Какими государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти

При производстве мебели и столярных изделий детали чаще всего скрепляются между собой «на шип». Существует несколько видов шиповых соединений: «ласточкин хвост», ящичное, круглое и овальное, которые позволяют крепить детали под необходимым углом или удлинить их. Шип представляет собой достаточно сложный в исполнении элемент, для изготовления которого разработан особый вид оборудования.

Виды шипорезных станков

Наиболее распространены в производстве шипорезные станки для рамочных, дверных и оконных конструкций. Оборудование может быть одно- или двухсторонним, проходным или возвратным. В качестве рабочих органов выступают фрезы (вертикальных или горизонтальные), пилы. Устройство фрезерует шипы и выемки для них (проушины) в элементах деревянных конструкций.

Шипы «ласточкин хвост» и ящичные прямые выполняются на специальных видах станков, созданных для крупных предприятий. Такие виды креплений очень надежны и обеспечивают длительную эксплуатацию изделий.

Шипы круглой и овальной формы создаются на устройствах с ЧПУ, работающих в автоматическом режиме. Станки с ЧПУ могут выполнять работу в любых плоскостях.

Основные характеристики:

  • максимальный диаметр обрабатываемой детали;
  • наибольшая ширина шипа;
  • наибольший поперечник шипа;
  • тип шипа;
  • скорость кручения шпинделя;
  • мощность двигателя;
  • габариты и вес.

Главное требование к шипорезному станку — высокая точность операций. Иначе детали не будут совпадать друг с другом и соединения не получится.

Другие сферы использования:

  • обработка калиброванных щитов, ДСП;
  • обгонка периметра дверных полотен, оконных рам;
  • обработка половой доски;
  • изготовление паркета.

Станки для сращивания древесины

Это особая категория шипорезного оборудования, которая используется на производстве для сращивания заготовок по длине. Станок нарезает в торцах деталей шипы зубчатой формы, обрабатывает клеем и направляет в прессы. Линии по сращиванию древесины работают в автоматическом режиме.

Принцип работы

шипы ящичного типа

Заготовка поступает на рабочую поверхность и обрезается по размеру, после чего формируются проушины и шипы. Станина представляет собой литую жесткую конструкцию с прижимными устройствами. Она оснащена колонной с рабочими головками, на которые можно надеть проушечную доску, пилы или фрезы.

Чтобы в процессе обработки заготовка не расщепилась, автоматическое устройство наносит слой клея. Таким образом предупреждается появление сколов. Кроме этого, на шипорезных станках может присутствовать механизм торцевания для подравнивания торцов деталей.

При серийном производстве мебели используется шипорезный станок по дереву с ЧПУ, создающее любые типы шиповых соединений. Они легко настраиваются, не требуют длительного обучения персонала. Существуют фрезерные станки с шипорезной кареткой, удобные для мелкосерийных производств.

Особенности эксплуатации

  • На крупных производственных конвейерах этот вид оборудования крепится к потолку. Дополнительно станки комплектуются прижимными устройствами, принимаются заготовки подрезными пилами. Деталь подается на торцовочные пилы и заканчивается обработка парой фрезеровочных суппортов.
  • Скорость подачи заготовки регулируется вариатором, плавно.
  • Для удовлетворительной обработки шпиндель должен вращаться со скоростью около 7000 оборотов в минуту.
  • Существует несколько видов оборудования, различных по размерам направляющей: на 2; 2,5 и 3 метра.
  • Конструкция позволяет использование нескольких различных инструментов для обработки дерева.
  • Станок может дополнительно оснащаться прижимным пневматическим механизмом и удлинителем рабочей поверхности.

Видеоролик демонстрирует работу шипорезного станка с ручными настройками:

Обзор и сравнение моделей

Модель
Ширина заготовки, мм 480 560 400 200
Длина заготовки, мм 1500 2440 1500 600
Частота вращения, об/мин 21500 7200 16500 4500
Мощность, кВт 1,5 4,4 1,75 5,5
Масса, кг 410 1220 140 475
Габариты, мм 1270*780*1330 3300*1780*1200 800*720*1320 2025*750*1300

Применение различных приспособлений для ручного фрезера значительно расширяет возможности данного агрегата, а также повышает комфортность и безопасность при работе с ним. В продаже существуют уже готовые модели устройств, предназначенных для использования в паре с фрезером, но, как правило, они стоят дорого. Поэтому многие мастера предпочитают сделать приспособления для данного агрегата своими руками.

Если закрепить ручной фрезер особым способом под столом, то получится универсальный столярный станок, позволяющий производить точную и быструю обработку длинных и коротких заготовок из дерева. Чтобы изготовить стол для фрезера своими руками, сначала нужно подготовить необходимые детали для сборки всей конструкции. На рисунке ниже показана карта раскроя, на которой расположены все детали будущего фрезерного стола. Вырезаются они с помощью циркулярки или форматно-раскроечного станка.

Приспособление можно изготовить из фанеры, ЛДСП или МДФ. На карте раскроя указана толщина материала 19 мм, но это не обязательное условие. Стол также можно собрать из плит толщиной 16 или 18 мм. Конечно же, для изготовления столешницы лучше использовать ламинированные или покрытые пластиком листовые материалы, которые будут позволять легко скользить заготовке по поверхности.

Также следует учесть, что данный самодельный столик предназначен для установки на козлы. Если вам нужен настольный вариант, то царги (5) нужно делать намного шире, чем 150 мм. Их ширина должна быть немного большей, чем высота аппарата, чтобы он мог разместиться под столешницей.

Если детали стола будут выпилены из фанеры или МДФ, то их торцы следует отшлифовать. Торцы деталей, изготовленных из ЛДСП, потребуется покрыть меламиновой кромкой, используя обыкновенный утюг.

Изготовление столешницы

Установка фрезера в стол может производиться как с использованием монтажной планки, так и без нее. Подготовка столешницы для прямого крепления к ней агрегата происходит следующим образом.

  1. Поскольку основная плита имеет длину 900 мм, то ее центр будет находиться в 450 мм от края. Поставьте в этом месте точку и с помощью угольника проведите линию.
  2. Отсоедините от подошвы аппарата накладку из пластика.
  3. Найдите середину среза на накладке и проведите линию через центр подошвы, используя угольник.
  4. Расположите накладку на центральную линию основной плиты так, чтобы с ней совпал центр подошвы, и отметьте карандашом центр будущего отверстия в столешнице.

  5. Далее, следует сделать разметку под монтажные винты.

  6. Просверлите отверстия, через которые агрегат будет крепиться к столу. Обязательно раззенкуйте их, чтобы шляпки винтов были немного углублены в столешницу.
  7. Просверлите центральное отверстие диаметром 38 мм.
  8. На следующем этапе следует сделать параллельный упор. С помощью электролобзика или фрезера проделайте полукруглые вырезы на передней стенке упора, а также на его основании.
  9. Прикрутите косынки к упорам. Ниже предоставлен чертеж, на котором указаны все отступы для размещения косынок.

  10. К нижней части столешницы прикрутите соединительные планки.

  11. Соберите фрезерный станок, используя схему, предоставленную ниже.

Крепление агрегата с помощью монтажной пластины

При установке аппарата на основную плиту ее толщина значительно уменьшает вылет фрезы. Поэтому для установки агрегата на толстые столешницы принято использовать более тонкие монтажные пластины из прочных материалов (стали, дюралюминия, поликарбоната, гетинакса или стеклотекстолита). Изготавливается пластина следующим образом.

  1. Из листа, например, текстолита, вырежьте квадратную заготовку 300 х 300 мм.
  2. Сверху пластины закрепите пластмассовую накладку, снятую с подошвы фрезера.
  3. Подберите сверло, соответствующее диаметру крепежных винтов, и просверлите в пластине отверстия, используя пластиковую накладку в качестве шаблона.
  4. Уложите пластину на столешницу и обведите ее карандашом. После этого внутри полученного контура нарисуйте квадрат со срезанными углами, как показано на следующем рисунке.

  5. Эту фигуру со скошенными углами необходимо вырезать лобзиком, предварительно просверлив в ней отверстие для входа пилы.
  6. После вырезания внутренней части вокруг внешнего контура следует закрепить планки, используя струбцины. Они будут служить шаблоном для обкаточной фрезы . Толщина планок должна быть достаточной для того, чтобы при установке глубины обработки упорный подшипник фрезы находился в зоне кромки направляющих.

  7. Для фрезеровки углубления закрепите в цанге агрегата обкаточную фрезу с верхним подшипником.

  8. Установите глубину обработки. Она должна равняться толщине пластины, предназначенной для монтажа агрегата.
  9. Профрезеруйте данный участок столешницы по установленному шаблону в несколько проходов.
  10. Уложите пластину в проделанное углубление. Она должна быть заподлицо с поверхностью основной плиты. Если пластина немного выступает, то прибавьте еще немного глубины погружения с помощью микрометрического винта и сделайте повторный проход фрезой.
  11. По углам выборки разметьте и просверлите отверстия для крепежа пластины.

  12. Уложите монтажную пластину в подготовленное посадочное место и, придерживая ее, переверните столешницу. После чего просверлите в пластине отверстия под крепеж. Чтобы спрятать шляпки болтов, прозенкуйте отверстия на лицевой стороне накладки.
  13. Также все отверстия с обратной стороны столешницы, предназначенные для закрепления пластины, следует расширить под посадку самоконтрящихся гаек сверлом с диаметром 11 мм. Гайки нужно посадить в полученные отверстия на эпоксидный клей (для выравнивания можно вкрутить в них болты).

Усовершенствование упора

Параллельный упор можно доработать, чтобы настройка фрезерного стола происходила более удобно и быстро: для этого нужно врезать в столешницу С-образные направляющие. Профиль может быть из алюминия. Для врезки используется прямая пазовая фреза. Профиль укладывается в подготовленный паз и прикручивается шурупами.

Далее, следует подобрать болты с шестигранной шляпкой такого размера, чтобы она могла входить в С-образный профиль и не проворачиваться в нем. Просверлите 2 отверстия в основании параллельного упора, соответствующие диаметру болта.

Также следует врезать С-образный профиль и в переднюю планку упора для закрепления на ней различных прижимов и защитных кожухов.

Прикручивается упор к столешнице с помощью гаек-барашков.

На задней стороне упора можно сделать камеру для подключения пылесоса . Для этого достаточно вырезать из фанеры квадрат, просверлить в нем отверстие под патрубок пылесоса и прикрутить получившуюся крышку к косынкам.

Также к упору можно добавить предохранительный щиток , изготовленный из МДФ или ЛДСП и небольшого прямоугольника из оргстекла. Для выборки пазов можно использовать лобзик либо фрезер с установленной пазовой фрезой.

Чтобы была возможность обрабатывать мелкие детали, необходимо изготовить фиксаторы и прижимы из фанеры или МДФ.

Изготавливается на циркулярке с шагом между пропилами 2 мм.

При желании, можно изготовить фрезерный стол с ящиками для инструмента .

Изготовление основания стола

Если требуется из ручного фрезера сделать стационарный станок, то без изготовления прочного основания не обойтись. Ниже приведена карта раскроя с нанесенными на ней деталями, которые потребуются для сборки основания стола. Размеры деталей потребуется подкорректировать, если использовать листовой материал другой толщины.

Все детали стола для ручного фрезера собираются с помощью конфирматов. Для удобства передвижения стола к его днищу можно прикрепить ролики. Если немного расширить данный стол и прикрепить в свободной его части дисковую ручную пилу, то получится универсальный стол для фрезера и циркулярки.

Чтобы станок занимал меньше места, его можно сделать по принципу стола-книжки с опускающимися с обеих сторон столешницами.

Самодельные приспособления для фрезера

Для расширения функциональных возможностей данного агрегата в продаже имеются достаточно дорогостоящие приспособления. Но владельцы фрезеров в целях экономии средств стараются изготавливать различные приспособы своими руками, которые работают не хуже заводских.

Простая шипорезка для фрезера изготавливается из двух кусков фанеры и пары мебельных телескопических направляющих. Фрезер устанавливается на площадке, имеющей отверстие для инструмента. Площадка крепится к верстаку под углом (для более удобного позиционирования оснастки по высоте), как показано на фото ниже.

Итак, шипорезное приспособление изготавливается в следующем порядке.

  1. Вырежьте из фанеры 2 площадки одинаковых размеров. Размер приспособы может быть любой.
  2. Расположите по краям первой площадки две телескопических направляющих параллельно друг другу и прикрутите их шурупами.

  3. Для более точного позиционирования направляющих можно между ними прикрутить две одинаковые по длине планки.

  4. Следует выдвинуть ответные планки и подложить под них вторую площадку вровень с первой. Поставьте карандашом на второй площадке точки сквозь планку, после чего проведите через них линию.
  5. Выньте из направляющих ответные планки, нажав на пластмассовые “усики”, расположенные на их обратной стороне.
  6. Уложите на площадку с разметкой ответные планки так, чтобы линия проходила через центр отверстий для крепежа, и прикрутите их шурупами.

  7. Аккуратно совместите 2 направляющих и задвиньте их (вы должны услышать щелчок). Если вы вставите деталь с перекосом, то сломаете телескопы, и из них высыпятся шарики.

  8. Между вертикальным упором с агрегатом и подвижным столиком необходимо выдержать определенное расстояние. Делается это для того, чтобы при опускании фрезы она не задевала площадку стола. Поскольку в данном случае максимальный вылет фрезы будет около 25 мм, то можно временно проложить между столиком и упором планку такой же ширины, то есть 25 мм. Планка позволит разместить конструкцию параллельно вертикальному упору

    .
  9. На следующем этапе, придерживая приспособу, просверлите 2 отверстия под шканты. Они позволят быстро позиционировать шипорезку на верстаке. Когда отверстия будут готовы, вставьте в них пару шкантов. Теперь можно убрать планку, проложенную между упором и приспособлением.

  10. Теперь, когда подвижный столик закреплен, на верхней его площадке необходимо установить вертикальный упор, как показано на следующем рисунке. Для жесткости упор подпирается двумя косынками.

  11. Когда все элементы шипорезки будут закреплены, можно приступить к испытаниям. Положите заготовку на столик приспособления и прижмите ее к упору. Установите необходимую высоту фрезы, включите агрегат и профрезеруйте заготовку.

  12. После первого прохода переверните заготовку на 180 градусов и повторите обработку.

  13. Поверните заготовку на 90 градусов, поставив ее на кромку, и снова повторите операцию.

  14. Поверните деталь на 180 градусов и проведите окончательную обработку шипа.

В результате у вас получится ровный и качественный шип.

Меняя высоту фрезы относительно площадки шипорезки, можно получать шипы различной толщины.

Копировальная втулка

Если в комплектации к вашему фрезеру не было копировальной втулки, то ее можно изготовить буквально за 30 мин из подручных средств. Для самоделки понадобится металлическая или дюралюминиевая шайба, которую можно изготовить из листового металла, и водопроводный резьбовой удлинитель.

Копировальная втулка изготавливается следующим способом.

  1. Подберите подходящую под резьбу удлинителя гайку и разрежьте ее с помощью болгарки так, чтобы получилось тонкое кольцо. После этого выровняйте его на точильном станке.

  2. Необходимо изготовить круглую площадку для втулки из листового металла или алюминия толщиной 2 мм. В зависимости от модели агрегата, отверстие в его подошве может иметь различную форму . В данном случае площадка должна иметь срезы по бокам, которые стачиваются на точильном станке.

  3. Сточив шайбу с двух сторон, разместите ее на подошве агрегата.

  4. Поставьте агрегат, не снимая шайбу, вертикально и наметьте карандашом места для крепежа сквозь отверстия в подошве аппарата.

  5. Места, отмеченные карандашом, необходимо накернить для точного позиционирования сверла.


  6. Сначала просверлите отверстия тонким сверлом, а затем уже сверлом, соответствующим диаметру крепежного болта.


  7. Оденьте шайбу на резьбовой удлинитель и закрутите кольцо-гайку. Зажмите деталь в тиски и обрежьте лишнюю резьбу вровень с гайкой при помощи болгарки.


  8. Зажмите деталь в тисках другой стороной и немного укоротите ее.

  9. Выровняйте деталь на шлифовальном круге, вставьте в подошву аппарата и закрепите ее винтами. Гайка-кольцо должна быть чуть ниже подошвы агрегата.


Направляющие для работы с фрезером

Если требуется выбрать очень длинный паз в заготовке, то понадобится приспособление для фрезера, которое называется шиной. Готовые металлические шины можно купить в специализированных магазинах. Но их также легко изготовить своими руками из пластика, фанеры или МДФ.

Толщина материала должна быть около 10 мм, чтобы детали можно было стянуть шурупами.

Направляющая для агрегата делается очень просто.

  1. Нарежьте на циркулярке три полосы. Одну широкую, порядка 200 мм, и 2 узкие – 140 и 40 мм каждая.
  2. Также изготовьте небольшую планку из того же материала, длиной около 300 мм и шириной 20 мм.
  3. Положите на широкую полосу деталь шириной 140 мм, выровняйте ее по краю и скрутите обе детали шурупами.
  4. Положите сверху широкой полосы, напротив прикрученной детали, узкую полосу шириной 40 мм. Для точного позиционирования проложите между верхними деталями планку шириной 20 мм и прикрутите узкую полосу шурупами к нижней детали. Таким образом, получится длинная шина с пазом шириной 20 мм.
  5. Возьмите планку шириной 20 мм и прикрутите ее к подошве аппарата, как показано на следующем фото. Для выборки паза подбирается прямая или фигурная пазовая фреза и закрепляется в цанге аппарата.

Когда все приспособления будут подготовлены, выполните следующие действия. Положите на верстак заготовку, которую необходимо обработать по всей длине, расположите на ней шину, закрепив струбцинами. Вставьте планку, прикрепленную к подошве фрезера в паз направляющей. Запустите агрегат и профрезеруйте заготовку по всей длине.

Если требуется выбрать глубокий паз, то обработка происходит в несколько заходов, чтобы оснастка погружалась в заготовку постепенно.


Шипорезный станок — разновидность деревообрабатывающих станков, которые используются для изготовления проушин и шипов при производстве деревянных конструкций. Элементы могут обрабатываться как для соединения под углом, при этом изготовляются рамный и ящичный пазы, так и для сращивания, при этом изготавливаются пазы типа «ласточкин хвост» или фигурные.

Такой станок обычно оснащается специальным автоматизированным механизмом подачи, обеспечивающим обработку в несколько технологических «проходов» без участия оператора, и устройством автоматической смены инструмента.

Шипорезный станок по дереву применяют как в небольших мастерских, так и в условиях крупного массового производства. Они незаменимы на предприятиях, занимающихся деревообработкой, домостроением, а также производством и ремонтом мебели.

1 Типы шипорезных станков

Механизмы подачи заготовки с переменной скоростью разрешают использование инструментов маленького диаметра для достижения высокой точности. Применение сменного инструмента способно обеспечить выполнение несколько десятков операций, давая максимальную гибкость всем настройкам обработки.

Процессы могут управляться персональным компьютером с памятью, диагностикой и графическим интерфейсом пользователя.

Применяемые шипорезные станки разделяются на два основных типа:

  • односторонние;
  • двухсторонние.

Станки одностороннего типа за один цикл выполняется изготовление шипов на одной стороне заготовки. Эти станки работают по позиционному принципу: заготовка фиксируется на рабочем столе, который совершает возвратно-поступательные движения относительно инструментов (фреза и пила), установленных на шпинделе.

Станки двустороннего типа изготовляют шипы сразу на обоих заготовки. Они работают по позиционно-проходному принципу, то есть опиловка торцевых частей выполняется при движении заготовки относительно инструмента, а нарезка шипов и проушин выполняется с помощью подвижного фрезерного узла при неподвижно зафиксированной заготовке.

1.1 Характеристики шипорезных станков

Основные параметры станков описываются их технологическими возможностями:

  • максимальная длина шипа;
  • минимальная толщина шипа;
  • максимальная глубина проушины;
  • ширина проушин;
  • допустимый размер заготовки.

Кроме того, станки характеризуются числом шпинделей, диаметром пилы, размерами фрезы, скоростью подачи и мощностью двигателя.

2 Известные производители и популярные модели

Различные модели также могут отличаться дополнительными возможностями, такими как:

  • программное управление, в том числе с помощью компьютера;
  • наличие автоматической смены инструмента;
  • конструкцией механизма подачи заготовки.

2.1 Makita Corporation, Япония

Японская компания «Makita» предлагает станок с программным управлением «Makita» 5500 S, оснащенный двумя двигателями для привода двух пар продольных и поперечных пильных дисков. Его параметры обеспечивают требуемую чистоту резки и скорость выполнения работы.

Наибольшая глубина резки за один проход составляет 90 мм, при этом большую глубину шипов (до 240 мм при ширине и высоте по 130 мм) можно просто достичь за несколько проходов.

Станок может работать с заготовками неограниченной длины, для чего используется вспомогательный блок с регулируемыми геометрическими параметрами. Сам станок весьма компактен и легок: размеры в горизонтальной проекции составляют 560×620 мм при высоте 810, вес не превышает 68 кг.

2.2 SCM Group, Италия

Под принадлежащим группе брендом «Celaschi» сегодня выпускается двусторонний станок «Progress», пригодный не только обработки материалов из дерева и его производных, таких как ДСП, но также и гипсовых плит, материалов из пластика и стекловолокна.

Кроме основной операции – изготовления шипов с применением фрез – он может выполнять раскрой, профилирование и другие операции.

«Progress» может работать с деталями свыше 6 метров длиной и толщиной до 20 сантиметров со скорость подачи материала до 1 метра в секунду. Он также имеет устройство автоматической смены инструмента и систему ЧПУ, может быть легко интегрирован с другим оборудованием от «SCM Group».

2.3 Группа компаний «МАГР», Украина

В номенклатуру продукции входит современный специализированный фрезерный станок модели «СШ-200-160П», который предназначен для выполнения операции нарезания поперечных шипов. Может использоваться совместно с торцовочными станками и прессами для сращивания ПСД.

Производит пакетную обработку деталей, что исключает сколы при резке. Фиксация пакета производится с помощью пневматического устройства, смещение шага шипов осуществляется путем изменения высоты рабочего стола.

2.4 Савеловский «СЗДО», Россия

АО «СЗДО» предлагает оборудование высокого качества, изготовленное совместно с ведущими мировыми компаниями, выпускающими оборудование для обработки древесины. Шипорезный станок «ШС»-3 предназначен для нарезки специальных клиновых шипов на торцах деревянного бруса.

Станок обеспечивает выполнение цикла операций со смещением фрезы на одну вторую часть шага, для чего применена специализированная пневматическая система от итальянской фирмы «Camozzi».

ШС-3 позволяет обрабатывать детали размерами 20 х 20 сантиметров при толщине до 12 сантиметров, полный цикл нарезания шипа с обеих сторон занимает не более 30 секунд.

2.5 Как нарезать шипы своими руками без применения станка?

В этом случае вам понадобится шипорезное приспособление. Нередко столяры изготавливают самодельные шипорезки, но сегодня можно приобрести промышленную модель, например – «CMT» — 300. С его помощью (при наличии электрического фрезера) вы сможете, применяя различные шаблоны, получить нужный вам ящичный паз.

Государственные полномочия полностью или частично могут передаваться органам местного самоуправления в двух формах: посредством наделения и делегирования. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только законом. Делегирование некоторых государственных полномочий органам местного самоуправления может осуществляться в особых случаях нормативным правовым актом органа государственной власти Российской Федерации или правовым нормативным актом субъекта Российской Федерации в виде поручения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Формы передачи государственных полномочий органам местного самоуправления. Государственные полномочия, полностью или частично, могут передаваться органам местного самоуправления в двух формах: посредством наделения и делегирования.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только законом. Такое требование установлено ч. 2 ст. 132 Конституции РФ.

Делегирование некоторых государственных полномочий органам местного самоуправления может осуществляться в особых случаях, нормативным правовым актом органа государственной власти Российской Федерации или правовым нормативным актом субъекта Российской Федерации в виде поручения.

Между наделением и делегированием государственных полномочий существует четкое разграничение, поэтому и юридические последствия, которые наступают до, при и после выполнения переданных государственных полномочий, различны.

В случаях, когда передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется законом (федеральным конституционным, федеральным или субъекта Российской Федерации), переданные полномочия исполняются органами местного самоуправления весь период действия этого закона. Прекращается исполнение отдельных государственных полномочий только в связи признанием этого закона утратившим силу либо исключением норм о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями из действующего закона.

В случаях, когда передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется в форме делегирования, объем передаваемых полномочий, виды юридических действий либо содержания поручения, а также срок, на который делегируются полномочия, указываются в акте, которым закрепляется такая форма передачи.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Статья 132 Конституции РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, т.е. данной статьей установлены необходимые требования:

Наделение государственными полномочиями законом - форма правовой регламентации;

Передача необходимых средств для выполнения государственных полномочий - как гарантия государственного обеспечения выполнения этих полномочий, что может быть востребовано органами местного самоуправления, в том числе, и в судебном порядке.

Эти же положения продублированы другими федеральными законами, в том числе Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно. Они вводятся соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год. Этими законами должно быть предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Делегирование органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Правовая регламентация такой формы передачи государственных полномочий, как делегирование, в законодательстве полностью отсутствует. Это относится и к процессуальной, и к материальной частям делегирования государственных полномочий.

Делегирование полномочий - весьма специфический способ наделения полномочиями, при котором один орган управления возлагает на другой право решить вопрос, отнесенный к компетенции первого органа".

В Конституции РФ понятие "делегирование" в отношении органов местного самоуправления не используется, а применяется понятие "наделение государственными полномочиями". Понятие "делегирование" в определенном смысле не является синонимом понятия "наделение" и по сути своей является юридическим действием по передаче части (некоторого объема) определенных полномочий отдельного органа власти или управления (должностного лица) другому органу.

Делегирование - это форма передачи определенных полномочий органа власти или управления (должностного лица) другому органу власти, управления или самоуправления.

Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления возможно при осуществлении ими государственных полномочий, переданных посредством закона (федерального или субъекта Российской Федерации).

Использование такой формы передачи государственных полномочий, как делегирование государственных полномочий на определенное время, должно осуществляться для решения тех или иных задач, выполнение которых необходимо оперативно осуществить, исходя из особенностей управления той или иной территорией. Например, при объявлении чрезвычайной ситуации (техногенного и иного чрезвычайного характера) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе дать поручение органам местного самоуправления оказывать содействие в ликвидации ее последствий.

Это характерно не только для России, но практикуется во многих странах мира. Например, в ФРГ местное самоуправление находится под юридическим контролем государства. Федерация и земли передоверяют общинам некоторые из задач государственного управления, входящие в их собственную компетенцию. Создается сфера так называемого управления по поручению (задачи полиции и поддержания общественного порядка передаются общинным землям и пр.).

При делегировании тех или иных государственных полномочий органам местного самоуправления поручение должно иметь четкую формулировку, из которой было бы ясно, что речь идет именно о временной уступке какого-то права, осуществление которого исчерпывается его однократным применением.

Примерные перечни вопросов, по которым органы власти вправе делегировать государственные полномочия местному самоуправлению, порядок делегирования, возмещение затрат муниципальному образованию за выполнение таких поручений, ответственность за неисполнение или ненадлежащее выполнение переданных полномочий должны быть определены и регламентированы законодательно.

Иные формы передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Государство гарантирует осуществление населением местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. В таком положении местное самоуправление является равноправным субъектом отношений с органами государственной власти. Поэтому некоторые государственные полномочия могут передаваться органам местного самоуправления на основе договоров (соглашений) публично-правового характера.

Например, принятие совместного решения органов государственной власти субъекта Российской Федерации и муниципалитета о строительстве дороги, телефонизации или о создании какой-либо инфраструктуры, необходимой и для населения муниципального образования, и для субъекта Российской Федерации в рамках региональной целевой программы, может фиксироваться в соглашении о совместном выполнении указанной программы.

При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации муниципальное образование, претендующее на присвоение такого статуса, вправе подписать с органами власти субъекта Российской Федерации и Правительством РФ соглашение о реализации развития наукограда Российской Федерации на определенный период.

Передача государственных полномочий в иных формах должна иметь стадию согласования, поскольку согласие муниципального образования (его органов и должностных лиц) на выполнение тех или иных поручений от органов государственной власти, а также наличие определенной инфраструктуры для этого, необходимых ресурсов, навыков, опыта, необходимых специалистов является залогом качественного и своевременного выполнения переданных государственных полномочий.

Согласование может являться формой сотрудничества органов государственной власти с органами управления. И практика показывает, что такая форма сотрудничества существует. Это определено закономерностью в обеспечении согласованности в деятельности органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления. Периодически возникающие между ними проблемы могли бы быть решены при помощи согласования.

При согласовании происходит не одностороннее волеизъявление субъекта управления, а принятие решения двумя или несколькими субъектами управления - участниками действия (соисполнителями). Согласование в период урегулирования разногласий между субъектами управления, как правило, приводит к достижению определенных правовых последствий.

Такая форма сотрудничества органов исполнительной власти субъекта Федерации и местного самоуправления, как согласование, встречается практически во всех формах их взаимоотношений и сферах управления: в организации управления, в экономике, в социальной сфере, при выполнении органами местного самоуправления государственных полномочий и т.д. Поэтому эта форма должна иметь законодательное регулирование.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30 ноября 2000 г. (дело о проверке конституционности отдельных положений Устава Курской области) соответствует требованиям Конституции РФ взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти на договорной основе "для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципального образования".

Изложенное позволяет утверждать, что решения отдельных государственных полномочий, реализация которых непосредственно связана с решением вопросов местного значения, может осуществляться путем совместных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок которых регулируется на договорных основаниях.

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федераций, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации по вопросам, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Подводя итог можно констатировать, что определение компетенции местного самоуправления является важным моментом, так как это понятие используется в научной и учебной литература для характеристики объема полномочий органов местного самоуправления.

Термин "полномочия местного самоуправления" закреплен в ст. 12 Конституции Российской Федерации. Под ними понимаются закрепляемые за муниципальным образованием федеральным законодательством, правовыми актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления права и обязанности, необходимые для реализации населением стоящих перед ним задач. Вопрос о полномочиях местного самоуправления определен в главе 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая называется «Вопросы местного значения».

Эти полномочия принадлежат муниципальному образованию в целом. Они могут осуществляться как непосредственно населением, так и органами местного самоуправления. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации. Частично этот же тезис можно найти и в ч. 2 ст. 3, Конституции Российской Федерации, в которой говорится об осуществлении народом своей власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

PAGE 10

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

705. Разработка механизмов взаимодействия органов районной исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления 2.82 MB
Проблемы соотношения местного самоуправления с государственной властью являются сегодня наиболее обсуждаемыми т. с одной стороны местное самоуправление направлено на демократизацию общества а с другой в развитии российского местного самоуправления традиционно доминирующую роль играет государство. Конституция Российской Федерации определяет государственную власть и местную власть как независимые при этом предоставляет местному самоуправлению право самостоятельного решения населением вопросов местного значения.
1338. Взаимодействие органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления 65.83 KB
Взаимодействие органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации с органами местного самоуправления....
317. Понятие и система органов местного самоуправления 16.39 KB
Суть местного самоуправления заключается в праве населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Развитие местного самоуправления – необходимая предпосылка для сохранения неповторимых культурных традиций. Органам местного самоуправления принадлежит ведущая роль в осуществлении местного самоуправления.
11343. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 37.23 KB
Как самостоятельный уровень публичной власти местное самоуправление должно обладать собственными полномочиями как по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения (перечень данных вопросов должен быть указан в законе), так и по организации своей работы.
312. Акты выборных органов и должностных лиц местного самоуправления 10.98 KB
Представительный орган местного самоуправления по вопросам отнесенным к его компетенции федеральными законами законами субъекта Российской Федерации уставом муниципального образования принимает решения устанавливающие правила обязательные для исполнения на территории муниципального образования а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Это например принятие общеобязательных правил по предметам ведения местного самоуправления планов и программ социальноэкономического...
298. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления 17.43 KB
Граждане вправе заслушивать отчеты депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления на собраниях сходах. Внутри системы муниципальных органов также осуществляется контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и в первую очередь такой контроль обеспечивается представительным органом муниципального образования п. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
300. Общая характеристика и виды ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления 14.34 KB
Все это предполагает установление ответственности органов местного самоуправления за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий а также различных видов контроля за их деятельностью. Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003 года установлен круг субъектов перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность а также и основные формы такой ответственности. В соответствии с федеральными законами органы местного самоуправления и...
17104. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации 32.04 KB
Общая характеристика работы Актуальность темы исследования Конституция Российской Федерации гарантирует самостоятельное решение населением вопросов местного значения посредством прямого волеизъявления населения. Органы и должностные лица местного самоуправления реализуют свои полномочия по решению вопросов местного значения путем принятия правовых актов. В этой связи актуальным представляется установление природы нормативных правовых актов местного самоуправления поскольку именно они оказывают наибольшее регулятивное...
1156. Природа и место избирательных комиссий в системе органов государственной власти и местного самоуправления 24.48 KB
Так как выборы являются важнейшим способом формирования государственных органов всех уровней а также органов местного самоуправления то соответственно и источники избирательного права Российской Федерации не могут быть представлены только на федеральном уровне. При этом безусловно основным и наиважнейшим источником исследуемой нами отрасли права выступает Конституция Российской Федерации. Так в...
9756. Местные налоги и их роль в формировании местных бюджетов. Права органов местного самоуправления в области налогообложения 43.14 KB
Местными налогами признаются налоги которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.1 Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Согласно Налоговому кодексу РФ к...

ВАРИАНТ 1


1 Сущность местного самоуправления, определение понятия (основные подходы: структурно-управленческий, функциональный, институциональный), основные характеристики 2

2 Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями. Правовые основы, принципы наделения государственными полномочиями. 10

3 Администрация области внесла на рассмотрение областной думы проект постановления «О совершенствовании структуры управления областью», которым предусматривалось упразднить представительный орган в городе – областном центре, а его функции передать областной думе. Обосновывалось это необходимостью сокращения расходов на содержание аппарата управления. Систему местного самоуправления в городе должны были представлять избираемый населением глава города, а также городская и районные (в районах города) администрации. Может ли областная дума принять такое постановление? Какие органы в системе местного самоуправления являются обязательными? 14

Список используемых источников 17

1 Сущность местного самоуправления, определение понятия (основные подходы: структурно-управленческий, функциональный, институциональный), основные характеристики

В соответствии с главой 8 Конституции РФ (ст. 130-133) 1 местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Под основами конституционного строя Российской Федерации обычно понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства 3 . Таким образом, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством. В соответствии с п. 1 ст. 16 Конституции Российской Федерации основы конституционного строя Российской Федерации не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местное самоуправление через форму осуществления народом своей власти. Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление может осуществляться народом непосредственно или опосредованно, путем создания органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, таким образом обеспечивается опосредованное участие населения в решении вопросов местного значения.

Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это обозначает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.

Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой «позитивной» ответственности, которая обозначает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов (ст. 126 ГК РФ) 4 .

В ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержится определение вопросов местного значения. Перечни основных вопросов местного значения содержатся в главе 3. Закон предусматривает различные виды вопросов местного значения для разных видов муниципальных образований. Конкретный перечень вопросов местного значения каждого муниципального образования закрепляется в его уставе.

Вопросы местного самоуправления могут решаться только населением или органами местного самоуправления самостоятельно. Как следует из Постановления Конституционного Суда N 15-П 5 передача органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения органам государственной власти недопустима. Случаи временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления предусмотрены ст. 75 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.

Определение местного самоуправления в комментируемом Законе несколько отличается от используемого в Европейской хартии местного самоуправления 6 . В соответствии с п. 1 ст. 3 Хартии под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Как видно, в Хартии под местным самоуправлением в первую очередь понимается деятельность органов местного самоуправления, в то время как российский Закон подчеркивает именно участие населения.

Комментируемая статья раскрывает содержание некоторых понятий и терминов, используемых в данном Федеральном законе. Необходимость раскрытия именно этих понятий обусловлена тем, что на практике зачастую допускается произвольное толкование некоторых из них, как в правотворческой деятельности, так и в правоприменении.

Разъясняемые в комментируемой статье термины можно разделить на три группы:

1) относящиеся к территориальной организации местного самоуправления;

2) относящиеся к полномочиям местного самоуправления;

3) относящиеся к системе органов и должностных лиц местного самоуправления.

В отличие от ранее действующего Закона о местном самоуправлении, новый предусматривает существование различных видов муниципальных образований. В Российской Федерации предусматривается введение двухуровневой системы местного самоуправления. Муниципальными образованиями первого уровня являются городские и сельские поселения. Муниципальными образованиями второго уровня - муниципальные районы. В состав муниципальных районов будут входить территории городских и сельских поселений, а также межселенные территории. Принципы и порядок установления границ данных видов муниципальных образований установлены в главе 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В первоначальной редакции комментируемого Закона давалось несколько иное определение городского поселения как города или поселка с прилегающей территорией. Таким образом, в состав территории городского поселения могло входить неограниченное количество сельских населенных пунктов и неограниченные территории. В результате в некоторых субъектах Федерации после предполагаемой реформы территории муниципальных районов могли бы состоять только из городских поселений, и большая часть территории субъекта Федерации была бы включена в состав территорий городских округов. При этом обширные территории, которые никогда не будут использоваться для городской застройки, развития городского хозяйства и городской инфраструктуры, оказывались в юрисдикции органов местного самоуправления городских поселений.

Такое положение фактически повлекло бы различия в организации территориальной структуры местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, поскольку в этом случае вся территория отдельных субъектов Федерации или значительная ее часть могла оказаться разграниченной исключительно между городскими поселениями и городскими округами. Между тем включение в состав территорий городских муниципальных образований сельских населенных пунктов и территорий, которые не будут использоваться для городской застройки, развития городского хозяйства и городской инфраструктуры, могло привести к противоречиям в правоприменительной практике и различиям в обеспеченности населения общественными услугами в сельских населенных пунктах, находящихся в составе городских либо сельских муниципальных образований.

Новая редакция Закона исключила понятие «прилегающие территории», поскольку оказалось невозможным дать ему юридически точное содержание, и установила, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с его генеральным планом территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). По мнению депутатов такая норма позволит, с одной стороны, включать в состав территорий городских поселений территории, необходимые для его развития, упорядочит территориальное развитие городских муниципальных образований и, с другой стороны, позволит ограничить необоснованное расширение территорий, подведомственных органам местного самоуправления городов.

Наиболее крупные города должны получить статус городских округов. В городских округах осуществляется одноуровневое местное самоуправление. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Особым видом муниципальных образований являются внутригородские территории городов федерального значения. Особенности организации местного самоуправления на данных территориях предусмотрены ст. 79 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В связи с введением двухуровневой системы местного самоуправления Закон предусматривает выделение в круге вопросов местного значения вопросов межпоселенческого характера, решение которых относится к ведению муниципальных районов.

Решение вопросов местного значения возможно населением самостоятельно или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут избираться населением либо формироваться представительным органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то есть не являются низовым звеном системы государственных органов.

В ряду должностных лиц местного самоуправления Закон предусматривает выделение выборных и иных должностных лиц местного самоуправления. К выборным должностным лицам местного самоуправления относятся:

1) главы муниципальных образований;

2) депутаты представительного органа местного самоуправления;

3) члены иных выборных органов местного самоуправления (таковым, например, может являться контрольный орган муниципального образования);

4) иные выборные должностные лица местного самоуправления.

Закон подчеркивает, что указанные в комментируемой статье понятия и термины используются только для целей настоящего Закона. Это обозначает, что другие нормативные акты могут для своих целей давать другое определение рассмотренным выше терминам. Так, например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) предусматривает, что «под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Данное определение отличается от определения настоящего Закона. При привлечении должностных лиц местного самоуправления к административной ответственности следует использовать определение, приведенное в КоАП РФ, в других случаях - определение ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Закон предусматривает, что слова «местный» и «муниципальный» и словосочетания с ними должны пониматься как тождественные. В нормативных актах чаще используется термин «местный». Так, Конституция Российской Федерации и другие нормативные акты упоминают о местном самоуправлении, органах местного самоуправления, местном бюджете и т.п. Вместе с тем в законодательстве предусматривается существование муниципальной собственности, муниципальных образований. Фактически использование, например, в законодательстве субъектов Российской Федерации терминов типа «органы муниципального управления» вместо «органы местного самоуправления» является допустимым, но вряд ли целесообразно, в связи с усложнением их восприятия.

2 Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями. Правовые основы, принципы наделения государственными полномочиями.

В силу того что установление общих принципов организации системы местного самоуправления в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, статьи 5 и 6 комментируемого Закона определяют соответственно полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов в этой сфере.

Всего ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет четыре вида полномочий:

1) определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации (уже сделано комментируемым Законом);

2) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления. Это регулирование может осуществляться по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Реализация данного полномочия заключается в принятии федеральными органами государственной власти нормативных актов;

3) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Здесь также речь идет о детализации процедур реализации вопросов местного значения прежде всего в отраслевых нормативных актах;

4) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий. Данное полномочие заключается в принятии нормативных актов, регулирующих реализацию органами и должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 19 комментируемого Закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями допускается только законом (в данном случае федеральным). Однако это не исключает, что отдельные аспекты реализации переданных полномочий могут устанавливаться и федеральными подзаконными актами, если они не противоречат закону о передаче.

Часть вторая ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность местного самоуправления. Данная норма является отсылочной, так как допускает принятие других федеральных законов, в которых могут содержаться нормы, устанавливающие контроль органов государственной власти за местным самоуправлением или осуществление исполнительно-распорядительных полномочий в отношении его. Законом предусмотрен только один случай осуществления контроля органов государственной власти за органами местного самоуправления - контроль при реализации последними отдельных государственных полномочий.

Конституционный Суд Российской Федерации высказал свою позицию по поводу возможных пределов контроля органов государственной власти за местным самоуправлением. В частности, он указал, что «в Конституции Российской Федерации предусмотрен только один случай контроля за местным самоуправлением - контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, в иных случаях за деятельностью органов местного самоуправления допускается только судебный контроль. Конституция Российской Федерации прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и предполагает контроль за законностью при решении ими вопросов местного значения, т.е. при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления (ч. 2 ст. 132, ч. 2 ст. 15). Формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не могут нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с нею федеральными законами, и противоречить принципу разделения властей. Тем самым устанавливаются пределы полномочий субъекта Российской Федерации в контроле за законностью при осуществлении местного самоуправления, рамки которого в соответствии с Конституцией Российской Федерации конкретизируются Федеральным законом от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (глава VII), другими федеральными законами» 7 .

Таким образом, Конституционным Судом признано, что установление дополнительных случаев административного контроля за местным самоуправлением вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации.

Осуществление исполнительно-распорядительных полномочий органами государственной власти в отношении органов местного самоуправления (в таком случае органы местного самоуправления, по сути, становятся низовыми органами государственной власти) вступает в противоречие с Конституцией, в частности, со ст. 12.

В случае возникновения или обнаружения коллизий между любым федеральным нормативным актом юридической силой ниже, чем федеральный конституционный закон, и комментируемым Законом следует применять нормы последнего.

3 Администрация области внесла на рассмотрение областной думы проект постановления «О совершенствовании структуры управления областью», которым предусматривалось упразднить представительный орган в городе – областном центре, а его функции передать областной думе. Обосновывалось это необходимостью сокращения расходов на содержание аппарата управления. Систему местного самоуправления в городе должны были представлять избираемый населением глава города, а также городская и районные (в районах города) администрации. Может ли областная дума принять такое постановление? Какие органы в системе местного самоуправления являются обязательными?

Согласно Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Вопросы местного значения понимаются как особая категория дел, отделенная от государственных функций (принцип выделенной компетенции местного самоуправления), поэтому через понятие «вопросы местного значения» подчеркивается самостоятельность местного самоуправления и его отделенность от государства, а через понятие «отдельные государственные полномочия» определяется возможность привлечения местного самоуправления к управлению государственными делами 8 . Таким образом, органы государственной власти не вправе вмешиваться в решение вопросов местного значения, а органы местного самоуправления обязаны самостоятельно и непосредственно реализовывать (без права передачи государственным органам) закрепленные за ними полномочия по вопросам местного значения. Предметами ведения Российской Федерации являются вопросы общефедерального значения в основных сферах публичного управления, предметы ведения субъектов Российской Федерации - это вопросы регионального значения в основных сферах публичного управления, предметы ведения местного самоуправления - это вопросы местного значения в основных сферах публичного управления.

Так как Конституция РФ предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, предметы ведения местного самоуправления включают в себя не только вопросы местного значения, но и некоторые вопросы федерального и регионального значения, по которым органам местного самоуправления переданы федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации отдельные государственные полномочия. Закрепление в Конституции Российской Федерации нормы о законодательной форме наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является своего рода гарантией для органов местного самоуправления от возможных злоупотреблений со стороны государства и его органов в этом вопросе. Установление данного правила позволяет исключить возможность массовой передачи государственных полномочий органам местного самоуправления и строго определить порядок такой передачи.

Вместе с тем ч. 2 ст. 132 Конституции РФ и ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепили такую возможность передачи законом органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Суть осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий сводится к тому, что органы местного самоуправления, осуществляя указанные полномочия, действуют не столько от своего имени, сколько от имени органов государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, передавших им соответствующие полномочия 9 .

Список используемых источников

    «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) Глава 8. Местное самоуправление

    Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)

    Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (принят ГД ФС РФ 23.10.1996)

    Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (принят ГД ФС РФ 21.01.2009)

    Федеральный закон от 24.11.2008 N 207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике» (принят ГД ФС РФ 29.10.2008)

    «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 30.04.2010

    Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 N 1-ФКЗ (ред. от 12.04.2006) «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (одобрен СФ ФС РФ 24.03.2004)

    «Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (постатейный) (Великий А.П.)

    «Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации» (постатейный) (Бриллиантов А.В., Долженкова Г.Д., Иванова Я.Е. и др.) (под ред. А.В. Бриллиантова) («Проспект», 2010)

    «Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) (4-е издание, переработанное) (Подсумкова А.А., Чаннов С.Е.) (отв. ред. С.Е. Чаннов) («Ось-89», 2008)

    «Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации» (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. П.В. Крашенинникова) («Статут», 2009

    «Основы организации муниципального управления: Учебное пособие» (Наумов С.Ю., Подсумкова А.А.) («Форум», 2009)

    «Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (постатейный) (Анисимов А.П., Кодолова А.В., Чикильдина А.Ю.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

    «Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации» (Рыжаков А.П.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)

    «Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (постатейный) (Сальников И.В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)