Что такое правовая норма определение. Правовые нормы

Норма (от латинского norma) означает правило поведения, образец (модель), точное предписание. Иными словами, норма представляет собой сведения о возможном и должном поведении участников общественных отношений, т. е. меру свободы субъектов в конкретных взаимоотношениях.

Этот масштаб свободы может быть выражен в деятельности субъекта как способность сознательно выбирать тот или иной вариант поведения и действовать по своему усмотрению в рамках дозволенного. Следовательно, непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о поведении субъектов отношений. Социальная норма есть всегда правило должного поведения, она адресуется субъектам общественных отношений. Юридическая норма отличается от других видов социальных норм тем, что имеет предоставительно-обязывающий характер и является общеобязательным правилом поведения. В современных правовых системах юридические нормы в своей основной массе устанавливаются (санкционируются) государством .

Юридическая норма - это одна из реальных разновидностей социальных норм. Общим между правовыми нормами и другими социальными нормами является их предназначение. Норма права , как и другие социальные нормы, - это масштаб, мера свободы личности , разграничение этих свобод между людьми. Однако норма права - это также четко обозначенный масштаб правил поведения. Она требует официального признания со стороны государства. Юридическая норма - это общее правило поведения, установленное и охраняемое государством.

Норма права - это особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики и специфические признаки. Правовым нормам должны быть свойственны все признаки, характерные для права. Это такие признаки, как свобода, равенство, справедливость, общеобязательность, нормативность, системность. Эти признаки мы рассмотрели в теме: «Понятие права», а здесь остановимся на характеристике признаков, определяющих эти нормы с формальной стороны.

Признаком правовой нормы является, во-первых, ее формальная определенность. Это свойство не только позволяет выделить норму права из словесной оболочки того или иного , но и определить структуру конкретной нормы, отделить ее от нормы морали , соотнести норму права с конкретной ситуацией, с ее участниками. Формальная определенность характеризуется тем, что норма права выражена в письменной форме, т. е. имеет государственно-признанную форму выражения: форму закона , нормативного договора и т. д. Формальная определенность нормы права является одним из факторов культурного развития человечества.

Во-вторых, юридическая норма имеет общеобязательный характер. Норма права - это общеобязательное веление, выраженное в форме государственного предписания, которое носит безусловный (императивный) характер и обязательно для исполнения всеми, кому оно адресовано, неважно, касается ли оно создания того или иного способа жизнедеятельности, т. е. для возможного, дозволенного поведения или же направлено на строго обозначенное обязательное поведение. В случае нарушения правила поведения субъект отношений несет заранее установленные негативные последствия.

В-третьих, юридическая норма имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, она предоставляет субъектам правоотношений определенную свободу действий, направленных на удовлетворение своих интересов или потребностей. Чаще всего такие нормы содержатся в частном праве, а в публичном праве, наоборот, речь идет об обязывающих нормах. Например, в гражданском законодательстве есть нормы, закрепляющие право собственности или другие вещные права . Что такое право собственности ?

Право собственности - это право собственника в полном объеме владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, т. е. он (собственник) вправе свободно определять судьбу вещи в рамках закона.

Следовательно, юридическая норма - это формально определенное общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер и официально установленное (санкционированное) государством.

Правовые и технические нормы. Технические нормы так же, как и правовые, создаются людьми. Технические нормы складываются в рамках отношений «человек - машина». Под техническими нормами понимаются такие правила поведения, которые определяют приемы обращения человека с техническими средствами, предметами материального мира и силами природы. Технические нормы имеют определенный социальный характер в том смысле, что производство, в сфере которого эти нормы применяются, носит общественный характер. Тем не менее различие между техническими и правовыми нормами существенно: технические нормы определяют отношения людей по поводу обращения с этими предметами в производственной деятельности, а правовые нормы регулируют поведение человека в правильном обращении и эксплуатации этой техники.

Актуальной на сегодняшний день стала проблема соотношения правовых и технических норм, что обусловлено возрастающей ролью научно-технического прогресса и усложнением общественных отношений в производственной сфере.

Научно-техническая революция (НТР) и ее результаты требуют постоянного внимания и наиболее целесообразного поведения людей в обращении с различными техническими средствами. Пренебрежение этими правилами приводит к нежелательным последствиям, а иногда даже к глобальным катастрофам и катаклизмам (например, авария на Чернобыльской АС). Следовательно, технические нормы призваны регулировать отношения людей по поводу правильного использования технических средств.

Также немаловажное значение имеют вопросы государственного контроля за качеством продукции, производимой с внедрением технических новшеств. Актуальными являются проблемы, связанные с охраной здоровья людей и обеспечением прав потребителя.

Многие технические нормы, имеющие значение для общественной жизни, закрепляются в юридических актах. В актах органов государственной власти либо прямо излагается содержание технической нормы, либо содержится отсылка к техническим нормам, в связи с чем эти правила поведения становятся общеобязательными нормами, которые охраняются государством. В основном это нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сферах (например, правила ведения строительных работ, противопожарной безопасности, железнодорожного движения и движения иных видов транспорта, ГОСТов, стандартов, энергоснабжения, хранения взрывчатых веществ и т. д.). В некоторых из них предусмотрены санкции. Так, например, в уголовном законодательстве России есть нормы, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение правил техники безопасности.

Правовые нормы, регулирующие поведение людей при обращении с техникой, стимулируют эффективность использования техники и ее воздействие на человека.

Внедрение новых прогрессивных технологий в производственную сферу и улучшение благосостояния народа выдвигают на передний план правильное обращение с этой техникой, строгое соблюдение правил безопасности в целях сохранения жизни и здоровья человека.

Соответственно государству приходится постоянно совершенствовать технические нормы, разрабатывать новые правила эксплуатации техники.

Диспозитивные нормы оставляют определенный простор субъектам права для свободного волеизъявления, т. е. они сами могут договориться по вопросам реализации субъективных прав и обязанностей. В этих нормах содержатся относительно определенные диспозиции. Преимущественно эти нормы реализуются в гражданско-правовых отношениях.

3. По функциональной направленности правовые нормы делятся прежде всего на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы устанавливают взаимные права и обязанности субъектов правоотношений , т. е. возможные пределы поведения субъектов права. А охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности к лицам, нарушившим субъективные права участников правоотношений. По форме изложения нормы права могут быть управомочивающими («Каждый имеет право на жизнь» - ст. 20 Конституции РФ), обязывающими («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» - ст. 58 Конституции РФ) и запрещающими («Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором , за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами» - ст. 60 ТК РФ).

Различие - в расставляемых акцентах: на предоставлении права, запрете или обязанности. В управомочивающих нормах делается акцент на предоставление права, в обязывающих нормах на субъекта правоотношений четко возлагается обязанность совершать определенные действия, а в запрещающих - обязанность не совершать то или иное действие.

Необходимо учитывать также, что многие правовые нормы могут содержать в себе одновременно и правомочие, и обязанность, а иногда и запрет, потому что каждое субъективное право предполагает наличие соответствующей юридической обязанности , а юридическая обязанность - запрет совершать определенные действия, нарушающие правомочия субъекта права.

4. Нормы-принципы - это нормы, закрепляющие основополагающие, исходные начала права. Они не создают непосредственно прав и обязанностей, а указывают принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. В главе 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя » содержатся нормы, закрепляющие принципы организации и деятельности государственного строя в Российской Федерации. Например, ст. 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Как видим, в данной статье закреплен принцип «разделения властей ». А нормы права, содержащиеся в главе 7 Конституции РФ «Судебная власть », устанавливают правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации. Нормы-принципы получают логическое развитие и конкретизацию в других правовых нормах, что не исключает их прямого действия. Суд и правоприменительные органы могут на них ссылаться при рассмотрении конкретного юридического дела для обоснования и усиления авторитетности принимаемого решения.

5. Дефинитивные нормы дают определения юридических понятий и категорий таких, как преступление , наказание , штраф , сделка и т. д. Например, «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ст. 14 Уголовного кодекса РФ).

6. По кругу лиц, на которых распространяются правовые нормы, различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяют свое действие на всех лиц данной территории , а специальные - действуют лишь в отношении определенной категории субъектов (военнослужащих , пенсионеров, женщин и др.).

Правовая норма - это такое общее правило, которое регулирует поведение людей, их коллективов путем предоставления им прав и возложения на них юридических обязанностей.
Для правовых норм характерны следующие черты:
1. системность, т.к. они действуют не по одиночке, а в комплексе; 2. специализация, т.е. одни нормы закрепляют общие положения, другие вводят запреты, третьи – охраняют право.
Норма права может состоять из следующих элементов:
1. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого определяют, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной юридической нормы. Гипотеза содержит указание о месте, времени, субъектах и иных обстоятельствах, при наличии которых должно быть реализовано то или иное предписание, т.е. определяет сферу действия нормы (кто и когда ее должен исполнять, при наступлении каких условий).
2. Диспозиция – указание на сами права и обязанности (в чем, должно состоять это исполнение).
3. Санкция - представляет собой указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить для нарушителя предписания. Специфическая черта санкции заключается в том, что она является одним из средств обеспечения надлежащего исполнения правовых предписаний.
Правовые нормы делятся на следующие виды:
Регулятивные – норма, определяющая субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Например: норма, закрепляющая правомочия собственника.
Правоохранительные – норма, определяющая условия применения к субъекту мер государственного принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Например: норма уголовного кодекса содержащая ответственность за кражу личного имущества.
Управомочивающие - нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать. К примеру, ст.45 Конституции устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.
Обязывающие - содержащие предписание, что нужно делать. Так, ст. 24 Конституции обязывает органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законодательством.
Запрещающие – норма запрета, устанавливающая, что нельзя делать. Например: не принимать законы нарушающие права человека
Императивные - нормы, которые выражены в категорических предписаниях и действуют независимо от усмотрения субъектов права. Например: взимание подоходного налога с заработной платы.
Диспозитивные (восполнительные) – нормы, которые действуют лишь тогда, когда субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения (если иное не предусмотрено договором).
Необходимой стадией процесса применения нормы права является её толкование - т.е. уяснение смысла и содержания нормы права, как это определено законодателем.
В зависимости от того, кто даёт толкование различают официальное (аутентичное, судебное) и доктринальное (учение). В зависимости от содержания правовой нормы различают адекватное толкование (буквальный смысл), ограничительное толкование (содержание нормы суживается), распространительное (смысл нормы трактуется шире текста).
Особым видом толкования правовых норм являются акты применения норм права – как официальная деятельность полномочных государственных органов.
Акты применения норм права порождают права и обязанности у конкретных лиц и органов, когда общее правило поведения конкретизируется, применительно к отдельному частному случаю.

Еще по теме ПРАВОВАЯ НОРМА:

  1. § 2. Роль и место ответственности в правовом регулировании социалистических общественных отношений
  2. § 4. Характер обязательности правовых предписаний норм конституционного права
  3. 18.3. Поняття і ознаки нормативно-правового актаПоняття "нормативно-правові акти" включає комплекс актів правотворчості, виданих органами законодавчої і виконавчої влади. Нормативно-правові акти видаються органами державної влади лише у певній формі й у рамках компетенції певного правотворчого органу. Звідси юридична чинність нормативно-правового акта визначається місцем у системі органів держави того органу, від імені якого він виданий.

Норма права (от лат. norma - мера, правило, образец, стан­дарт) - это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей участников общественных отношений.

Отличительные особенности норм права

Нормы права, наряду с экономическими, политическими, моральными, религиозными, эстетическими нормами, традициями и обычаями, правилами этикета, принадлежат к социальным нормам, но имеют свои отличительные особенности:

1) закрепленность в законе (или в других нормативных актах);

2) общеобязательность: обязаны соблюдать все - и отдельные лица, и организации;

3) обеспеченность силой государства.

Структуру нормы права составляют три элемента:

1. Гипотеза . Устанавливает, кто и при наличии каких условий должен исполнять норму права.

2. Диспозиция . Указывает на сами права и обязанности, в совокупности составляющие модель поведения.

3. Санкция . Указывает на последствия, наступающие при нарушении нормы права.

Система права имеет в своей основе нормы права, из которых складываются правовые институты (например, институт государственной службы, институт договора подряда). Из правовых институтов образуются отрасли, т. е. наиболее крупные подразделения права (например, уголовное право, трудовое право и т. д.). Совокупность всех отраслей и составляет право в целом, т. е. систему права страны.

Признаки правовой нормы

1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение индивидов и организаций в отношениях между собой.

2. Общий (неперсонифицированный) характер. Нормы права не имеют конкретного адресата.

3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством. Нормы права устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства.

5. Формальная определённость. Нормы права обычно фиксируются в правовых актах государства и закрепляют права, обязанности и запреты. Издаётся в письменной форме.

6. Системность.

Норма права - это первичная клеточка права, его исходный элемент → норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако это ещё не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право - это система, совокупность правовых норм.

По функциям нормы права подразделяют на регулятивные и охранительные:

Регулятивная норма определяет права и юридические обязанности субъекта права, условия их возникновения и действия.

Охранительная норма определяет условия применения к субъекту права мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

По характеру содержащихся в них правил поведения нормы права подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Формы регулирования норм права - дозволение, предписание, запрет.

Управомочивающая норма - это норма-разрешение, устанавливающая, что можно делать.

Обязывающая норма - это норма-предписание, устанавливающая, что нужно делать.

Запрещающая норма - это норма-запрет, устанавливающая, чего делать нельзя.

Формы реализации норм права - соблюдение, исполнение, использование, применение.

Соблюдение - это воздержание от поступков, запрещённых действующим правом.

Исполнение - это совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания.

Использование - это осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению.

Применение - это активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

Нормы права получают своё выражение в источниках права, которыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые акты

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно закрепляет ее в официальном письменном до­кументе - нормативном (или правовом) акте. Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены.

ВОПРОС:

В приведенном списке указаны черты сходства права и морали и отличия права от морали. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства (2), а затем - порядковые номера черт отличия (2).

Нормы права можно рассматривать как важнейшую разновидность социальных норм. Правовая норма представляет собой составную часть правовой системы, исходные элементы (кирпичики), из которых складывается вся система права (здание). Правовые нормы не являются единственными правилами поведения в обществе, наряду с ними существуют, обычаи, традиции, мораль и т.д. Правовые нормы представляют собой четко зафиксированные законы, выполнение которых контролируется государственной властью, их несоблюдение влечет за собой конкретные санкции, применяемые специальными учреждениями. Правовая норма есть регулирующее средство, с помощью которого общественные отношения берутся в определенные правовые рамки. Они обладают всеми признаками права и выступают в качестве модели поведения граждан.

Отличительные особенности правовых норм состоят в следующем:
1) они характеризуются велением соответствующего государства , имеющее общеобязательное значение, в то время как иные социальные нормы (мораль, обычай и т.д.) не обеспечены государственным принуждением.
2) В правовой норме всегда выражен общий характер закрепленного в ней правила поведения, в то время как акт применения норм права (предписание индивидуального характера) рассчитан на конкретный случай. Общий характер правовой нормы достигается абстрактностью ее содержания, которое предусматривает наиболее типичные ситуации и выражает наиболее существенные особенности правил поведения. Правовая норма адресована неопределенному числу или кругу лиц.
3) Регулирование повторяющихся общественных отношений. Регулятивное значение нормы заключается в возможности многократности ее применения к повторяющимся общественным отношениям.
4) Нормы права обладают системностью , так как применение одной правовой нормы всегда требует использования ряда других норм права.
5) Они носят предоставительно-обязывающий характер, то есть регулируют деятельность людей посредством предоставления им субъективных прав либо закрепления за ними обязанностей.
В итоге норму права можно определить как общее правило, исходящее от государства и регулирующее поведение людей и их коллективов путем предоставления им субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей .
Логическая структура правовых норм состоит из трех основных компонентов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия вступления нормы в силу. Например, норма пенсионного права указывает условия назначения пенсии по старости (для мужчин - 60-летний возраст и не менее 25 лет трудового стажа; для женщин - соответственно 55 и 20 лет). Формулировка гипотезы должна носить совершенно определенный характер во избежание различных трактовок, ибо при расплывчатых формулировках правовую норму можно применить как угодно.
Диспозиция отвечает на вопрос о том, какое правило поведения содержится в правовой норме. Например, в соответствии с нормой семейного права родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и обучении. Если гипотеза отвечает на вопрос об условиях выполнения требований правовой нормы, то само правило поведения формулируется в диспозиции. Поэтому диспозиция является главным элементом нормы, ее ядром. Императивная (т.е. повелительная) диспозиция указывает на совершенно определенный вариант поведения, отклонения от которого по воле сторон не может быть (свобода и неприкосновенность личности по Конституции), а восполнительная допускает различные варианты поведения сторон (какая из сторон уплачивает налоги от сделки и т.д.).
Санкция представляет собой указание на неблагоприятные последствия, принудительные меры воздействия, которые могут наступить в связи с нарушением правовой нормы или ее ненадлежащем исполнении. Она связана с ответственностью исполнителей нормы, указывает на виды и меры ответственности. Санкции могут быть административными (штраф, предупреждение, административный арест и т.д.), дисциплинарными (замечание, выговор, увольнение, исключение и т.д.), имущественными (возмещение ущерба и т.д.), уголовными (лишение свободы и др.) и правовосстановительными (отмена противоречащих Конституции и законам указов, постановлений и т.д.).
Таким образом, норма права устанавливает:
а) кто и когда должен ее исполнять;
б) в чем должно состоять это исполнение;
в) каковы последствия неисполнения нормы.
Правовые нормы могут выступать в качестве норм-принципов (в основном содержащиеся в Конституции, носящие характер общего регулирования) и быть предоставительно-обязывающими (определяют конкретные права и обязанности сторон).
Нормы также могут быть управомочивающими (каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц), обязывающими (содержат предписания, что нужно делать, например, - охранять природу), запрещающими (устанавливают, что нельзя делать, к ним относятся все нормы уголовного права и значительная часть норм административного права), рекомендательными (устанавливают желательный вариант поведения и др.).
По качеству нормы можно различать на идеальные (качественные, совершенные) и ложные (некачественные, несовершенные, деформированные) нормы права.
По субъектам правотворчества выделяют:

  • нормы права, исходящие от государства (парламента страны, Президента, Правительства, министерств и ведомств);
  • нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

Выделяют нормы материального и процессуального права .
Нормы материального права определяют организацию, структуру, компетенцию государственных органов, организаций и должностных лиц; регулируют взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными организациями.
Нормы процессуального права не регулируют каких-либо отношений (экономических, социальных, политических и иных), а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правило, порядок) их осуществления и защиты. Они содержатся в основном в гражданско-процессуальном, арбитражно-процессуальном и уголовно-процессуальном праве. Они определяют юридические способы охраны, защиты, поддержания и восстановления материальных норм права.

Большинство процессов, происходящих при взаимоотношениях людей на уровне гражданского общества, в бизнесе, в политике, регулируется правовыми нормами. Их разработка - процедура, ход и содержание которой зависит от очень многих условий - от специфики исторического и культурного развития государства, его политической системы. Так же значим и международный фактор.

Посредством каких механизмов создание правовых актов, отражающих соответствующие нормы, может происходить на практике? Чем принципиально отличаются законы конституционного уровня от обычных? Какие бывают правовые нормы с точки зрения их классификации? Какое значение в аспекте их разработки имеет принцип разделения властей?

Что такое правовая норма?

Определимся с терминологией. В чем заключается понятие правовой нормы? Согласно одной из распространенных трактовок, под ним подразумевается правило, обязательное для исполнения группой субъектов в силу закона. То есть санкционированное органами власти, равно как и охраняемое им же в аспекте возможных нарушений. Отметим, что термины "норма права" и "правовая норма" современные российские юристы считают синонимами. Хотя допустимы и вариации в трактовках. Например, под нормой права может пониматься не правило, установленное государством, а привычный, нормальный с точки зрения восприятия обществом или какой-то его отдельной группой образец поведения, не обязательно кодифицированный в законах.

Каковы отличительные особенности правовых норм? Прежде всего, стоит отметить тот факт, что их характеризует общественная направленность. Объектом регулирования выступает либо социум в целом, либо отдельные его группы, в крайнем случае - должностные категории. Личностная ориентация не характерна для правовых норм, исходя из их содержания, разумеется, а не применения.

Основной принцип, в рамках которого правовые нормы РФ и других государств действуют, - обобщение свойств, максимально репрезентативно отражающих текущее развитие отношений между объектами регулирования. То есть тот или иной призван одинаково эффективно реализовывать интересы группы людей или же, как мы уже сказали, всего общества.

Правовая норма направлена на регулирование деятельности тех объектов, которые обладают сходными признаками, исходя, к примеру, из профессии, социальной категории, возраста и т.д. Если речь идет об обществе в целом, то здесь, как правило, подразумевается гражданская принадлежность людей или же территория, на которой они проживают.

Проблема соотношения теории и практики

Основная сложность для законодателя, который издает правовые нормы, - необходимость обеспечить соответствие положениям, которые содержатся в источниках, реалиям общества. Или той его части, которая релевантна сути закона. В законотворческих системах практически любой страны мира есть несовершенные правовые нормы. Примеры таковых встречаются и в России. Также в среде юристов (как тех, что относятся к практикам, так и тех, что занимаются научными исследованиями в области права) открыта дискуссия на предмет выбора основной методологии понимания права.

Есть те, которые считают, что должно осуществляться (по возможности) чтение правовых норм. То есть следует придерживаться смысла формулировок, присутствующих в текстах законов, в общепринятом значении. Но есть юристы, которым ближе толкование правовых норм. Они полагают, что не следует читать то, что написано в законах, буквально. Точнее, делать это можно, но только если нет существенного повода сомневаться в релевантности изложенного в правовых актах реальному положению дел.

Право и мораль

Касательно второго аспекта: когда идет толкование правовых норм, заметную роль, как полагают многие юристы, играет такая категория, как мораль. Человек, ответственный за применение тех или иных правил, изложенных в законах, руководствуется тем самым личностным восприятием текущего положения дел в сфере, подпадающей под регулирование. И потому трактует положения закона, исходя, в первую очередь, из персональных убеждений, а не в силу их смыслового содержания.

Есть сферы, в которых мораль может быть не очень уместным компонентом практического применения законов. Например, финансово-правовые нормы, регулирующие деятельность банков, должны быть как можно менее подвержены толкованию. Их специфика предполагает строгое чтение, работу с цифрами.

Виды правовых норм

Юристы подразделяют правовые нормы на три основных вида - обязывающие, запрещающие, а также управомочивающие. Граница между ними может быть достаточно условной. Например, некоторые финансово-правовые нормы, если продолжать о них разговор, могут в одних положениях наделять Центробанк правом проверять коммерческие кредитно-финансовые структуры, с другой - обязывать ЦБ делать это при наличии соответствующего повода. Во многих случаях структуры нормативно-правовых актов предполагают некую последовательность условий, при которой в первоочередном порядке могут применяться управомочивающие положения, и только при определенной совокупности условий - обязывающие. Возможна и обратная ситуация.

Есть и другие основания для классификации правовых норм. Они, к слову, могут удачно дополнять те, которые мы только что назвали. Речь идет о подразделении правовых норм на диспозитивные, факультативные и императивные. Те, что относятся к первым, допускают некую свободу субъекта, ответственного за применение законных положений. Он может задать себе вопрос: следует ли реализовывать какую-то норму или допустимо не пользоваться этой возможностью? Факультативные нормы предполагают некий альтернативный сценарий, но не отказ от применения положения. Императивные, в свою очередь, не подразумевают иных вариантов, кроме тех, что прописаны в законе. Каким образом обе классификации коррелируют между собой? Все очень просто. Как правило, обязывающие и запрещающие нормы императивны или факультативны. Управомочивающие чаще всего диспозитивны.

Нормы права принимает общество

В демократических режимах существует порядок, при котором включают такой параметр, как социальный характер происхождения. Это значит, что принятие того или иного закона прямым или опосредованным способом инициировано обществом. Оно соглашается на то, что его деятельность будут регулировать правовые нормы. Примеры, когда социум участвует в их установлении сам, - референдум, народный сход. Если речь идет об опосредованном способе участия общества в выработке соответствующих норм, то это чаще всего делегирование законотворческих полномочий через парламент.

Системность правовых норм

Совокупность правовых норм, принятых на уровне государственных институтов при участии общества, образует соответствующую систему. Она может включать источники, управляющие процессами на уровне самых разных социальных групп, в некоторых случаях совершенно не связанных между собой. Однако нормы правовых актов, стандарты и процедуры принятия законов, критерии их эффективности в этом случае будут иметь системную природу. Последняя является общей для источников регулирования с разной отраслевой или социальной направленностью.

Правовые нормы и государство

Каким образом государство участвует в строительстве и поддержке функционирования системы правовых норм, не считая обеспечения механизмов их принятия? Ответить на этот вопрос можно, взглянув на принцип разделения властей. Разработкой правовых норм занимается только одна из трех ветвей - законодательная. Но есть еще и исполнительная, а также судебная. Соответственно, роль государства - не только в издании правовых норм, но и в обеспечении их исполнения, а также разрешения в судебном порядке возможных споров по поводу трактовки тех или иных регулирующих положений.

Один из ключевых механизмов, в рамках которого осуществляется взаимодействие всех ветвей власти (а в особенности тех, что обеспечивают функцию исполнительной власти), - право принуждения. Государство обязывает исполнять предписания законов всех тех, для которых они релевантны. В странах с развитой правовой системой не допускается подменять закон иными правилами, имеющими происхождение вне институтов власти (за исключением случаев, когда это дозволяют сами правовые нормы). Примеры можно найти даже в российской практике. В частности, ГК РФ содержит норму, по которой подписание гражданско-правовых контрактов по установленным формам и стандартам может быть заменено деловым обычаем, сущность которого нигде четко не прописана - он основан на национальных традициях конкретного региона России. Но в общем случае гражданско-правовые нормы - это первостепенный источник стандартов поведения для общества или отдельных составляющих его групп.

В некоторых государствах главенствующую роль в правовом управлении общественными процессами играет не исполнительная и законодательная власть, а судебная. С чем это может быть связано? Прежде всего, со спецификой правовой системы, работающей в конкретном государстве, сущность которой, в свою очередь, определяется чаще всего культурно-историческими особенностями развития страны. Что это за системы? Рассмотрим их.

Романское и англо-саксонское право

Законы в разных странах могут работать в рамках несхожих систем. Однако в современном мире каждая из национальных совокупностей стандартов, определяющих сущность и действие правовых норм, так или иначе отражает одну из глобальных системных концепций законотворчества. Если говорить о развитых странах, то в них популярны две соответствующие системы - романо-германская и англо-саксонская. Каковы особенности каждой из них?

В рамках романо-германской системы в основе функционирования национальных правовых систем находятся кодифицированные источники. То есть законы, которые должны в достаточной, а в идеале - в исчерпывающей форме предписывать тем или иным объектам регулирования вести себя в рамках определенных правил. Это могут быть общие гражданско-правовые нормы, зафиксированные в отдельном кодексе. Или же, например, положения, регулирующие отношения в конкретных отраслях экономики. Кодифицируется в романо-германской системе также и любая уголовно-правовая норма.

Механизм, в рамках которого принимаются законы здесь, подразумевает главенствующую роль парламентских и исполнительных институтов власти. Правовые акты издаются только по факту прохождения определенного другими законами цикла обсуждений и согласований.

В чем особенности англо-саксонской модели? В том, что основной источник права в ней - судебный прецедент. Дело в том, что закон, как мы уже сказали выше, принимается либо самим обществом посредством референдума и схожих с ним механизмов, либо посредством делегирования социумом своих полномочий парламентским структурам. Но судебный прецедент имеет совершенно другие условия вступления в силу. Весь сводится к проведению судебного слушания. Как только выносится соответствующее постановление, оно становится источником, содержащим полноценные, подлежащие исполнению правовые нормы. Примеры стран, где работает англо-саксонская модель, - США, Англия, Канада.

В судебном прецеденте указывается, так же, как и в законе, объект регулирования. Как правило, это социальная группа, имеющая схожие признаки с фигурирующими в судебном процессе лицами - истцом, ответчиком или же обвиняемым. Рассмотрим пример.

Некий человек шел вечером по улице и нечаянно попал на территорию муниципальной школы города Джексонвилл. Охранник вызвал полицию, и гражданина арестовали по подозрению в умысле нанести школе какой-то ущерб. Состоялся суд, в котором соответствующий умысел не был доказан, однако человека признали виновным в нарушении существующих норм, запрещающих посягательство на муниципальную собственность. В результате появился прецедент следующего характера - в Джексонвилле недопустимо заходить на территорию муниципальных школ в вечернее время. Появляется обязательная к исполнению уголовно-правовая норма. Теперь жители этого американского города вынуждены быть особенно внимательными в ходе вечерних прогулок в районе соответствующих образовательных учреждений. Безусловно, судебные прецеденты есть и в романо-германской системе права. Однако они не имеют силу закона, а потому не могут использоваться вне судов. Они не общеобязательны, как в тех странах, где сильны англо-саксонские правовые традиции.

Многие юристы отмечают: границы между двумя системами права, о которых идет речь, имеют тенденцию к постепенному стиранию. В США, например, все большую значимость приобретают как раз-таки законы - те, которые принимаются парламентами штатов, или, если говорить о федеральном уровне, Конгрессом. Во многих европейских странах судебные прецеденты, несмотря на свое второстепенное значение при сопоставлении с законами, начинают играть все более весомую роль при решении спорных вопросов в аспекте правоприменительной практики, и де-факто часто выполняют функции официальных нормативных актов.

Правовые нормы и международные отношения

В рамках каких систем функционируют международно-правовые нормы при том условии, что на национальном уровне могут работать совершенно не схожие по ключевым принципам модели законотворчества? Собственно, основной акцент здесь делается на унификации процедур. Один из ключевых принципов международного права - императив норм, в одинаковой степени адекватно отражающих ход развития всего мирового сообщества в целом или отдельных регионов планеты, между которыми выстраиваются отношения в тех или иных сферах.

Другая особенность - целостность правоприменительного механизма. Она удачно дополняет императив, о котором идет речь. Общеобязательными сразу для нескольких стран могут быть только те акты, логика исполнения которых одинакова для всех случаев, то есть комплексна.

Один из главных документов, регулирующих международное право, - Венская конвенция от 1969 года. В нем, в частности, сказано, что отношения между странами следует выстраивать по принципу первостепенной значимости правовых норм, установленных на глобальном уровне. Национальное законодательство должно либо соответствовать положениям международного в тех сферах, где оно функционирует, либо подразумевать приоритет вторых в ходе правоприменительной практики. Если же государство, выстраивая законотворческую политику, этот принцип не соблюдает, то оно может быть исключено из соответствующей среды взаимодействия стран в правовом поле.

Другой важнейший документ - Декларация о принципах международного права, принятая в 1970 году. Он, в частности, является ярким примером нормативного акта, в котором имеется целостность принципов. В Декларации говорится, что участники международных отношений должны взаимодействовать, если речь идет о выработке нормативных положений, в рамках единых общепринятых подходов. Документ содержит принципы, не которые государствам следует ориентироваться. Рассмотрим их.

1. Принцип воздержания от применения силы одного государства против другого.

Территориальная целостность стран мира, равно как их политический суверенитет, должна гарантироваться международным правом. Возможное вмешательство в их дела военным методом должна быть согласована на уровне ООН.

2. Решение споров путями, которые не наносят вреда мировому сообществу.

Военные действия как метод решения споров не должны быть самоцелью. Государства обязуются в первоочередном порядке разрешать конфликты мирным путем.

3. Принцип отказа от вмешательства одних государств в дела других, способных решить проблемы в пределах собственной компетенции.

Если та или иная страна способна справиться со сложностями в одиночку, то международное право предполагает, что другие не будут навязывать ей свою помощь.

4. Государства должны проявлять тягу ко взаимному сотрудничеству.

Данный принцип подразумевает следование соответствующим положениям Устава ООН.

5. Народы имеют право на самоопределение, а также на равное положение.

Данная формулировка многими юристами понимается как наделение этносов ресурсом для формирования новых независимых государств.

6. Суверенные страны выстраивают отношения с другими на принципах равенства.

Предполагается, что одно государство не может иметь безоговорочного приоритета в решении каких-то спорных вопросов. Таковой может быть установлен только международным судом.

7. Государства должны выполнять свои обязательства, принятые в рамках взаимодействия с другими по стандартам ООН, добросовестно.

Важный нюанс: все вышеперечисленные принципы следует рассматривать в едином контексте. И потому государство, которое ведет международную деятельность в соответствии с Уставом ООН и иными источниками права, принятыми в этой организации, не может выбирать, каким принципам следовать, а каким - нет.

Конституционно-правовой аспект

Рассмотрим то, как организован процесс формирования источников права на высшем, конституционном уровне на примере механизмов, работающих в России. Каковы особенности законотворчества и исполнения законов, находящихся на верхней ступени в иерархии нормативных актов РФ?

Отметим, прежде всего, то, что конституционно-правовые нормы по своим ключевым признакам принципиально схожи с любыми другими (теми, что регулируют отдельные отрасли или социальные группы). То есть безотносительно того, какова конкретная классификация конституционно-правовых норм, все они будут обладать такими признаками, как общеобязательность, формальность, а также абстрактность. При этом исполнение установленных в них правил гарантируется государством.

В свою очередь, конституционно-правовые нормы также характеризуются целым спектром отличительных признаков. К таковым относятся:

Специфика формулировок;

Верхнее положение в иерархии источников права;

Большее количество общерегулятивных правил и принципов;

Учредительный характер норм (предполагается их раскрытие в дополнительных законах);

Специфика правоприменительной практики;

Природа объектов регулирования;

Незначительная роль санкционной части в структуре текста.

Принятая в России, предусматривает большое многообразие соответствующих нормативных актов. Вместе с тем в отношении каждого из них применим любой из вышеперечисленных пунктов.