Методические рекомендации по организации деятельности органов опеки и попечительства в части выявления несовершеннолетних. Опекунами или попечителями прав и законных интересов Общие положения об управлении опеки и попечительства

Методические рекомендации по организации деятельности органов опеки и попечительства по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей
В соответствии ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК) первоочередной задачей органов опеки и попечительства считается выявление семей, где дети находятся в социально опасном положении, угрожающем их жизни или здоровью, или препятствующей его нормальному воспитанию и развитию, оказание им всесторонней помощи на раннем этапе.

Обязанность должностных лиц, организаций и иных граждан, которым становится известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, установлена ст. 56 СК. Это могут быть близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

Пункт 2 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» также предусматривает обязанность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно информировать орган опеки и попечительства о выявлении несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, препятствующей их нормальному воспитанию и развитию. В частности, значительная роль в выявлении несовершеннолетних этой категории отводится учреждениям социального обслуживания, лечебно-профилактическим учреждениям, органам внутренних дел, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Органы опеки и попечительства устанавливают причины, по которым ребенок остался без родительского попечения. Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано разными причинами. Их перечень трудно исчерпывающим образом установить в законе. Статья 121 СК определяет лишь основные из них. Приходится иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера. К первым относятся: смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав. Другие причины утраты родительского попечения - следствие либо невозможности защищать ребенка, заботиться о нем из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелания выполнять свой родительский долг. При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 121 СК, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченных государством на ее осуществление. В случае смерти родителей началом утраты родительского попечения является день смерти. При лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании родителей недееспособными, утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое относится к ситуации, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за дату выявления нужно брать дату взятия под стражу. При болезни родителей утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Аналогично решается вопрос в случае, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по местонахождению ребенка. После проверки поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения.

СК и п.3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 217) устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно (в течение трех дней) провести первичное обследование условий жизни ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель такого обследования - проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребенком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения - выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения. На основании первичного обследования составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.).

По итогам первичного обследования, в случае отсутствия оснований к немедленному отобранию ребенка орган опеки и попечительства (уполномоченная организация) может принимать решение о проведении дополнительного обследования для решения вопроса о необходимости признания ребенка нуждающимся в помощи государства и выбора формы защиты его прав.

При проведении первичного и дополнительного обследований условий жизни и воспитания несовершеннолетнего орган опеки и попечительства (уполномоченная организация) выясняет:


  • характер угрозы жизни и здоровью ребенка, имеющиеся факты, свидетельствующие о наличии такой угрозы или о жестоком обращении и насилии, пренебрежении интересами ребенка, повторяемости насилия, уязвимости ребенка в случаях проявления насилия по отношению к нему с учетом его возраста и состояния здоровья;

  • основные потребности ребенка (состояние его здоровья, проблемы в образовании, умственное и психическое развитие, самосознание, общение с другими детьми, проблемы поведения, развитие навыков самообслуживания и соблюдение гигиенических норм);

  • состав семьи ребенка (наличие и место жительства родителей, братьев, сестер, других близких родственников, привязанности и отношения ребенка с родителями, родственниками, их родительские компетенции и способность обеспечить основные потребности ребенка в уходе и воспитании, безопасности, стабильном интеллектуальном, физическом и психическом развитии, эмоциональном тепле);

  • жилищно-бытовые условия, в которых находится несовершеннолетний (кто является собственником (нанимателем) жилого помещения, количество членов семьи, проживающих и зарегистрированных на данной площади, размеры и благоустройство помещения, его санитарно-гигиеническое состояние), доход родителей, наличие имущества у несовершеннолетнего и членов семьи, семейную историю, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, наличие круга общения родителей, наличие других лиц, значимых для ребенка.
По итогам обследования специалисты органа опеки и попечительства принимают решение и составляют проект заключения о необходимости признания ребенка нуждающимся в помощи государства, включающий также и предложения по защите прав ребенка, его законных интересов (определение формы защиты прав ребенка и (или) формы, сроков и места его устройства, организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и иные мероприятия) и сроки их выполнения.

Заключение о необходимости признания ребенка нуждающимся в помощи государства является основанием для издания органом опеки и попечительства акта о признании ребенка нуждающимся в помощи государства и утверждении плана по защите его прав.

Орган опеки и попечительства обязан вести учет всех выявленных детей, в отношении которых по итогам первичного обследования подтвердились факты проживания в условиях, представляющих действиями или бездействием родителей угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Моментом возникновения у ребенка статуса оставшегося без попечения родителей следует считать установление органом опеки и попечительства факта отсутствия попечения его родителей (п.1 ст.122 СК). Учет целесообразно вести в журнале регистрации таких детей, а также на электронных носителях. Все данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной формы. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.

Затем принимаются меры по его устройству. Избрание формы устройства ребенка определяется исходя из интересов ребенка с учетом конкретных обстоятельств утраты родительского попечения и с обязательным соблюдением требований, установленных законом для каждой формы устройства ребенка в семью. Органы опеки и попечительства сами могут временно осуществлять функции опекунов или попечителей, если не удалось в срок, установленный законом, подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее учреждение.

То обстоятельство, что родители ребенка дали согласие на его усыновление непосредственно сразу после рождения ребенка, имеет значение, прежде всего, для процедуры усыновления. В соответствии со ст.129 СК согласие родителей ребенка необходимо для его усыновления. Это согласие может быть отозвано родителем в любой момент до вынесения решения суда о его усыновлении.

Основанием для постановки ребенка на учет в качестве оставшегося без попечения родителей является не только согласие на усыновление, но и факт отказа родителей взять своего ребенка из лечебного учреждения. Отказ может быть устным или письменным, это не имеет никакого значения. Важно то, что руководитель медицинской организации, в которой оставлен ребенок, обязан в соответствии с п.1 ст.122 СК сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Если орган опеки и попечительства по получении этого сигнала все сделал правильно, то необходимый статус у ребенка возник. В случае, если в этом у кого-либо (например, у администрации вуза и т.п.) возникнут сомнения, орган опеки и попечительства вправе выдать ребенку справку о том, что он состоит на первичном учете как оставшийся без попечения родителей. Также законные представители ребенка вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридического значение (гл. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), – факта отсутствия родительского попечения.

На основании п.4 ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, направляются органом опеки и попечительства в орган по государственной регистрации в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии родительского попечения.

Получив такие сведения, орган по государственной регистрации на основании ст. 12 указанного Федерального закона вносит соответствующую запись в графу «Особые отметки» Единого государственного реестра прав. В результате появляется ограничение права собственности – собственник не вправе свободно отчуждать жилое помещение, покуда не будет снято это ограничение. Если запись из Единого государственного реестра прав не удалена, то для отчуждения жилого помещения есть только один способ – представить в орган по государственной регистрации согласие органа опеки и попечительства.

Таким образом, орган опеки и попечительства, который выявил ребенка, оставшегося без попечения родителей, после внесения записи об этом ребенке в журнал первичного учета обязан не только решать вопрос о предъявлении в суд иска о лишении его матери родительских прав, но и (возможно, в первую очередь) направить в орган по государственной регистрации информацию о проживании в квартире, принадлежащей родителям ребенка, имеющего статус оставшегося без попечения родителей. При получении информации о детях, проживающих в домах и квартирах граждан и оставшихся без попечения родителей, орган по государственной регистрации не вправе отказывать в принятии информации и внесении сведений в реестр, ссылаясь на отсутствие у ребенка прописки (регистрации) по месту жительства. Такой отказ незаконен, так как с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в силу специального указания п. 2 ст. 123 СК законным представителем ребенка является орган опеки и попечительства. Мать автоматически, в силу закона отстраняется от законного представительства в отношении ребенка, даже если решение о лишении ее родительских прав еще не вынесено. Следовательно, уже в тот день, когда сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, были внесены органом опеки и попечительства в журнал первичного учета, орган опеки был вправе со ссылкой на ст.123 СК подать заявление в паспортный стол милиции (или иной уполномоченный орган) о постановке несовершеннолетнего на учет по месту жительства в квартире матери на основании п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Несмотря на достижение 17-летнего возраста ребенок продолжает являться оставшимся без попечения родителей. В соответствии с п.1 ст. 54 СК ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Если по любым причинам ребенок не имеет родительского попечения, то в соответствии с п.1 ст. 121 СК защита его прав и интересов возлагается на орган опеки и попечительства.

На период пребывания ребенка в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполнение обязанностей опекуна (попечителя) возлагается на администрацию этого учреждения (п.1 ст. 147 СК).

Как только пребывание в детском доме заканчивается, статус законного представителя ребенка возвращается к органу опеки и попечительства. В соответствии с п.2 ст. 123 СК РФ до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Таким образом, если на момент выявления ребенка орган опеки и попечительства по месту его постоянного жительства совершил все требуемые по закону действия (внес сведения о ребенке в журнал первичного учета, передал информацию о ребенке региональному оператору), то после выпуска из детского дома ребенок продолжает состоять на учете как ранее выявленный в районе. Соответственно, право принятия решений в отношении этого ребенка принадлежит этому органу опеки и попечительства (в районе). В принципе орган опеки и попечительства должен самостоятельно отслеживать срок выпуска детей из детских домов, поскольку в журнале первичного учета заполняются такие графы, как вид устройства ребенка и дата устройства.

Если же при первичном выявлении процедуры не были соблюдены, то при выпуске из детского дома необходимо ставить ребенка на учет как вновь выявленного. При этом подлежит применению ст. 122 СК, исходя из которой руководитель детского учреждения, из которого выпускается ребенок, должен сообщить о предстоящем выпуске в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Получив эту информацию, орган опеки обязан внести сведения о ребенке в свой журнал первичного учета и далее действовать так, как предписано законом - обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, затем обеспечить устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направить сведения о таком ребенке по истечении месяца для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Приложение № 9


Форма

Директору

(Главному врачу)

(наименование лечебно-профилактического

учреждения, учреждения для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей)

____________________________________________

(Ф.И.О. руководителя учреждения)

от _________________________________________

(Ф.И.О., дата рождения, место жительства,

регистрация (дата и адрес), паспорт

(номер, серия, кем и когда выдан),

семейное положение, отношение к ребенку

(мать, отец))

Заявление о согласии на усыновление (удочерение) ребенка

Я, _______,

даю согласие на усыновление (удочерение) моего ребенка ________________________

(Ф.И.О. ребенка)

родившегося(йся) "__" ___________ 200__ г. в родильном доме (ином лечебно-профилактическом учреждении) _____________________________________________.

(наименование населенного пункта)

Выбор усыновителей доверяю органам опеки и попечительства. Претензии к органам опеки и попечительства по подбору усыновителей иметь не буду. Правовые последствия передачи ребенка на усыновление (удочерение) мне разъяснены.

Данные о себе: рост _____ см, цвет волос __________, цвет глаз _________,

национальность ____________________________________, профессия _____________

(указывается с согласия заявителя)

кожно-венерологическом состою (не состою)

психоневрологическом состою (не состою)

наркологическом диспансерах состою (не состою)

Данные о другом родителе ребенка (указываются с согласия заявителя):

_________________________________________________________________________

рост ___ см, цвет волос _______, цвет глаз ______, национальность ______,

профессия ______________________________________________________________,

на учете в (ненужное зачеркнуть)

кожно-венерологическом состоит (не состоит, неизвестно)

психоневрологическом состоит (не состоит, неизвестно)

наркологическом диспансерах состоит (не состоит, неизвестно)

Настоящее заявление написано мною добровольно.

Подпись ________________ Дата ______________

Подпись гр. __________________________________ и данные паспорта заверяю.

Руководитель учреждения ____________ ___________.

(подпись) (Ф.И.О.)

Приложение № 10

к Административному регламенту Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

______________________________________

(наименование учреждения)

Акт об оставлении ребенка в родильном доме (отделении) или ином лечебно-профилактическом учреждении

"__"____________200_г. гражданка (гражданин)________________________________

_________________________________________________________________________

"__" _________________________ года рождения, проживающая(щий) по адресу:

_________________________________________________________________________

Ф.И.О. и адрес родителя записаны: с ее (его) слов/на основании предъявленного документа, удостоверяющего личность *

└─┘__________________________ серия ______________ № ______, выдан ______

родила (поместил(а) на лечение) мальчика/девочку и "___"________ 200 _ г. покинул(а) учреждение, не оформив согласие на усыновление (удочерение) или заявление о временном помещении ребенка на полное государственное обеспечение.

Сведения о другом родителе ребенка (записаны по предъявлении документа, удостоверяющего личность * ; со слов матери (отца); не имеются):

_________________________________________________________________________

(Ф.И.О., другие имеющиеся данные)

Лечащий врач:____________________________________________________________

(Ф.И.О., дата, подпись)

Юрист:___________________________________________________________________

(Ф.И.О., дата, подпись)

Руководитель учреждения:_________________________________________________

(Ф.И.О., дата, подпись)

______________________________

* Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, определены Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2939; 2000, № 13, ст. 1370; 2002, № 34, ст. 3294).

Приложение № 6

к Административному регламенту Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей

_________________________________________________________________

(орган опеки и попечительства)

_________________________________________________________________

(субъект Российской Федерации)

Начат_________________________

Окончен_______________________


№ п/п

Дата регистрации

От кого поступили сведения

Ф.И.О. ребенка

Число, месяц, год рождения ребенка

Занятие ребенка (образовательное учреждения, которое посещает ребенок

Сведения о родителях

Адрес (место жительства ребенка)

Кто осуществляет присмотр за ребенком

Вид устройства и адрес ребенка после устройства

Дата устройства

Примечание

Ф.И.О. матери и отца

Место рождения родителей

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство .

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, - сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

В девяти российских регионах сироты, которые имеют право на бесплатное жилье, ожидают его более 20 лет. Об этом говорится в отчете, опубликованном на сайте Счетной палаты.

Член Eurochild, Флоренс Кёндеринк рассказывает, как COVID-19 может повлиять на детей, находящихся в системе альтернативного ухода (в интернатных учреждениях).

Уже шесть лет Владимир Голотюк проживает с семьей в Детской деревне SOS в поселке Томилино. Они с супругой Еленой воспитывают троих родных и пятерых приемных детей. Эта благотворительная организация появилась в Подмосковье 23 года назад и с тех пор дает возможность детям, оставшимся без родителей, жить хоть и в приемных, но семьях.

по организации деятельности по опеке над совершеннолетними недееспособными гражданами

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях организации
деятельности территориального органа Министерства труда и социального развития
Омской области (территориальный орган) по опеке над совершеннолетними
недееспособными гражданами (подопечные).

Отношения, связанные с осуществлением деятельности по опеке над совершеннолетними недееспособными гражданами, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (Закон № 48-ФЗ), Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ).

2. В соответствии со статьей 2 Закона № 48-ФЗ:

опека - это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия);

недееспособный гражданин - это гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 ГК РФ.

Статьей 29 ГК РФ предусмотрено, что гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Порядок признания гражданина недееспособным регулируется главой 31 ГПК РФ.

3. Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического
расстройства согласно части 1 статьи 281 ГПК РФ может быть возбуждено в суде на
основании заявления:

Членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер)
независимо от совместного с ним проживания;

Органа опеки и попечительства;

Психиатрического или психоневрологического учреждения.
Территориальный орган обращается в суд с заявлением о признании

гражданина недееспособным или ограничено недееспособным только в отношении совершеннолетних одиноко проживающих граждан, не имеющих членов семьи, близких родственников либо если сведения о них неизвестны.

Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства данного гражданина, а если гражданин помещен в психиатрическое или психоневрологическое учреждение, - по месту нахождения этого учреждения (часть 4 статьи 281 ГПК РФ).


В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий или руководить ими (часть 2 статьи 282 ГПК РФ).

Заявитель освобождается от уплаты издержек, связанных с рассмотрением заявления о признании гражданина недееспособным (часть 2 статьи 282 ГПК РФ).

Для решения вопроса о признании гражданина недееспособным, для определения его психического состояния судом назначается судебно-психиатрическая экспертиза.

Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства (часть 2 статьи 285 ГПК РФ).

4. Основанием для подготовки распоряжения об установления опеки и
назначения совершеннолетнему гражданину опекуна является поступившее в
территориальный орган решение суда, которым гражданин признан недееспособным
(статья 285 ГПК РФ, статья 29 ГК РФ).

Частью 2 статьи 34 ГК РФ предусмотрено, что суд в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным сообщает об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

5. В течение месяца с момента получения решения суда о признании
гражданина недееспособным территориальным органом по месту жительства лица,
нуждающегося в установлении над ним опеки, над ним устанавливается опека и
назначается опекун (часть 2 статьи 11 Закона № 48-ФЗ).

Опекун назначается с его согласия или по его заявлению в письменной форме (часть 2 статьи 11 Закона № 48-ФЗ).

В случае если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки, в течение месяца не назначен опекун, исполнение обязанностей опекуна временно возлагается на территориальный орган по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства (часть 2 статьи 11 Закона № 48-ФЗ).

6. Для назначения в качестве опекуна гражданин предоставляет заявление в
письменной форме (приложение № 1) и анкету (приложение № 2).

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане (часть 2 статьи 35 ГК РФ).

Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами перед всеми другими лицами (часть 5 статьи 10 Закона № 48-ФЗ).

При назначении опекуна или попечителя должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а также желание подопечного (часть 3 статьи 35 ГК РФ).


Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (часть 2 статьи 35 ГК РФ).

Опекуны не назначаются подопечным, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги (часть 4 статьи 35 ГК РФ).

Территориальный орган осуществляет проверку сведений о личности опекуна, запрашивая сведения о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях (часть 2 статьи 10 Закона № 48-ФЗ).

7. Сведения о личности предполагаемого опекуна, доверительного
управляющего, полученные органом опеки и попечительства, относятся в
соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" к персональным
данным граждан (часть 4 статьи 10 Закона № 48-ФЗ).

8. Опека устанавливается распоряжением территориального органа
(приложение № 3). В распоряжении территориального органа решается вопрос о
назначении опекуна, а также может быть указан срок действия полномочий опекуна
или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление
определенного события.

Опекуну письменно разъясняются права и обязанности, предусмотренные статьей 15 Закона № 48-ФЗ, статьями 31, 36, 37 ГК РФ, а также ответственность, предусмотренная статьей 26 Закона № 48-ФЗ.

9. Согласно части 5 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации об
установлении опеки и попечительства территориальный орган обязан сообщить в
налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 5 дней со дня принятия
соответствующего распоряжения (приложение № 4).

Кроме этого, частью 4 статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой, направляются территориальным органом в орган по государственной регистрации в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства (приложение № 5).

10. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным
движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с
управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении
таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои
полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в
доверительное управление (часть 1 статьи 38 ГК РФ).

Решение о заключении договора доверительного управления имуществом заключается по согласованию с Министерством труда и социального развития Омской области.

И. Опекун обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента назначения (часть 1 статьи 18 Закона № 48-ФЗ).


Опись имущества подопечного (приложение № 6) составляется территориальным органом в присутствии опекуна, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел (часть 2 статьи 18 Закона № 48-ФЗ).

Опись имущества подопечного составляется в 2-х экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства (часть 1 статьи 18 Закона № 48-ФЗ).

При необходимости, если этого требуют интересы подопечного, опекун незамедлительно обязан предъявить в суд иск об истребовании имущества подопечного из чужого незаконного владения или принять иные меры по защите имущественных прав подопечного (часть 4 статьи 18 Закона № 48-ФЗ).

12. Обязанности по опеке исполняются опекунами безвозмездно (часть 1
статьи 16 Закона № 48-ФЗ).

Опекуны обязаны заботиться о содержании своих подопечных, обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы (часть 3 статьи 36 ГК РФ).

Опекуны обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства (часть 2 статьи 36 ГК РФ, часть 5 статьи 15 Закона № 48-ФЗ).

При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности, в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна в отношении подопечного (часть 6 статьи 15 Закона № 48-ФЗ).

Предлагаем при органах опеки и попечительства создавать общественный орган, в котором обязательно представительство общественных организаций, занимающихся проблемами лиц с ограниченными возможностями здоровья, опекунов недееспособных граждан.

Такой орган может выполнять функции независимого эксперта в помощь органу опеки и попечительства при принятии решений в отношении недееспособных граждан.

Например, орган опеки и попечительства, принимая решение о помещении недееспособного гражданина под надзор в психоневрологический интернат, запрашивает мнение общественного органа при отказе недееспособного гражданина жить в интернате и желании продолжать жить в своей квартире при поддержке социальных служб. Общественный орган, исследовав все обстоятельства, может выразить свое мнение о целесообразности принятия того или иного решения: предоставить возможность лицу жить в квартире, организовать необходимую поддержку, искать опекуна или альтернативные психоневрологическому интернату варианты проживания, содействовать в получении необходимой медицинской помощи, или вследствие того, что гражданин наносит вред себе и другим стоит ставить вопрос о недобровольном помещении в психоневрологический интернат. Другой пример: при жизни опекуна недееспособный гражданин проживал в негосударственной организации, предоставляющей социальные услуги (например, социальная община). После прекращения опекунских функций (смерть, болезнь, иное) орган опеки должен решить, где далее будет проживать недееспособный гражданин: в государственном психоневрологическом интернате или в той же негосударственной организации. Общественный орган может высказать свое мнение по этому вопросу, учитывая мнение недееспособного гражданина, его бывшего опекуна, сравнить возможности негосударственной организации и государственного интерната по социальному обслуживанию, финансовую сторону вопроса. Это необходимо в данной ситуации, прежде всего потому, что самому государственному органу сложно, в случае такой необходимости, преодолеть государственную монополию на стационарное социальное обслуживание населения.

Общественный орган должен быть правомочен рассматривать любые вопросы опеки над недееспособными лицами как по запросу органов опеки и попечительства, опекунов, организаций, оказывающих социальные услуги, недееспособных граждан, так и других заинтересованных лиц. Функционирование общественного органа делает более открытой деятельность органов опеки и попечительства. Учет мнения общественного органа снимает субъективность в принятии важнейших для недееспособного человека решений. Кроме того, общественный орган сможет при необходимости обращаться в органы прокуратуры для защиты прав недееспособного гражданина.

Все эти возможности, которые предоставляет общественный орган, очень важны, поскольку при организации жизни человека мало соблюсти его законные интересы, необходимо учесть и его личные предпочтения, которые могут противоречить взглядам конкретного сотрудника органов опеки и попечительства.

Одной из задач опеки является, в том числе, сохранение имущества недееспособного гражданина. Однако для недееспособных граждан на первый план выходит оптимальное управление имуществом в целях обеспечения достойного уровня их жизни (например, сдача квартиры, дачи в аренду и расходование этих средств на необходимые (или желаемые недееспособным гражданином услуги, товары).

Задачи органов опеки и попечительства предлагается дополнить и задачей по оказанию содействия опекунам и попечителям. Создание системы содействия, поддержки опекунам со стороны органов опеки и попечительства в исполнении их опекунских функций будет способствовать снижению боязни людей ответственности, бремени, которые несет принятие на себя опекунских функций.

На сегодняшний день численность недееспособных граждан, стоящих на учете в органе опеки и попечительства 1214 человек. В сравнении с другими городами - это огромные цифры. Все бремя ответственности по работе с недееспособными гражданами ложится на плечи двух специалистов.

Для своевременного и качественного обслуживания и предоставления помощи, социально-правовой защиты данной категории граждан необходимо ввести ставки технических работников, которые могли бы осуществлять проверки исполнения опекунами своих обязанностей, проводить проверки жилищно-бытового устройства недееспособных и др. В г. Кирове сложилась определенная структура взаимодействия органов опеки и попечительства. Недееспособные граждане подведомственны Департаменту здравоохранения, оформлением в психоневрологический дом-интернат недееспособных граждан занимается Департамент социального развития населения, проблемы несовершеннолетних инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, решаются Департаментом образования. Мы думаем, что для более слаженной работы, устранения разобщенности по вопросам охраны прав инвалидов, недееспособных, детей, детей, оставшихся без попечения родителей, было бы неплохо создать отдельный Департамент опеки и попечительства.

Большая часть опекунов вынуждена жить под одной крышей со своими подопечными, так как опекунами являются родственники больных людей. С годами, проведенными в постоянном уходе, помощи больному, у любого человека возникает потребность в отдыхе, при этом подопечного не оставишь дома одного.

Предлагаем создать специализированный дом-отдыха, с медицинским персоналом по профилю заболевания, состоящий из двух отделений. Первое отделение для опекаемых, второе отделение для опекунов. Отделения будут включать в себя комнату реабилитации для занятия с отдыхающими вокалом, танцами, залы ЛФК, современной арт-студией, где все желающие смогут найти себе занятие по душе.

Даже кратковременный отдых помог бы восстановить силы опекунам, дал возможность общения с родственниками недееспособных, как с людьми со схожими проблемами. Случаи снятия с себя опекунских обязанностей со стороны опекунов должны сократиться, и ряды одиноких недееспособных не будут пополняться с такой скоростью, как это происходит сейчас.

Потребность в создании данного сообщества в настоящее время имеется. При положительном решении данной проблемы расширятся возможности в общении, улучшатся социальные и коммуникативные навыки недееспособных граждан, появится возможность очертить круг проблем и заявить о себе. Общество недееспособных граждан и их опекунов можно сделать на подобии общества инвалидов. Включить сюда культурно-досуговую деятельность, реабилитационную деятельность, помощь со стороны благотворительных организаций.

«Жилье под защитой» - одна из форм социальной реабилитации хронически психически больных. Среди психически больных имеется группа лиц, которая в связи с длительным хроническим течением заболевания утрачивает социальные связи, лишается социально-бытового устройства, попадая в категорию лиц без определенного места жительства. С другой стороны, положения Закона РФ «О психиатрической помощи» запрещают без согласия больного при отсутствии показаний для недобровольной госпитализации содержание его в психиатрической больнице, тем более длительное.

Одним из форм адаптации таких лиц в социальном обществе являются различные варианты так называемого «жилья под защитой». В таком жилье проживают лица, выписанные из психиатрического стационара с нарушенными социальными связями и не имеющие возможности автономного проживания в обществе. Основными задачами такой формы адаптации являются:

  • · размещение психически больных и обеспечение их жильем;
  • · организация «промежуточного места жительства»;
  • · оказание медико-социальной помощи;
  • · трудоустройство и организация досуга больных;
  • · оказание помощи в защите законных интересов.

КОКПБ им. В.М.Бехтерева планирует в качестве «жилья под защитой» использовать жилье недееспособных пациентов, которые находятся на стационарном лечении, не подлежащие выписке или переводу в дом-интернат, и не имеющие опекунов, законными представителями которых является администрация больницы. При использовании жилой площади арендная плата за квартиру будет поступать на счета недееспособных пациентов. Проживание лиц по программе «жилье под защитой» (в том числе содержание квартиры) будет контролироваться амбулаторной психиатрической службой совместно со службой социальных работников больницы.

В этой программе видны свои плюсы и минусы. Для сохранения общественной безопасности и правопорядка в городе предоставление промежуточного жилья пациентам, страдающими психическими заболеваниями стало бы важным и чрезвычайно полезным мероприятием. В городе снизился бы показатель преступности. Недееспособные могли бы иметь возможность дополнительного дохода за аренду своей недвижимости. Денежные средства по разрешения органа опеки и попечительства могли бы расходоваться на достойное качественное проживание недееспособного.

Минусы возможны в системе контроля за имуществом недееспособных и оказания помощи пациентами в нем проживающих. Негативное отношение общества к инвалидам, страдающими психическими заболеваниями, затрудняет реализацию данной программы. Зачастую соседи не всегда довольны таким соседством. Необходим еще длительный промежуток времени, чтобы люди оставили предрассудки в отношении инвалидов, страдающих психическими заболеваниями в прошлом.