Преобразование муниципальных образований. Изменение границ и преобразование муниципальных образований 4 порядок создания преобразования упразднения муниципальных образований

В предыдущей главе был сделан вывод о возможности преобразования муниципального района в форму городского округа. Для осуществления такого преобразования предлагаются следующие критерии:

  • 1) численность постоянно проживающего населения в районе более 20 тысяч человек;
  • 2) доля численности населения в городском поселении, являющемся административным центром района, - не менее 50% от общей численности населения района;
  • 3) доля отгрузки продукции промышленного производства в общем объеме отгрузки продукции по району - свыше 75%.

Данные критерии разработаны исходя из того, что стать городскими округами и успешно функционировать как единое муниципальное образование могут достаточно крупные районы, тяготеющие к городскому укладу, с ярко выраженным административным центром, в котором сосредоточена большая часть населения района и основное промышленное производство.

Предлагаемые критерии подтверждает и практика преобразований в Пермском крае: преобразования в городские округа, прежде всего, были проведены в территориях, соответствующих всем трем обозначенным критериям - Лысьвенском и Губахинском муниципальных районах. Создание городского округа позволило органам местного самоуправления указанных муниципальных образований более качественно и эффективно исполнять свои полномочия, значительно сократит управленческие штаты, расходы на содержание аппарата управления. Объединение в единый городской округ дает возможность сконцентрировать финансовые средства для решения проблем населения: водоснабжения, капитального ремонта многоквартирных домов, дорог, благоустройства территории и т.д.

Как было указано ранее, преобразование муниципального района в городской округ не обозначено среди форм преобразований муниципальных образований, предусмотренных статьей 13 Федерального закона № 131-ФЗ. Принимая во внимание, что частями 3.1 и 7 статьи 13 указанного федерального закона среди форм преобразования обозначены как объединение поселений с городским округом, так и изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа, применение данных двух форм преобразования позволяет фактически преобразовать муниципальный район в городской округ.

Однако при реализации конструкции преобразования муниципального района в городской округ существуют юридические риски. В связи с тем, что процедура преобразования из муниципального района в городской округ не предусмотрена положениями Федерального закона № 131-ФЗ, нельзя полностью исключить риск отмены соответствующего закона субъекта Российской Федерации в судебном порядке. Кроме того, в случае присоединения всех поселений муниципального района к городскому округу, в границах муниципального района образуется городской округ. Вместе с тем, процедура упразднения муниципального района действующим федеральным законодательством не предусмотрена.

В настоящее время наибольшую известность получили два варианта преобразования муниципального района в городской округ, один из которых был реализован в Губахинском муниципальном районе Пермского края (преобразование осуществляется в два этапа), другой - в Нижегородской области (преобразование осуществляется в один этап).

1. Преобразование муниципального района в городской округ в два этапа предполагает, во-первых, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа, во-вторых, объединение иных поселений, входящих в состав муниципального района, с вновь образованным городским округом.

Возможным риском на пути создания городского округа в пределах муниципального района в два этапа является то, что после преобразования городского поселения в городской округ представительный орган городского поселения может и не принять решение об объединении с «проблемными» сельскими поселениями. Не следует исключать и отсутствие со стороны представительных органов предполагаемых к объединению поселений согласия на объединение поселений с городским округом.

Таким образом, прежде чем инициировать первый этап создания городского округа в пределах муниципального района, необходимо заручиться согласием представительных органов всех муниципальных образований, входящих в состав муниципального района. Для закрепления таких договоренностей может быть составлен и согласован всеми сторонами соответствующий протокол, либо могут быть подготовлены письма от представительных органов всех поселений о намерении после изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа инициировать процедуру объединения поселения с городским округом. муниципальный преобразование самоуправление законодательный

После проведения первого этапа, итогом которого является вступление в силу закона Пермского края по изменению статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа, следует незамедлительно инициировать следующий этап по объединению всех входящих в состав муниципального района поселений с вновь созданным городским округом.

При реализации данного варианта создания городского округа в соответствии со статьёй 28 Федерального закона № 131-ФЗ на публичные слушания выносится вопрос изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа, а также вопрос о преобразовании поселений путем объединения с городским округом. Инициаторами проведения данных мероприятий должны выступить представительные органы поселений и муниципального района.

После проведения публичных слушаний по вопросу изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа представительные органы городского поселения и муниципального района принимают решения о назначении даты голосования по вопросу преобразования городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа.

Голосование по вопросу преобразования городского поселения в городской округ назначается представительными органами городского поселения и муниципального района и проводится в порядке, установленном частью 7 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ и пункта 3 части 4 статьи 1 Закона Пермского края от 09.10.2009 № 493-ПК «О голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в Пермском крае».

Процедура голосования проводится раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется городское поселение, что предусмотрено частью 7 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ и пунктом 3 части 4 статьи 1 Закона Пермского края от 09.10.2009 № 493-ПК. Согласие населения на преобразование муниципального образования считается полученным, если за это преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

Реализация представительным органом городского поселения законодательной инициативы и принятие Закона Пермского края об изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа возможно только при наличии выявленного по итогам голосования согласия населения как городского поселения, так и муниципального района. Текст законопроекта и пакет документов к нему оформляются в соответствии с Законом Пермского края от 06.03.2007 № 7-ПК «О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермского края», Регламентом Законодательного Собрания Пермского края, утвержденного постановлением Законодательного собрания Пермского края от 01.02.2007 № 41. Следует обратить внимание на то, что в силу части 8 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ процедура преобразования городского поселения в городской округ не влечет создания вновь образованного муниципального образования, в связи с чем в соответствующем Законе Пермского края невозможно будет определить переходный период.

Второй этап создания городского округа в пределах муниципального района предполагает объединение всех входящих в состав муниципального района поселений с городским округом в порядке, предусмотренном частью 3.1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ, устанавливающей возможность объединения поселения с городским округом при наличии согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительными органами соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом муниципального района. При этом объединенное с городским округом поселение утрачивает статус муниципального образования.

Представительный орган муниципального района при наличии предусмотренного пунктом 3.1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ согласия населения объединяемых поселений, городского округа и муниципального района, выраженного их представительными органами, принимает решение об обращении в представительный орган субъекта Российской Федерации с законодательной инициативой. При подготовке проекта закона Пермского края об объедении входящих в состав муниципального района поселений с городским округом следует установить границы вновь образованного муниципального образования, переходный период, порядок формирования органов местного самоуправления, правопреемство органов местного самоуправления поселений.

Таким образом, вариант преобразования муниципального района в городской округ в два этапа является длительным, предусматривает принятие двух законов субъекта Российской Федерации - о преобразовании городского поселения в городской округ и о преобразовании иных поселений, входящих в состав муниципального района, путем их объединения с городским округом.

Так, на практике решение от 09.03.2011 № 376 «О выдвижении инициативы об изменении статуса Губахинского городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа и назначении голосования» принято Думой Губахинского городского поселения в марте 2011 года, а заключительный этап - принятие Закона Пермского края от 28.08.2012 № 87-ПК «О преобразовании Северо-Уральского городского поселения и Широковского сельского поселения путем объединения с городским округом «Город Губаха» состоялось только в августе 2012 года, то есть по истечении почти полутора лет.

2. Еще один способ преобразования муниципального района в городской округ был реализован на практике в Нижегородской области (преобразование в один этап), результатом которого стало принятие Закона Нижегородской области от 01.11.2011 № 153-З «О преобразовании муниципальных образований Шахунского муниципального района Нижегородской области».

Отличительной особенностью данного варианта образования городского округа из муниципального района является объединение всех поселений, входящих в состав района, в одно новое муниципальное образование и наделение полученного муниципального образования статусом городского округа.

При реализации рассматриваемого способа началом преобразования муниципального района в городской округ является выдвижение представительным органом городского поселения инициативы о преобразовании входящих в состав муниципального района поселений в городское поселение с наделением его статусом городского округа.

Вопрос о преобразовании поселений, входящих в состав муниципального района, в городское поселение с наделением его статусом городского округа в соответствии со статьёй 28 Федерального закона № 131-ФЗ в обязательном порядке выносится на публичные слушания. Инициаторами проведения данных мероприятий должны выступить представительные органы каждого из поселений.

Для создания городского округа в пределах муниципального района необходимо получение согласия населения соответствующего городского поселения, а также согласия населения муниципального района, выявляемых путем голосования, проводимого в случае преобразования на территории Пермского края в порядке, установленном Федеральным законом № 131-ФЗ и Законом Пермского края от 09.10.2009 № 493-ПК «О голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в Пермском крае».

Голосование проводится раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района. Согласие населения на преобразование муниципального образования считается полученным, если за это преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района. Итогом создания городского округа является принятие и вступление в силу соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Реализованный Нижегородской областью вариант преобразования муниципального района в городской округ являлся предметом судебного разбирательства. Так, житель села Хмелевицы, входящего в состав Шахунского муниципального района Нижегородской области, Находкин В.Л. обратился в Нижегородский областной суд с заявлением об оспаривании принятого Закона Нижегородской области от 01.11.2011 № 153-З «О преобразовании муниципальных образований Шахунского муниципального района Нижегородской области», ссылаясь на то, что оспариваемый Закон противоречит положениям Федерального закона № 131-ФЗ и нарушает права заявителя как жителя района на участие в местном самоуправлении.

Решением Нижегородского областного суда от 05.03.2012 по делу № 3-25/2012 в удовлетворении заявления Находкину В.Л. было отказано. Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации данное решение Нижегородского областного суда оставлено без изменения. При этом суды пришли к выводу, что преобразование в городской округ поселений, входящих в состав муниципального района, возможно, поскольку было получено согласие населения данных поселений, выраженного на голосовании, а также решениями соответствующих представительных органов. Определением Верховного суда Российской Федерации от 06.06.2012 № 9-АПГ12-3 решение Нижегородского областного суда от 05.03.2012 оставлено без изменения.

Вне зависимости от варианта создания городского округа в границах муниципального района, органы местного самоуправления городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления объединенных с ними поселений в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами городского округа. При этом до урегулирования муниципальными правовыми актами городского округа вопросов правопреемства в отношении местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами МСУ, которые на день вступления Закона Пермского края о преобразовании муниципального района в городской округ осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие местные администрации, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

Исполнение бюджетов объединенных с городским округом поселений обеспечивается органами местного самоуправления указанных муниципальных образований раздельно по каждой территории. Вместе с тем, начиная с нового финансового (бюджетного) года в межбюджетных отношениях с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации бюджет городского округа учитывается как бюджет единой территории.

В связи с преобразованием муниципального района в городской округ ликвидируются в порядке статьи 63 Гражданского кодекса РФ Земское Собрание муниципального района, администрация муниципального района. Для организации и проведения процедур ликвидации указанных учреждений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации создаются ликвидационные комиссии и утверждается их состав.

Формирование представительного органа городского округа и органов местного самоуправления городского округа осуществляется в порядке, установленном федеральным и краевым законодательством.

Организация и проведение выборов депутатов Думы городского округа первого созыва осуществляются в соответствии с Законом Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», а в части, им не урегулированной, - в порядке, устанавливаемом действующим федеральным законодательством.

До формирования органов местного самоуправления городского округа полномочия по решению вопросов местного значения городского округа на соответствующей территории в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания городского округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этой территории.

Органы местного самоуправления городского поселения, за исключением представительного органа указанного поселения, осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа до дня вступления в должность главы городского округа. Представительный орган городского поселения осуществляет полномочия представительного органа городского округа до первого заседания Думы городского округа.

Структура органов местного самоуправления городского округа определяется Думой городского округа после ее избрания.

После выборов Главы и Думы городского округа, в день проведения первого заседания Думы городского округа представительные органы всех существовавших на территории муниципальных образований прекращают своё существование. Юридические лица и аппараты представительных органов продолжают работать. Дума городского округа является их полным правопреемником. Администрации поселений продолжают работать до окончания финансового года до принятия на новый финансовый год бюджета городского округа.

Из нормативных документов, прежде всего, необходимо буквально на втором заседании Думы городского округа инициировать процесс по разработке и принятию Устава городского округа, а также генерального плана городского округа. В самое ближайшее время необходимо принять все положения о функциональных органах в составе администрации, являющихся юридическими лицами.

Несмотря на возможные правовые риски при образовании городского округа в пределах муниципального района подобное преобразование было реализовано в различных субъектах Российской Федерации, итогом которых стали соответствующие законы (Закон Белгородской области от 07.09.2007 № 137 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального района «Город Губкин и Губкинский район», и наделении вновь образованного муниципального образования статусом городского округа»; Закон Белгородской области от 07.09.2007 № 138 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район», и наделении вновь образованного муниципального образования статусом городского округа»; Закон Тульской области от 24.10.2008 № 1102-ЗТО «Об объединении поселений, входящих в состав территории муниципального образования Новомосковский район, с муниципальным образованием город Новомосковск Новомосковского района, о внесении изменений в Закон Тульской области «О преобразовании муниципального образования город Новомсоковск Новомосковского района и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Тульской области»; Закон Нижегородской области от 02.03.2010 № 21-З «О преобразовании муниципальных образований Борского муниципального района Нижегородской области»; Закон Пермского края от 28.08.2011 № 865-ПК «Об образовании нового муниципального образования Лысьвенский городской округ»; Закон Республики Коми от 11.05.2012 № 37-РЗ «Об объединении муниципальных образований городского поселения «Сосоногорск» и сельских поселений «Верхнеижемский», «Вис», «Ираель», «Керки», «Малая Пера», «Поляна», «Усть-Ухта», расположенных на территории муниципального образования муниципального района «Сосонгорск» в Республике Коми, и внесении в связи с этим изменений в некоторые законы Республики Коми»; Закон Волгоградской области от 28.06.2012 № 65-ОД «Об объединении сельских поселений, входящих в состав Михайловского муниципального района Волгоградской области, с городским округом город Михайловка Волгоградской области, внесении изменений в Закон Волгоградской области от 25.03.2005 № 1033-ОД «Об установлении границ и наделении статусом города Михайловки Волгоградской области» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области»; Закон Пермского края от 06.06.2012 № 41 -ПК «О преобразовании Губахинского городского поселения в городской округ «Город Губаха»; Закон Пермского края от 28.08.2012 № 87-ПК «О преобразовании Северо-Углеуральского городского поселения и Широковского сельского поселения путем объединения с городским округом «Город Губаха»; Закон Нижегородской области от 03.07.2012 № 8-3 «О преобразовании муниципальных образований Первомайского муниципального района Нижегородской области» [смотри соответствующие законы в списке литературы].

Итак, преобразование муниципального района в городской округ возможно, либо в один этап, либо в два этапа. Как думается, рассмотренный вариант преобразования муниципального района в один этап должен быть установлен в законодательстве Российской Федерации, что позволит при учете мнения населения не проводить громоздкие процедуры преобразования муниципальных районов в «два этапа».

Федеральный закон № 131 -ФЗ устанавливает, что преобразованием муниципальных образований является их объединение, разделение, изменение статуса городского поселения в связи с наделением либо лишением его статуса городского округа.

Необходимо отметить следующие проблемы, встречающиеся в практике преоб­разований муниципальных образований: в изменение статуса муниципальных образований.

Вопрос об изменении статуса муниципальных образований явился наиболее конфликтным. Основная причина такой ситуации заключалась в том, что в Федеральном законе № 131 -ФЗ не были установлены четкие критерии данного преобразования. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 131 -ФЗ наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления город­ского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ. При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются пер­спективы развития городского поселения, подтвержденные его генеральным планом.

Однако согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 № 15-п четко сформулирована правовая позиция, согласно которой такие критерии опре­деления территории муниципального образования, как максимальная эффективность решения социально-экономических вопросов местного самоуправления, наличие производственной, коммуникационной и социальной инфраструктуры, а также материально-финансовых ресурсов для деятельности органов местного самоуправления и ряд других, не могут быть использованы в законодательстве, поскольку в силу своей неопределенности допускают слишком широкую интерпретацию.



ПРИМЕР: В период с 2003 по 2005 г. в целом ряде субъектов РФ (Свердловской, Сахалинской, Калининградской, Московской областях) территории многих городских округов оказалась сформированы в границах прежних муниципальных образований - районов. В Приморском крае обширные территории с населенными пунктами, находящимися друг от друга на значительном расстоянии, получили статус городских округов - Уссурийский и Артемовский соответственно. Однако фактически, следуя логике Федерального закона № 131 -ФЗ, эти муниципальные образования должны были получить статус муниципальных районов, в составе которых находилось бы одно городское (города Артем и Уссурийск) и несколько сельских поселений. По мнению специалистов, основными факторами, которые определили создание городских округов на неурбанизированных территориях, были сохранение существовавшей до ре­формирования системы местного самоуправления и стремление сосредоточить ресурсы в одном центре.

Подобные преобразования вызвали негативную реакцию со стороны граждан и экспертного сообщества. Фактически такие преобразования носили характер"подгонки" района под признаки города с прилегающей зоной его развития. На практике, по сути, устанавливалась система одноуровневого местного самоуправлении, что шло в противоречие с концепцией Федерального закона № 131 -ФЗ.

В то же время в результате правовой неопределенности некоторые крупные города не получили статуса городского округа и вошли в состав муниципальных районов.

ПРИМЕР: Из-за правовых ограничений попытки объединения муниципального района и входящих в его состав поселений применительно ктерриториям, где в административном центре проживает абсолютное большинство жителей муниципального района, а все входящие в район поселения все больше становятся урбанизированной зоной, статус городского округа не смогли получить Переяславский район Ярославской области и Шелеховский район Иркутской области. Несмотря на то что в марте 2007 г. в Шелехове и районе прошло голосование, на котором большинство жителей поселений высказались за создание городского округа, был от­клонен третий законопроект о создании Шелеховского городского округа*, внесенный администрацией города. В настоящее время прорабатывается возможность образования единой администрации г. Шелехова и Шелеховского района в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 131 -ФЗ в 2010 г., согласно которым уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.

По мнению многих специалистов, решение перечисленных проблем возможно путем закрепления большего числа видов правовых преобразований муниципальных образований в Федеральном законе № 131-ФЗ на основе четких критериев. Весьма актуально правовое закрепление порядка объединения муниципального района и всех поселений, находящихся на его территории, в городской округ. Такое преобразование возможно при определении ориентировочной численности населения (например, территория городского поселения составляет не менее половины (трети) территории всего муниципального района). Нецелесообразно вхождение сельских населенных пунктов в состав городского округа. При проведении данного преобразования необходимо получить согласие населения, т. е. жители каждого поселения, находящегося на территории муниципального района, должны проголосовать.

По мнению экспертов, в настоящее время насущна и обратная правовая возможность, т. е. разделение городского округа на муниципальный район и входящие в него поселения. Такое преобразование действительно имеет смысл для исправления си­туации, сложившейся в ходе реформы муниципально-территориального деления, результатом которой стало появление неоправданно большого количества городских округов на преимущественно неурбанизированных территориях.

В качестве обязательных условий для преобразования городского округа в муниципальный район и входящие в него поселения эксперты предлагают руководствоваться следующими критериями:

· на территории городского округа находится не менее трех различных населенных пунктов;

· в самом городе проживает менее половины (либо трети) населения муниципального образования либо территория города как населенного пункта (т. е. в границах земель поселений) составляет менее половины (трети) территории муниципального образования.

И в этом случае преобразование должно осуществляться с учетом интересов территориально разбросанных населенных пунктов; О объединение и разделение городских округов.

Процессы урбанизации сопряжены со сращиванием городов, появлением горо­дов-дублеров, вполне сопоставимых с инфраструктурной и экономической обеспеченностью. Некоторые эксперты считают, что в этом случае имеет смысл закрепление процедур объединения (двух и более) и разделения (на два и более) городских округов. Главным аргументом целесообразности здесь должно быть мнение населения городов. Для объединения необходимо предусмотреть голосование жителей каждого из объединяемых городских округов, для разделения - населения как каждого из городов в границах предполагаемых новых округов, так и населения всего существующего городского округа в целом; в укрупнение муниципальных образований.

По данным Минрегиона России, в настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в 23 304 муниципальных образованиях, большую часть из которых составляют сельские поселения.

Процесс реформирования территориальной организации местного самоуправление проходил в весьма сжатые сроки и на основе советской системы административно-территориального деления. Определенные предпосылки для развития такой ситуации создал Федеральный закон № 131 -ФЗ, положив в основу территориального деления муниципалитетов географические, а не экономические факторы. В результате было создано множество финансово и экономически несостоятельных террито­рий, особенно в сельской местности.

Основные процессы укрупнений проходили в Нижегородской, Костромской областях, Республике Башкортостан, других регионах. Нижегородская область - лидер процесса укрупнения муниципалитетов. По данным Минрегиона России, 2/3 сельских поселений, сократившихся в результате укрупнения в целом по России к концу 2010 г., прекратили существование в качестве муниципальных образований именно в Нижегородской области. Сокращение происходило главным образом за счет сельских поселений.

Среди основных причин проводимых территориальных преобразований можно назвать следующие:

· необходимость сокращения количества дотационных поселений, большей частью в сельской местности;

· уменьшение расходов на содержание аппаратов управления на местах, оптимизация местных бюджетов;

· стремление выстроить структуру органов местного самоуправления в соответствии с изменениями в размещении производства, трудовых ресурсов, транспортной сети, логистике; В исправление недочетов территориальной реформы 2004-2005 гг.

Тем не менее несмотря на положительные моменты объединения, особенно до­тационных муниципалитетов, процесс этот неоднозначный, и здесь ни в коем случае нельзя допускать механическое укрупнение территорий в целях усиления ихуправ-ляемости или экономии материальных ресурсов. Так, поданным экспертов, в результате непродуманного объединения муниципалитетов органы местного самоуправления теряют свою бюджетную независимость: в 2011 г. 90% местных бюджетов финансировались бюджетами более высоких уровней.

Принимая во внимание, что в разряд оптимизируемых территорий зачастую попадают сельские территории, необходимо учитывать их специфику (традиции, уклад, ценности). Игнорирование данных факторов может привести к нарушению главных принципов муниципальной реформы: доступности власти и субсидиарности.

  • 1. Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
  • 2. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
  • 3. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
  • 3.1. Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.

Объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром.

  • 4. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.
  • 5. Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан.
  • 6. Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.
  • 7. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.
  • 8. Преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 4, 5, 6 настоящей статьи.

Преобразование муниципальных образований

Преобразованием муниципальных образований - является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Возможно преобразование также путем выделения одних муниципальных образований из состава других, присоединения одних муниципальных образований к другим муниципальным образованиям, приобретения или утраты муниципальным образованием части населенной территории (населенных пунктов).

Объединение - слияние двух или более муниципальных образований в одно новое муниципальное образование с переходом прав и обязанностей каждого из объединяющихся муниципальных образований вновь возникшему муниципальному образованию.

Разделение - разделение одного муниципального образования на два и более муниципальных образований. При этом разделяемое муниципальное образование прекращается с передачей его территории, прав и обязанностей вновь создаваемым муниципальным образованиям.

Выделение - создание одного или нескольких муниципальных образований путем выделения их из состава преобразуемого муниципального образования с передачей им части территории, прав и обязанностей последнего.

Присоединение - вхождение одного муниципального образования в состав другого с передачей преобразуемому муниципальному образованию своей территории, всех прав и обязанностей и прекращением своего существования.

Приобретение (утрата) части населенной территории - передача одним муниципальным образованием другому муниципальному образованию части его территории с расположенным на ней населенным пунктом.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления». Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 6 октября 2003 г., либо на сходах граждан. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан.

Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного ст. 24 Закона от 6 октября 2003 г. и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

При преобразовании муниципальных образований решаются вопросы правопреемства, перехода от одних муниципальных образований к другим прав и обязанностей. Под правопреемством муниципальных образований следует понимать переход в соответствии с законом или договором прав, обязанностей от одного муниципального образования-правопредшественника к другому муниципальному образованию-правопреемнику

Муниципальными образованиями - правопредшественниками выступают объединяющиеся, разделяющиеся, присоединяющиеся муниципальные образования, а также муниципальные образования, утрачивающие часть населенной территории или из которых выделяются новые муниципальные образования. Муниципальными образованиями-правопреемниками выступают муниципальные образования, создаваемые путем объединения, разделения, выделения, муниципальные образования, к которым присоединяются другие муниципальные образования, а также приобретающие населенные территории. Нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления муниципальных образований- правопредшественников, продолжают действовать на соответствующих территориях до тех пор, пока они не будут пересмотрены или отменены (за исключением актов, содержащих обязанности перед гражданами и организациями) органами местного самоуправления муниципальных образований-правопреемников. В отношении гражданско-правовых договоров, заключенных муниципальным образованием-правопредшественником, находящихся в силе на момент правопреемства, применяются общие положения гражданского законодательства. В отношении иных договоров муниципальное образование-правопреемник заключает с контрагентом соглашение об их прекращении или о замене стороны в договоре.

В случае преобразования муниципальных образований в форме объединения и присоединения имущество переходит муниципальному образованию-правопреемнику в соответствии с законодательством РФ. В случае преобразования муниципальных образований в форме разделения или выделения вопросы правопреемства в отношении имущества решаются в соответствии с законодательством на основе договоров, заключенных муниципальными образованиями-правопреемниками. В случае преобразования муниципального образования в форме приобретения или утраты им части населенной территории вопросы правопреемства в отношении имущества решаются на основе договоров, заключенных между муниципальным образованием, утрачивающим соответствующую часть населенной территории, и муниципальным образованием, приобретающим ее. В собственность муниципального образования-правопреемника переходят расположенные на его территории муниципальные земли правопредшественника в границах вновь образованного муниципального образования, устанавливаемых областным законом.

Преобразование муниципальных образований требует для перехода от существующей системы муниципальной власти к новой введения переходного периода. Переходный период - время, в течение которого на преобразуемой муниципальной территории действуют и новые, и старые органы местного самоуправления, принимается устав нового муниципального образования, изменяется устав преобразуемого муниципального образования, решаются вопросы правопреемства. В переходный период главная задача новых органов местного самоуправления - разработка и принятие устава муниципального образования. Главная задача органов самоуправления муниципального образования- правопредшественника - обеспечение муниципального управления в полном объеме, за исключением внесения изменений в устав муниципального образования.

Стадии создания и упразднения муниципальных образований представляют собой юридические формы появления новых субъектов публичного права и прекращения их существования. Эти стадии, по существу, не регламентируются Законом 2003 г.; восполнение данных пробелов в правовом регулировании возможно посредством внесения дополнений в законодательство, а также применения аналогии закона или аналогии права.

В отличие от этого, порядок преобразования муниципальных образований регулируется ст. 13 Закона 2003 г. Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Важно заметить, что все иные теоретически мыслимые способы реорганизации муниципальных образований федеральный законодатель опускает, что можно истолковать либо как пробел в праве, либо в качестве некоего завуалированного юридического запрета по их использованию (например, ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает на такие виды реорганизации юридических лиц, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование). Если придерживаться указанной методологии, то и реорганизация (а не преобразование) муниципальных образований возможна в каждой из указанных форм, при этом в законе следует четко оговорить, в каких случаях соответствующие способы реорганизации допускаются, а в каких - запрещаются.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с Законом 2003 г. такой порядок представляет собой определенное изъятие из общих правил о законодательной инициативе в представительном органе государственной власти субъекта Федерации, которые установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Этим Федеральным законом (ст. 6) предусматривается, что право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Кроме того, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.

Сравнительный анализ Закона 2003 г. и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», исходя из их буквального смысла, позволяет заметить следующее: во-первых, депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Федерации не вправе выразить инициативу о преобразовании муниципального образования; во-вторых, не только высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта Федерации, но и все другие региональные органы государственной власти пользуются подобным правом; в-третьих, право инициативы о преобразовании муниципального образования принадлежит не только представительному органу муниципального образования, но и всем иным органам местного самоуправления; в-четвертых, право законодательной инициативы по данному вопросу предоставляется практически любому федеральному государственному органу; в-пятых, право населения на законодательную инициативу о преобразовании муниципального образования имеет место вне зависимости от того, содержится или не содержится соответствующая норма в конституции (уставе) субъекта Федерации, поскольку нормы Закона 2003 г. имеют прямое действие и применяются непосредственно.

Процедура создания, преобразования и упразднения муниципальных образований требует вмешательства законодателя и в ряд других важных вопросов. Например, если преобразование муниципального образования не осуществляется в установленный срок, суд должен обладать правомочием по назначению внешнего управляющего и поручению ему осуществления преобразования этого муниципального образования. Необходимо решение вопросов по правопреемству, причем не только в частноправовой, но и в публично-правовой сфере.

Сказанное выше позволяет сформулировать вывод о том, что современное законодательство о создании, преобразовании и упразднении муниципальных образований не является в достаточной мере совершенным и нуждается в определенной модернизации. В качестве одного из подходов к правовому регулированию данных правоотношений можно предложить следующую модель: создание, реорганизация и упразднение муниципальных образований осуществляются законом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; реорганизация муниципального образования осуществляется в формах объединения, присоединения, разделения, выделения и преобразования; при объединении, присоединении, разделении и выделении муниципальных образований одного и того же вида реорганизованное муниципальное образование считается муниципальным образованием того же вида, если законом субъекта Российской Федерации не будет установлено иное; в случае объединения, присоединения, разделения и выделения муниципальных образований различных видов законом субъекта Российской Федерации должен быть установлен вид реорганизованного муниципального образования; городской округ может быть преобразован в городское поселение, городское поселение может быть преобразовано в городской округ, иные способы преобразования муниципальных образований не допускаются.

Существенным элементом статуса муниципального образования как территориального политического объединения граждан является его граница, то есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пространственные пределы муниципальной власти. В отличие от Государственной границы Российской Федерации границы муниципальных образований не требуют специального режима, связанного с особыми правилами содержания, пересечения, перемещения, пропуска или ведения хозяйственной деятельности. Основное предназначение границ муниципальных образований заключается в разграничении юрисдикции органов местного самоуправления, разделении земельных участков и объектов недвижимости, определении источников доходов муниципальных бюджетов.

Установление границ муниципальных образований взаимосвязано с системой границ субъектов Федерации (за исключением тех муниципалитетов, которые не имеют общих границ с соответствующим регионом). Поэтому при возникновении территориальных споров между субъектами Федерации фиксация границ соответствующих муниципальных образований становится весьма затруднительной.

Граница муниципального образования может иметь самостоятельное значение либо следовать за судьбой границ населенных пунктов, входящих в его состав. В последнем случае требуется установление границ населенных пунктов, а для определения границ муниципального образования достаточно перечисления образующих его населенных пунктов, которые имеют надлежаще удостоверенные пространственные пределы. Важно заметить, что Закон 2003 г. отдает предпочтение первому варианту, указывая при этом на возможность определения месторасположения муниципальных образований посредством картографического описания их границ, то есть картографических схем, которые сопровождаются необходимыми сведениями текстуального характера по узловым и поворотным точкам соответствующей траектории.

Образованием муниципальных образований - является процесс их создания на территориях, не охваченных местным самоуправлением и не входящих в состав уже имеющихся муниципальных образований. Основой данного процесса является волеизъявление населения этих территорий. Правовой аспект отражается в официальных документах, в частности в уставе муниципального образования.

При определении территории муниципального образования необходимо учитывать следующие критерии:

1. Местное самоуправление является территориальным, т.е. осуществляется на определенных территориях, ограниченных друг о друга.

2. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ без каких либо изьятий.

3. Территория муниципального образования является целостной, т.е. должно иметь непрерывную границу.

4. Муниципальное образование определяется как населенная территория. Отсюда следует, что квалифицирующим признаком муниципального образования является наличие населения.

5. Территория муниципального образования должна быть такой, что бы проживающие в ее границах население было объединено общими интересами в тех вопросах, решение которых отнесено к ведению местного самоуправления.

7. На территории муниципального образования желательно наличие необходимой для решения вопросов местного значения социальной и коммунальной инфраструктуры.

8. При определении территории муниципальных образований целесообразно учитывать принципы территориальной и временной доступности оказываемых услуг.

9. При установлении территории муниципальных образований нельзя не учитывать традиционный способ хозяйствования населения.

Процесс создания вновь образованных поселений регламентируется ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" согласно с ним создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, выдвинутой на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти. В случаи выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о создании на межселенной территории вновь образованного муниципального образования оформляется решением соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется с согласия населения муниципального района, выраженного представительным органом данного муниципального района. Закон субъекта РФ о создании на межселенной территории вновь образованного поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления муниципального района, а так же в период кампании местного референдума. В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения, решение об этом оформляется сходом граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

Преобразования муниципальных образований

Преобразования муниципальных образований - это объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
С инициативой по преобразованию муниципального образования могут выступать население, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы государственной власти. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Если объединение двух и более поселений не влечет изменения границ иных муниципальных образований, то оно осуществляется с согласия населения каждого из поселений, которое выражается путем голосования либо на сходах граждан.

Если объединение двух и более муниципальных районов не влечет изменения границ иных муниципальных образований, то оно осуществляется с учетом мнения населения, которое выражается опосредованно представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов. Если разделение поселения влечет образование двух и более поселений, то оно осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, которое выражается путем голосования (см. «голосование по вопросу преобразования муниципального образования») либо на сходах граждан (см. «сход граждан»).

Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение.
Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования (см. «голосование по вопросу преобразования муниципального образования»), проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Упразднение муниципального образования

Упразднение муниципального образования означает прекращение существования муниципального образования. Муниципальное образование может быть упразднено вследствие объединения с другим муниципальным образованием, установления федеральным законом на территории муниципального образования запрета на осуществление местного самоуправления и в других случаях.

Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 чел. и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.

Упразднение поселений осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ или федеральных органов государственной власти в соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Упразднение поселений осуществляется с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Закон субъекта РФ об упразднении поселения также не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования и во время проведения местного референдума.