденное подлежит закрытию (ст.247 КоАП):

Отсутствие события и состава административного правонарушения;

Недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;

Невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие;

Совершение действия лицом в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

Издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;

Отмена акта, устанавливающего административную ответственность;

Истечение к моменту рассмотрения дела сроков наложения административного взыскания (ст.38 КоАП);

Наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, другого законного решения;

Смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.

Таким образом, нарушения административного производства и административное расследование - является начальной стадией производства, которая представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление самого события правонарушения, обстоятельств проступка, их фиксация и квалификация.

Рассмотрение дела о административном правонарушении и вынесения по ней постановления - это основная стадия производства по делам об административных правонарушениях, в ней решаются важнейшие задачи производства.

Она включает такие этапы, как:

Подготовка дела к рассмотрению и рассмотрения дела;

Анализ собранных материалов об обстоятельствах дела;

Принятие постановления по существу дела;

Доведение содержания настоящего постановления до сведения правонарушителя.

На этапе подготовки дела к рассмотрению решаются следующие вопросы:

Относится ли к компетенции органа, должностного лица данного дела;

Правильно ли составлен протокол и другие материалы дела;

Извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;

Истребованы необходимые дополнительные материалы;

Подлежат ли удовлетворению ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей и адвоката.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются, как правило, по месту их совершения (ст.276 КУоАП) или по местонахождению таможенного органа, в зоне которого совершено правонарушение (ст.388 ТКУ). Отдельные дела за нарушение водителями правил дорожного движения могут рассматриваться также по месту учета транспортных средств.

Сроки рассмотрения дела следующие (ст.277 КоАП):

В течение 15 дней

За некоторые правонарушения 7 дней

За некоторые правонарушения 5 дней

За некоторые правонарушения 3 дня.

Со дня получения уполномоченным органом или должностным лицом протокола и других материалов дела.

За мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах, злостное неповиновение, выявление неуважения к суду и других правонарушений срок рассмотрения установлен - одни сутки.

Дело о нарушении таможенных правил рассматривается в пятнадцати дней со дня получения должностным лицом таможенного органа или судом (судьей) материалов, необходимых для разрешения дела (ст.389 ТКУ).

Слушание дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, его рассматривает. Председательствующий объявляет, какое дело подлежит рассмотрению и кто привлекается к административной ответственности. Всем участникам производства разъясняются их права и обязанности. Далее оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются лица, участвующие в деле, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение.

Орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить:

Было ли совершено административное правонарушение;

Виновно ли данное лицо в его совершении;

Подлежит ли оно административной ответственности;

Есть обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

Причинен имущественный вред;

Есть основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, трудового коллектива;

Выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При рассмотрении коллегиальным органом дела об административном правонарушении ведется протокол, в котором указывается (ст.281 КоАП):

Дата и место заседания;

Наименование и состав органа, рассматривающего дело;

Сведения о явке лиц, участвующих в деле;

Объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, их ходатайства и результаты их рассмотрения;

Документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении дела;

Сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования.

Протокол заседания коллегиального органа подписывается председательствующим на заседании и секретарем этого органа.

Установив причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, орган или должностное лицо, рассматривающее дело вносит в соответствующий государственный орган, общественную организацию или должностному лицу предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Гарантией действенности таких предложений является закрепление обязанности уведомления о принятых мерах в течение месяца со дня поступления органу (должностному лицу), который внес предложение.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган или компетентное должностное лицо выносит постановление по делу, которая должна иметь следующие реквизиты (ст.283 КоАП):

Наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление. Указанная информация об органе, кроме формальных требований, связанная с обеспечением гарантий прав лица, привлекаемого к ответственности на обжалование постановления. В связи с этим, и дата принятия постановления и наименование органа имеют важное значение для определения инстанции для обжалования и исчисления сроков обжалования постановления;

Дата рассмотрения дела;

Сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело. Речь идет о необходимости обозначения в протоколе фамилии, имени, отчества, возраста, места работы (учебы) и места жительства в отношении которого вынесено постановление;

Изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела. При изложении указанных обстоятельств особое значение имеет правильная юридическая квалификация деяния, является основанием рассмотрения дела, объективного изложения всех обстоятельств, не только изложенных в протоколе об административном правонарушении, но и полученных при рассмотрении дела от свидетелей, потерпевших, общественных организаций;

Указание нормативного акта, который предусматривает ответственность за данное административное правонарушение направлено на обеспечение законности при применении мер воспитательного воздействия. Не единичны случаи, когда за конкретное административное правонарушение применялись санкции, не предусмотренные соответствующим нормативным актом;

Принятое по делу решение. Требования закона в этой части сводятся к тому, чтобы в постановлении было указано, какое решение принято в результате рассмотрения дела.

Если при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение органами (должностными лицами) одновременно решается вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущерба, подлежащего взысканию, порядок и срок его возмещения.

Постановление по делу должно содержать решение вопроса об изъятых вещах и документах, а также указание о порядке и сроке его обжалования. Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Постановление подписывается должностным лицом, которая рассматривала дело, а постановление коллегиального органа - председательствующим на заседании и секретарем этого органа.

По делу уполномоченным органом или должностным лицом может быть вынесено одно из следующих постановлений:

О применении мер воздействия, применяемых к несовершеннолетним (ст.24-1 КоАП);

О закрытии дела.

Постановление о закрытии дела выносится при: 1) объявлении устного замечания; 2) передачи материалов на рассмотрение товарищеского суда или передачи их прокурору, органу дознания или предварительного следствия; 3) при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Копия постановления в тот же срок вручается или вы-силаеться потерпевшему по его просьбе. Она вручается под расписку, а о высылке делается соответствующая отметка в деле.

В делах о некоторых административных правонарушениях повязкам связанные с нарушением правил применения, хранения, ношения или перевозки огнестрельного (ст.ст. 174, 191 КУоАП), орган, уполномоченный решать дело направляет копии постановления предприятию, учреждению, организации для сведения и органа внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрете этому лицу пользоваться огнестрельным оружием.

По делу о нарушении таможенных правил таможенный орган или суд (судья), рассматривающий дело, выносит одно из следующих постановлений (ст.391 ТКУ):

О проведении дополнительной проверки;

О наложении административного взыскания;

О прекращении производства по делу;

О возбуждении уголовного дела о контрабанде.

Стадия пересмотра дела в связи с обжалованием или опротестуван нием постановления является факультативной, то есть необязательным, и наступает только в случае обжалования или опротестования принятого постановления по существу дела. Она может закончиться принятием одного из таких решений - об отмене, об изменении или оставлении в силе принятого постановления.

Просмотр - это проверка законности и обоснованности дела субъектом, который наделен правом отменять, изменять или оставлять ранее принятое постановление без изменений.

Пересмотр постановления, как самостоятельная стадия, построенный на основе сочетания возможности обжалования и опротестования постановления по обязанностью компетентного лица или органов рассматривать и при наличии оснований пересматривать их, позволяет на основании единого толкования и применения закона исправлять и устранять допущенные ошибки. Гарантией соблюдения законности является также право высших органов управления и председателя высшего суда независимо от наличия жалобы гражданина, протесту прокурора отменять или изменять постановления.

Просмотр следует отличать от повторного рассмотрения дела, который производится в тех случаях, когда принятое ранее постановление отменено и дело направлено на новое рассмотрение. В первом случае действует постановление по делу, законность и обоснованность которого проверяется. Во втором - старую постановление отменено и по делу необходимо принять новое постановление.

Сам факт существования возможности пересмотра постановления судом или высшим органом имеет большое превентивное значение, заставляет должностное лицо, которому поручено применять административное взыскание, более ответственно относиться к виновности лица, квалификации ее действий, выбора меры взыскания.

Процессуальной основанием пересмотра могут быть: 1) жалоба гражданина, в отношении которого вынесено постановление; 2) жалоба потерпевшего; 3) протест прокурора. Инициатива по пересмотру постановления может выходить также от председателя вышестоящего суда и по инициативе органа, осуществляющего контроль за законностью, или принявший постановление.

Постановление по делу о нарушении таможенных правил может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, или представителем такого лица (ч.1 ст.393 ТКУ).

Постановление районного (городского) суда (судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит. Но это не исключает возможность ее опротестования прокурором (ст.289 КоАП).

Порядок обжалования постановления по делу следующий (ст.288 КоАП):

Постановление административной комиссии - в исполнительный комитет соответствующего Совета или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным;

Решение исполнительного комитета поселкового, сельского Совета - в исполнительный комитет районного, городского, районного в городе совета или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным;

Постановление другого органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным: постановление о наложении иного административного взыскания - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным.

Постановление об одновременном наложении основного и дополнительного административных взысканий может быть обжаловано по выбору лица, в отношении которого оно вынесено, или потерпевшего в порядке, установленном для обжалования основного или дополнительного взыскания.

Постановление органа внутренних дел (должностного лица), Государственной инспекции по маломерным судам о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу);

Постановление должностного лица военной автомобильной инспекции по делу о нарушении правил дорожного движения - вышестоящему должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу.

Ст.393 ТКУ закреплен порядок обжалования постановлений о нарушении таможенных правил, который осуществляется в следующем порядке:

Жалоба на постановление таможни регионального подчинения может быть подана в соответствующую региональной таможни или местный суд по местонахождению таможни, вынесшей постановление;

Постановление региональной таможни по жалобе на постановление подчиненной ей таможни может быть обжаловано в специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела или в местный суд по местонахождению этой региональной таможни

Постановление региональной таможни, таможни центрального подчинения может быть обжаловано в специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела или в местный суд по местонахождению соответствующей региональной таможни.

Жалоба на постановление может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления (ст.289 КУоАП и ч.7 ст.393 ТКУ). В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом уполномоченным рассматривать дело.

Жалоба подается в орган (должностному лицу), который вынес постановление по делу об административном правонарушении, если иное не установлено законодательством. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом органа уполномоченному ее рассматривать (ст.288 ТКУ).

Подача в установленный срок жалобы или протеста приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением постановлений о применении таких взысканий как: 1) предупреждение; 2) административный арест; 3) наложение штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения (ст.291 КоАП).

Протест вынесен прокурором по жалобе вносится в вышестоящий орган (должностному лицу) в отношении органа, который принял решение по жалобе.

Срок рассмотрения жалобы или протеста на постановление составляет десять дней со дня их поступления (ст.292 КоАП).

Орган или должностное лицо при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает одно из следующих решений (ст.293 КУоАП и ст.394 ТКУ):

Оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

Отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;

Отменяет постановление и прекращает дело;

Изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности.

Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать это дело, то такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

Копия решения по жалобе или протеста на постановление по делу в течение трех дней направляется потерпевшему по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Стадия исполнения постановления о наложении административного взыскания является завершающей стадией производства по делам об административных правонарушениях. Ее сущность заключается в практической реализации административного взыскания назначенного правонарушителю постановлением. От того, как последовательно реализовано постановление об административном взыскании, насколько дело доведено до конца зависит уровень эффективности борьбы с административными правонарушениями, их предупреждение, результативность воспитания граждан в духе точного и неуклонного соблюдения законов. Только в условиях реального выполнения наложенного административного взыскания срабатывает механизм его воздействия на сознание правонарушителя, практически обеспечивается соблюдение одного из главных правовых принципов - неотвратимости наказания. И наоборот, невыполнение наложенных взысканий делает всю предыдущую процедуру производства малоэффективной, ведет к дискредитации решений уполномоченных органов, а у нарушителя возникает чувство безнаказанности, в результате чего он нередко снова становится на путь совершения правонарушений.

Стадия исполнения постановления о наложении административного взыскания имеет олицетворенную нормативную регламентацию, она предусматривает выполнение определенных действий компетентными органами, учреждениями и их должностными лицами, базирующиеся как на нормативных предписаниях, так и на постановлениях о наложении административного взыскания.

Если наложении административного взыскания является юридическим фактом, что влечет за собой возникновение правовых отношений между юрисдикционным органом и лицом, в отношении которого вынесено решение о применении мер административного взыскания, то исполнение постановления аналогичен фактом, влекущим возникновение отношений между органом или должностным лицом, уполномоченными выполнять постановление о наложении взыскания, и лицом в отношении которого она выполняется.

Необходимым условием исполнения постановления о наложении административного взыскания считается вступления в законную силу. Это означает, что постановление вступило значение закона, является обязательным и подлежит реализации. В случаях обжалования или опротестования постановления, его выполнение останавливается, а затем восстанавливается, если жалоба или протест остались без удовлетворения.

Согласно ст.299 КоАП постановление подлежит исполнению с момента его вынесения. В отличие от приговоров судов по уголовным делам, которые согласно общего правила могут быть приведены в исполнение только после окончания срока кассационного обжалования постановления о наложении административных взысканий являются актами управления и вступают в силу немедленно.

При обжаловании или опротестовании постановления о наложении административного взыскания, постановление подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения, за исключением постановлений о применении мер взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения (ст.258 КоАП).

Статья 301 КУоАП предусматривает отсрочку исполнения постановлений в виде штрафа, административного ареста и исправительных работ, если немедленное ее выполнение невозможно. Орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении административного взыскания может отсрочить его исполнение на срок до одного месяца.

Отсрочка исполнения постановления является исключением из общих правил. Она возможна, например, по поводу тяжелой болезни лица, привлеченного к ответственности, если этот факт подтвержден документом лечебного учреждения; в связи со сложными семейными обстоятельствами или другими серьезными причинами, которые действительно препятствуют неотложной реализации постановления. Характерно, что отсрочка распространяется только на постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, исправительных работ или штрафа (за исключением взыскания штрафа на месте совершения административного правонарушения). Итак, если постановлением наложено административное взыскание: предупреждение, возмездное изъятие или конфискация предметов, лишение специального права - отсрочка исполнения запрещена.

В 303 КУоАП говорится, что не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение 3-х месяцев со дня вынесения. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой. Из этого вытекает, что постановление должно быть обращено для выполнения в течение 3-х месяцев со дня вынесения. Если производство начинается после этого срока, это считается нарушением законности. Но, если выполнение начато до истечения срока давности наложения взыскания (ст.38 КоАП), его можно продолжать столько, сколько это предусмотрено законодательством.

Установка 3-х месячного срока исполнительного производства дисциплинирует органы, уполномоченные выполнять постановления, повышает их ответственность за правильную, своевременную и полную реализацию этого акта.

Постановление о вынесении предупреждения выполняется в письменной форме (ст.306 КУоАП) и принимается к исполнению органом (должностным лицом), который принял постановление путем ее объявления правонарушителю. Например, если взыскание в виде предупреждения накладывается административной комиссией, то она и выполняет ее, объявляя о принятых мерах на заседании.

На практике существует немало случаев, когда постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения выносится в отсутствие нарушителя. Тогда она выполняется посредством вручения ему копии постановления в течение трех дней, о чем делается соответствующая отметка в деле (ст.285 КоАП). Если же предупреждение, как мера административного взыскания выносится на месте совершения правонарушения, то оно оформляется способом, который установлен органом исполнительной власти, должностные лица которого уполномочены выносить предупреждения (органы внутренних дел, органы Министерства транспорта и т.п.). Законодательством не урегулирована процедура исполнения постановлений о вынесении предупреждения на месте совершения правонарушений, за исключением тех обстоятельств, которые предусмотрены статьей 258 КУоАП (составление протокола об административном правонарушении является обязательным, если нарушитель оспаривает наложенное на него взыскание).

Сущность производства по выполнению постановления о наложении штрафа (гл.27 КоАП) состоит в практической реализации этого взыскания. От того, насколько своевременно и полно выполняется постановление, в значительной мере зависит эффективность этого производства и всего института административной ответственности.

Исполнение постановления о применении административного штрафа является одной из основных и важных стадий производства. Только при условии реального взыскания наложенного штрафа срабатывает механизм влияния административного взыскания на сознание правонарушителя, практически обеспечивается соблюдение одного из важнейших принципов административной ответственности - неотвратимости наказания за совершенное противоправное деяние, достигается цель предотвращения совершения новых правонарушений. Действующее законодательство не устанавливает единого порядка выполнения этого административного взыскания, процедура и сроки его выполнения зависят от ряда факторов: добровольности уплачивания правонарушителем штрафной суммы, наличие жалобы или протеста на постановление, наличие или отсутствие постоянного заработка, места наложения штрафа.

В соответствии со ст.307 КУоАП правонарушителю предоставляется возможность самому оплатить наложенный на него штраф. Такая оплата должна быть выполнена не позднее 15 дней со дня вручения нарушителю постановления о наложении штрафа. Закон предусматривает приостановление выполнения постановления в связи с подачей жалобы или вынесения протеста. В этих случаях 15-дневный срок уплаты штрафа исчисляется со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Штраф, как и любое другое административное взыскание, имеет публичный характер, то есть уплачивается нарушителем. Из этого правила закон предусматривает исключение только для лиц в возрасте от 16 до 18 лет в случае совершения ими административного правонарушения. При отсутствии в них самостоятельного заработка штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих (ч.2 ст.307 КоАП).

Общее правило действует и в отношении должностных лиц - штраф должен взиматься с их личного заработка. Запрещается отнесение наложенных на должностных лиц штрафов на счет предприятий, учреждений и организаций.

Добровольная уплата нарушителем наложенного штрафа является исчерпывающей требованием при выполнении этого взыскания и не требует применения дополнительных принудительных действий компетентных государственных органов, учреждений, организаций и их должностных лиц. Этому способствует разъяснения юрисдикционным органом порядка уплаты наложенного штрафа при вынесены постановления. На необходимость такого роз "объяснения указывают и соответствующие ведомственные нормативные акты (например, "Инструкция о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил»). Добровольная уплата наложенного штрафа не должна оставаться бесконтрольной. Надлежащая организация контроля за процессом исполнения взыскания - одно из условий полного взыскания наложенного штрафа.

В случае неуплаты штрафа в 15-дневный срок закон предусматривает принудительный порядок его взыскания (ст.308 КоАП). Установление такого порядка обусловлено указанными выше реалиями исполнительной практики (когда штраф платят не все правонарушители) и такой порядок направлен на обеспечение полного выполнения постановлений.

Руководствуясь ст.308 КУоАП орган административной юрисдикции, уполномоченный рассматривать дела в случае неуплаты нарушителем штрафа в указанный в ст.307 КУоАП срок, направляет постановление о наложении штрафа для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии. При этом дальнейший порядок выполнения постановления регламентируется правилами установленными Гражданским процессуальным кодексом Украины.

Бухгалтерия по месту работы (учебы) нарушителя обязана взыскать с заработной платы (пенсии, стипендии) указанную в постановлении сумму. Сама же постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается органу (должностному лицу), который ее вынес. То есть, стадия исполнения постановления об административном проступке в данном случае заканчивается возвращением в орган административной юрисдикции документа (постановления, квитанции) с отметкой об уплате указанной в постановлении суммы.

Если лицо, подвержена штрафа, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии нарушителя невозможно по другим причинам, то выполнение производится на основании постановления органа (должностного лица) о наложении штрафа государственным исполнителем путем обращения взыскания на личное имущество нарушителя, а также на его долю в общей собственности (ч.2 ст.308 КоАП).

Постановление о конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения подлежит обязательному исполнению в течение общего срока установленного для реализации постановлений об административных взысканиях. Конфискация осуществляется путем изъятия предметов и принудительном безвозмездном его передачи в распоряжение соответствующего государственного органа, предприятия, организации, то есть в собственность государства. В зависимости от особенностей и целевого назначения конфискован предмет реализуется через специализированную торговую сеть.

Конфискованный предмет, являющийся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, подлежит обязательной реализации, при этом уполномоченный орган учитывает его состояние и возможности дальнейшего использования. Предметы пригодны для реализации, направляются в местной торговой сети, непригодные по своим качествам для реализации направляются для уничтожения.

Перед реализацией продовольственных товаров проводится сертификация качества продуктов. Ее проводят санэпидемстанция, ветеринарная служба, Госстандарт в зависимости от номенклатуры товара.

О реализации конфискованного предмета или его уничтожение обязательно составляется акт, в котором указываются особенности предмета, форма реализации или уничтожения и другие реквизиты, подтверждающие факт реализации или уничтожения. Акт подписывается представителями соответствующих органов уполномоченных передавать на реализацию предметы, их реализовывать или уничтожать.

Производство по исполнению постановления о конфискации заканчивается возвращением постановления с отметкой об исполнении органу (должностному лицу), которая вынесла постановление (ст.316 КоАП). Только после выполнения этих требований стадия выполнения заканчивается. При этом необходимо отметить, что в законодательстве некоторых государств окончания производства более конкретно определяется по времени, что способствует оперативному осуществлению исполнительного производства.

С точки зрения исполнительного производства возмездное изъятие и конфискация достаточно похожи. Характерной чертой указанных видов административных взысканий является то, что они не могут быть обращены на государственное и общественное имущество. Особенностью данных видов взысканий является то, что лицо, в отношении которого применена конфискация и возмездное изъятие, теряет все права на изъятое имущество. Поэтому конфискации и возмездного изъятия подлежит лишь предмет, находящийся в частной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательством Украины (ч.1 ст.29 КоАП). Решение о лишении права собственности на определенную вещь (предмет) должен принимать квалифицированный орган, которым в данном случае может быть только суд.

Согласно ст.311 КоАП постановление о возмездном изъятии предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, выполняется государственным исполнителем.

Постановления о лишении специального права выполняются:

О лишении права управления транспортными средствами - должностными лицами органов внутренних дел, указанным в п.2 ст.222

О лишении права управления речными и маломерными судами выполняется начальником Главной государственной инспекции Украины по безопасности судоходства и его заместителями, капитаном речного порта.

Постановление о лишении права охоты принимается во исполнение указанными в ч.2 ст.242 КУоАП должностными лицами органов охотничьего хозяйства.

Существование такого права предполагает наличие ряда обязательные условий, повязкам связанных со сдачей экзаменов и определенным состоянием здоровья я. При этом право управлять транспортными средствами предоставляется на заранее определенный срок, по истечении которого проводится дополнительный осмотр состояния здоровья я. В связи с этим не является административным взысканием лишения водителя права управления (изъятия удостоверения и устранения водителя от управления транспортным средством) при обнаружении у него физических, психических и других медицинских пороков на которые установлены медицинские запреты, препятствующие допущению лица к осуществлению функций водителя. Они могут быть лишены права управления любыми видами технических транспортных средств, которые подтверждаются удостоверением.

Следует учитывать то обстоятельство, что для лишения права управления установленные сроки лишения этого права, которые дифференцируются в зависимости от вида административного проступка. Законодатель в большинстве норм устанавливает лишь верхний предел срока лишения - не более 3-х лет. Нижняя граница этого срока непосредственно не устанавливается (ст.30 КоАП) и поэтому определяется в пределах минимальной санкции, предусмотренной ст.124 КУоАП, то есть - три месяца.

Лишение гражданина права управления транспортным средством, речным, маломерным судном или права охоты применяется на срок до трех лет. Однако, если лицо лишено на определенный срок такого права, добросовестно относится к труду, примерно ведет себя, то орган (должностное лицо), оштрафовали, имеет право сократить установленный постановлением срок лишения права. Уполномоченный орган (должностное лицо) может принять такое решение при условии, что прошло не менее половины указанного срока. Итак, если водитель был лишен права управления транспортным средством на 2 года, то для решения вопроса о сокращении необходимо, чтобы прошло не менее одного года с момента лишения этого права.

Ходатайство о сокращении срока направляется (подается) общественной организацией или трудовым коллективом, в котором работает лицо, лишена специального права (ст.320 КоАП).

После окончания срока лишения, а также в случае его сокращения, лице подвергнутой данном меры взыскания, водительское удостоверение возвращается.

Изъятие водительского удостоверения еще не означает, что лицо, лишенное права управления, действительно в течение срока лишения не будет руководить транспортным средством. Проконтролировать соблюдение данной процедуры сложно и не так просто, как считается на первый взгляд. На практике возникают ситуации, когда лицо, лишенное права, имеет два удостоверения водителя, один из которых изымается, а другое правонарушитель продолжает использовать в качестве действительного или водитель управляет транспортным средством без удостоверения. Поэтому, по нашему мнению, необходимо изыскивать способы обеспечения механизма реального наказания нарушителей дорожного движения, не допускать их к этому процессу во время отбывания наказания.

В статье 321 КУоАП законодатель регулирует исчисления сроков лишения права управления транспортными средствами, речными или маломерными судами, а также права охоты. Общее правило исчисления сроков лишения права состоит в том, что водители транспортных средств, судоводители и лица, нарушившие правила охоты признаются лишенными этого права с определенного законодательством момента, которым является вынесение по этому поводу постановления уполномоченного органа или должностного лица. Исключением считаются обстоятельства, когда правонарушители, которые лишены специального права, уклоняются от предоставления документа, удостоверяющего это право, в этом случае срок лишения их права исчисляется со дня сдачи или изъятия такого документа. Подача жалобы или вынесения протеста приостанавливает срок лишения права. В случае оставления жалобы или протеста без удовлетворения срок соответственно увеличивается.

При решении вопроса о лишении права управления транспортным средством у водителя изымается водительское удостоверение на срок до вынесения постановления по делу, а вместо него выдается временное разрешение на право управления, действителен до окончания срока, установленного для подачи жалобы, а если она подана - до принятия по ней решения. О выдаче такого разрешения делается отметка в протоколе об административном правонарушении.

Если нарушитель не воспользовался предоставленным ему правом обжаловать вынесенное постановление о лишении права управления транспортным средством по истечении 10-дневного срока, отведенного на обжалование (ст.289 КУоАП), временное разрешение считается недействительным и подлежит изъятию. Аналогичным путем действуют и в случае, когда лицо, в отношении которого вынесено постановление, обратилась в орган, который вынес данное постановление с просьбой о восстановлении срока обжалования, который был пропущен по уважительной причине.

Постановление о применении исправительных работ реализуется в следующем порядке:

Районный (городской) суд (судья) постановление о применении исправительных работ направляет в Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний на исполнение не позднее следующего дня после его вынесения;

Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний получив постановление направляет ее в инспекцию из исправительных работ по месту жительства нарушителя;

Инспектор по исправительных работ направляет полученную постановление администрации предприятия (учреждения, организации) по месту постоянной работы нарушителя, то есть туда, где будет отбывать взыскания правонарушитель.

Бухгалтерия предприятия, учреждения, организации, где постоянно работает нарушитель в соответствии с резолюцией руководителя делает содержание из его заработка в доход государства определенных сумм в течение срока отбывания административного взыскания. Их размер должен обязательно соответствовать тому, который определен постановлением об административном взыскании (до 20% заработка). Содержание проводится со всей суммы заработка без исключения сумм налогов и других платежей, а также независимо от наличия претензий к нарушителю по исполнительным документам.

Эффективное исполнение постановления о применении исправительных работ, их воспитательное воздействие во многом зависит от действий администрации данного предприятия, в котором привлечен непосредственно отбывает назначенный ему вид взыскания. В частности, на администрацию возлагается:

Правильное и своевременное проведение удержаний с заработка нарушителя;

Трудовое воспитание нарушителя;

Информирование органов, ведающих исполнением данного вида взыскания, об уклонении нарушителя от отбывания наказания (ст.324

При получении копии постановления администрация предприятия обязана правильно и своевременно вычесть сумму из заработной платы нарушителя в доход государства и своевременно перевести ее на указанный в постановлении расчетный счет.

Администрация обязательства "связана контролировать поведение лица, отбывающего исправительные работы; проведение с ним воспитательной работы, контролировать соблюдение производственного режима и дисциплины; информировать инспекцию исправительных работ о количестве отработанных нарушителем рабочих дней и введенных удержаний, о количестве дней, когда привлечен к ответственности не работал, и причин невыхода, о применении к нарушителю мер поощрения и взыскания, перевод на другую работу или увольнение с работы по инициативе администрации.

Нормы ст.323 КУоАП закрепляют достаточно важные для административно-юрисдикционной деятельности правила исчисления сроков отбывания исправительных работ. Они заключаются в том, что:

Отбывание исправительных работ исчисляется временем, в течение которого нарушитель работал и из его заработка проводилось отчисления.

Количество дней, отработанных нарушителем, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на установленный районным судом (судьей) календарный срок взыскания.

Если нарушитель не отработал указанного количества рабочих дней и отсутствуют основания для зачисления неотработанных дней в срок взыскания, отбывания исправительных работ продолжается до полной отработки нарушителем предназначенной количества рабочих дней.

В срок отбывания взыскания засчитывается время, в течение которого нарушитель не работал по уважительным причинам и ему в соответствии с законом выплачивалась заработная плата.

В срок отбывания взыскания засчитывается время болезни, время, предоставленное для ухода за больным, и время, проведенное в отпуске по беременности и льготах.

Время болезни, вызванной опьянением или действиями, связанными с опьянением, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.

Главное правило при выполнении этого вида взыскания заключается в том, что срок исправительных работ исчисляется месяцами или днями (ст.37 КоАП), а их отбывания - время, в течение которого нарушитель работал и из его заработка происходило отчисления.

Количество дней, отработанных нарушителем должна быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на установленный судом (судьей) календарный срок взыскания.

Из содержания нормы ст.325 КУоАП не ясно, что необходимо понимать под уклонением от отбывания исправительных работ. В практической деятельности органов внутренних дел принято считать длительные прогулы без уважительных причин, а также уклонение от трудоустройства. Норма определяет только уклонение от отбывания исправительных работ лиц, совершивших мелкое хулиганство. В этом случае постановлением судьи не отбытый срок исправительных работ может быть заменен штрафом в размере от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан или административным арестом из расчета один день ареста за три дня исправительных работ.

Законодательство об исполнении постановлений о применении административного ареста относит к компетенции органов внутренних дел (ст.327 КоАП). Постановление районного (городского) суда (судьи) о применении административного ареста в счет выполнения срочно после вынесения (ст.326 КоАП). Сущность выполнения данного взыскания заключается в принудительном сопровождении лица, совершившего административное правонарушение, в специально предназначенной для этой цели учреждения органов внутренних дел. Постановление районного (городского) суда (судьи) является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит (ст.287 КоАП). Подача жалобы, протеста в соответствии с ч.1 ст.291 КУоАП не приостанавливает исполнение постановления, и это является исключительным правилом. Это исключение относится как к административному аресту так и к предупреждению качестве меры административного взыскания, который выносится в письменной форме.

Порядок отбывания административного ареста состоит из особенностей соблюдения режима наказания, в частности:

Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей в местах, определенных органами внутренних дел;

При выполнении постановления о применении административного ареста лица подвергаются личному досмотру;

Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста;

Отбывания административного ареста осуществляется по правилам установленных законодательством Украины.

Статья 328 КУАП устанавливает порядок трудового использования лиц, подвергнутых административному аресту, а именно:

Лица, подвергнутые административному аресту за правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.44; ст.173; 173-2; ч.3 ст.178; 185; ч.2 185 1; и ч.1 ст.185 3; КоАП должны использоваться на физических работах;

Организация трудового использования лиц, подвергнутых административному аресту, возлагается на исполнительные комитеты местных Советов;

Лицам, подвергнутым административному аресту, за время пребывания под арестом заработная плата по месту постоянной работы не выплачивается.

Организация привлечения админарестованных к труду возложена на местные органы власти, которые определяют перечень предприятий, организаций, где они должны работать. Средства, поступающие от предприятий и организаций за работы, выполненные админарестованных, зачисляются в бюджет соответствующих местных советов.

Лекция 9. Производство по делам об административных правонарушениях

9.4. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных стадиях. Каждая стадия завершается принятием по делу соответствующего акта, ей присущи свой круг участников, свои процессуальные документы.

Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ), его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства. На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий. Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства.

2. Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения (гл. 29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

Подготовка к рассмотрению дела;

Анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;

Принятие и оформление решения (постановления) по делу;

Доведение принятого решения до сведения.

3. Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ), этапы данной стадии:

Обжалование, опротестование постановления;

Подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;

Рассмотрение жалобы (протеста);

Решение по жалобе (протесту) и его оглашение;

Пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу.

4. Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

Обращение постановления к исполнению;

Реальное исполнение наказания, установленного постановлением (решением);

Окончание производства по исполнению постановления (решения).

Предыдущая

Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных стадиях. Каждая стадия завершается принятием по делу соответствующего акта, ей присущи свой круг участников, свои процессуальные документы.

Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ), его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства. На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий. Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства.

2. Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения (гл. 29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

Подготовка к рассмотрению дела;

Анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;

Принятие и оформление решения (постановления) по делу;

Доведение принятого решения до сведения.

3. Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ), этапы данной стадии:

Обжалование, опротестование постановления;

Подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;

Рассмотрение жалобы (протеста);

Решение по жалобе (протесту) и его оглашение;

Пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу.

4. Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

Обращение постановления к исполнению;

Реальное исполнение наказания, установленного постановлением (решением);

Окончание производства по исполнению постановления (решения).

Вопрос 38: Возбуждение и расследование дела об административном правонарушении.

Возбуждение административного дела – первоначальная стадия административного производства. Следует различать его поводы и основания.

Поводами к возбуждению дела являются : непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица – представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.п.).

Установлены реквизиты протокола: дата и место составления; данные о его составителе; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и его существо; нормативный акт, предусматривающий административную ответственность за данное правонарушение; данные о потерпевших и свидетелях; объяснения нарушителя и иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности.

Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о. личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение суток с момента выявления правонарушения.

Затем протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

При невозможности составить протокол на месте совершения административного правонарушения, хотя его составление обязательно, нарушитель может быть доставлен в полицию.

Административное расследование

Расследование дела, являясь начальной стадией производства по делам об административных нарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств нарушения, их фиксирование и квалификацию деликта. В этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к деликвенту предусмотренных законом мер воздействия.

Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения.

Началу административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки нарушения, т. е. наличие повода, ибо не обнаруженное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию дела состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, требует, чтобы они соответствующим образом реагировали на сигнал об административном нарушении.

Поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть заявления граждан, сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, печати и иных средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния управомоченным лицом.

Исследование фактических обстоятельств может осуществляться и с помощью материальных носителей информации (вещественных доказательств и документов), получаемых в результате задержания деликвента, личного досмотра и досмотра вещей, изъятия предметов.

Процессуальным документом, фиксирующим окончание расследования по административному делу, является протокол, который составляется о каждом нарушении, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством.

Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление материалов расследования на рассмотрение. Очевидно, что он имеет место лишь тогда, когда лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решить дело по существу или считает необходимым передать его в другие государственные органы.

Дело, по которому проведено расследование, направляется:

    органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать соответствующую категорию административных нарушений;

    в орган внутренних дел, прокуратуру, если будут выявлены признаки преступления;

    на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива;

    командиру воинской части, ректору вуза, соответствующему органу для решения вопроса о привлечении лица, совершившего административный проступок, к дисциплинарной ответственности.


Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:
возбуждение дела;
рассмотрение дела;
пересмотр постановлений и решений;
исполнение постановлений.
Каждая стадия - это совокупность процессуальных действий, имеющих сравнительно самостоятельный характер и призванных решать свойственные только ей задачи. Одна стадия отличается от другой кругом участников производства, совершением разного вида действий, оформлением специальных процессуальных документов, подводящих итог деятельности на данном этапе.
В то же время, несмотря на самостоятельность каждой стадии, они подчинены решению общей задачи административного процесса. Стадии производства тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей; на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.
На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения административного правонарушения, данные о виновном, составляется протокол. На второй происходит рассмотрение дела уполномоченным на то органом, выносится постановление. На третьей стадии, которая является факультативной, на основании жалобы лица или протеста прокурора пересматривается постановление и выносится решение о его изменении, отмене или оставлении в силе. На четвертой - принятое постановление исполняется. В законодательном порядке решены вопросы о распределении процессуальных функций между субъектами власти на каждой стадии производства: одни составляют протокол, другие рассматривают и выносят по нему постановление, третьи принимают решение по жалобе, четвертые исполняют постановление.
В случае упрощенного (ускоренного) производства по некоторым категориям дел, стадии производства не имеют своего четкого выражения, они практически сливаются. Так, при взыскании штрафа на месте соединяется расследование, рассмотрение дела и исполнение постановления. В данном случае все действия осуществляются одним должностным лицом.
Каждая стадия, в свою очередь, подразделяется на этапы, состоящие из взаимосвязанных действий. Систему стадий и этапов производства можно представить таким образом:
Возбуждение дела: возбуждение дела; административное расследование; процессуальное оформление результатов расследования; направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения по подведомственности.
Рассмотрение дела: подготовка дела к рассмотрению, анализ и оценка обстоятельств дела, принятие постановления, объявление постановления.
Пересмотр постановления: подача жалобы или опротестование постановления; рассмотрение жалобы или пересмотр постановления; вынесение решения; оглашение решения.
Исполнение постановления: обращение постановления к исполнению; приведение постановления в исполнение; разрешение вопросов, связанных с исполнением; окончание производства по исполнению постановления.
Таким образом, деятельность субъектов административного процесса развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга этапов развития, или стадий. Каждая стадия может начаться при наличии материального и процессуального оснований. Материальное основание - наличие нарушения правовой нормы, т.е. наличие юридического факта, содержащего в себе все признаки административного правонарушения. Процессуальное основание - повод - это полученная в установленном порядке компетентным органом (лидирующим субъектом) информация в виде заявления, сообщения, протокола, постановления, решения, протеста, жалобы.
Вопросы и задания для самопроверки:
Укажите задачи производства по делам об административных правонарушениях.
Дайте характеристику участникам производства.
Какова роль доказательств и доказываний в производстве по делам об административных правонарушениях?
Какие существуют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях?
Дайте краткую характеристику стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях.

Еще по теме 10.5. Стадии производства по делам об административных правонарушениях:

  1. 2.11.3. Производство по делам об административных правонарушениях
  2. § 1. Понятие и общие правила производства по делу об административном правонарушении
  3. § 4. Стадии производства по делу об административном правонарушении