Предусмотрено ли принудительное проведение оперативно розыскных мероприятий. Сладковский районный суд тюменской области

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

(см. текст в предыдущей редакции)

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

В случае получения сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем и при наличии письменного согласия одного из родителей несовершеннолетнего или лиц, их заменяющих, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, вынесенного в течение 24 часов с момента поступления сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем, допускается получение информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у несовершеннолетнего, с иными абонентами и (или) их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Опрос - беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед оперативным сотрудником задачи. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и так далее.

Опрос граждан носит поисковый, разведывательный характер и направлено на обнаружение скрытой или скрываемой информации, имеющей значение для решения поставленных перед оперативным сотрудником задач.

В зависимости от конкретной ситуации, опросы могут быть предварительно подготовленными или неподготовленными.

В первом случае тщательно изучается личность человека, с которым предстоит вступить в общение, его интересы, отношение к исследуемому событию, сильные и слабые стороны и тому прочее. Получение информации об этих обстоятельствах может быть гласным или негласным путем. Используя первый путь, нередко изучают служебные характеристики, записи в трудовой книжке, истории болезни, приговоры по предыдущим судимостям, личные дела лиц, находившихся в местах лишения свободы, и так далее.

Второй путь позволяет перепроверить полученные легальными методами данные с помощью наблюдения, прослушивания телефонных переговоров и так далее.

Опрос граждан допускается только при их добровольном согласии на беседу. При этом оперативный работник может проводить опрос лично, непосредственно, либо поручать его проведение другому должностному лицу ОРД, действующим по поручению указанного сотрудника. При этом по просьбе опрашиваемого лица сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса. Истинные цели опроса из тактических соображений могут зашифровываться либо опрашивающий может скрыть свою профессиональную принадлежность. В случаях, когда от опрашиваемого поступила просьба о конфиденциальном характере сообщаемых сведений, данные о нем не разглашаются, и это лицо впоследствии в качестве свидетеля в ходе предварительного или судебного следствия не допрашивается.

Опрос как оперативно-розыскное мероприятие следует отличать от допроса, производимого по уголовному делу. Допрос - прерогатива следователя и лица, производящего дознание. Он осуществляется с обязательной фиксацией, в протоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оперативный сотрудник может производить допрос только по поручению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело. Опрос - как бы привилегия оперативника.

Результаты разведывательного опроса могут быть оформлены либо объяснением, либо рапортом.

В первом случае составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела, и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу.

Во втором случае, при оформлении результатов опроса в форме рапорта, полученные сведения используются в качестве ориентирующей информации при выдвижении версий, планировании расследования, а также как источник о лице, обладающем определенной информацией. Этот рапорт также может быть приобщен к материалам уголовного дела.

Постоянно вызывает дискуссии вопрос о применении в ходе опроса технических средств (магнитофона, видеокамеры, кинокамеры). Использовать такие средства возможно как гласным путем, так и негласным, но в любом случае факт звуко-, видеозаписи оперативно-розыскного мероприятия оформляется рапортом сотрудника, их применявшего. В этом документе должны быть отражены основные параметры произведенной записи, в частности вид магнитофона, тип магнитной пленки, условия производства записи, текст записанного сообщения и тому прочее.

При осуществлении опроса определенных категорий граждан используются детекторы определения симуляции, например, полиграф, являясь специфической разновидностью данного оперативно-розыскного мероприятия, когда в ходе беседы с гражданами используются технические средства, так как в ходе проводимой по специальным методикам беседы с опрашиваемым лицом фиксируются его психофизиологические параметры (реакции) на задаваемые вопросы.

Информация, полученная в ходе опроса с использованием полиграфа, не может применяться в качестве доказательств, имеет вероятностный характер и только ориентирующее значение.

Опрос проводится по заданиям оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законов об ОРД, а в системе МВД Российской Федерации и согласно ведомственному нормативному акту МВД России.

Опрос граждан с использованием полиграфа проводят специально подготовленные сотрудники оперативно-технических и оперативных подразделений, прошедшие соответствующую подготовку и имеющие допуск к работе с полиграфными устройствами.

В ходе опроса опрашиваемый вправе в любой момент отказаться от дальнейшего участия в его проведении. Отказ от опроса не может рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого к совершению преступления и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений, а также вести к ущемлению его законных прав и свобод.

Практика показывает, что опрос граждан - одно из самых распространенных ОРМ. При опросе нельзя применять угрозы, любого рода физическое воздействие, нельзя понуждать к даче показаний против самого себя или близких родственников, нельзя допускать действия, унижающие достоинств личности.

Наведение справок - это сбор информации об интересующих оперативные подразделения субъектах, в том числе о лицах, причастных к преступной деятельности, хранящихся в местных, региональных и общероссийских информационно-поисковых систем также различных документах.

Наведение справок предполагает сбор сведений о самых разных аспектах жизни проверяемых лиц, в том числе о его биографии, его связях, образовании, умениях и навыках, о роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах совершения в прошлом административных правонарушений и уголовных преступлений и тому прочее. Весь перечень данных, которыми могут заинтересоваться оперативные подразделения, привести затруднительно.

Для наведения справок используются информационно-поисковые системы МВД, а также любых других государственных учреждений и организаций. В необходимых случаях запросы с наведении справок в других министерствах и ведомствах должны оформляться руководителями органов внутренних дел.

Полученная информация может приобщаться к материалам уголовного дела. Одно из требований допуска полученной информации в качестве источника доказательств - возможность проверки и перепроверки документа в ходе следственных действий или посредством судебной экспертизы.

Наведение справок производится как лично оперативным сотрудником, так и по его поручению другим лицом. Основное отличие наведения справок как оперативно-розыскного мероприятия от следственного действия, направленного на сбор информации, состоит в том, что истинные цели оперативно-розыскного мероприятия могут легендироваться, скрываться.

Результаты изучения документов оформляются либо рапортом (как правило, для внутриведомственного документооборота), либо справкой. В последнем случае справка вместе с подлинниками документов, поступившими из информационно-поисковых систем, могут приобщаться к материалам уголовного дела.

Сбор образцов для сравнительного исследования - ОРМ, заключающееся в обнаружении, закреплении, изъятии и сохранении предметов и веществ, а также других образцов с целью проверки, не оставлены ли лицом следы в определенном месте или на определенных объектах, а также с целью выявления их особенностей и признаков для решения задач ОРД.

Данное мероприятие весьма схоже с процессуальным действием - получением образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ), однако к нему не при меняются процессуальные требования и оно может осуществляться негласно.

Тактика сбора образцов для сравнительного анализа в зависимости от решаемых задач может быть основана на гласных или негласных методах. Гласный сбор образцов проводится при условии двух факторов:

добровольного согласия лица, располагающего необходимыми образцами;

возможностью легального отбора образцов.

Поскольку законом не ограничен перечень собираемых образцов, к ним могут быть отнесены любые объекты, в том числе микроследы, микрочастицы, выделения человека, почерк, отпечатки различных частей тела (известны случаи, когда вор - домушник был идентифицирован по отображению ушной раковины, которое осталось на дверном полотне), другие объекты и предметы, которые могут иметь отношение к интересующему оперативного работника событию.

В случае необходимости сохранения факта сбора образцов в тайне от окружающих, в том числе от проверяемых лиц, используют негласные, либо зашифрованные формы их получения. При этом могут зашифровываться как цель всего мероприятия, так и принадлежность лица, его осуществляющего, либо поручается лицам, оказывающим конфиденциальные услуги.

Одной из тактических особенностей данного мероприятия является согласование со следователем необходимости предварительного исследования образца до возбуждения уголовного дела. Изъятый образец в результате проведенного лабораторного исследования может быть приведен в состояние, исключающее его дальнейшее исследование в ходе предварительного или судебного следствия (недопустимо нарушение внешнего облика, внутреннего строения, изменение свойств, качеств и так далее). Поэтому чрезвычайно важно совместно со следователем определить возможность и необходимость подобного исследования. Нередко без подобных исследований и необходимость подобного исследования невозможно решить вопрос о наличии в действиях проверяемого (разрабатываемого) лица признаков преступления.

В других случаях, при отсутствии опасности утраты изъятым образцом своих свойств и качеств, предпочтительнее его направлять следователю, судье в неизмененном виде для последующего исследования в соответствии с уголовно - процессуальным законом.

После того как образцы обнаружены, они соответствующим образом упаковываются и направляются в установленном порядке для производства сравнительного исследования.

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, организаций и учреждений, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

При проведении мероприятия могут привлекаться эксперты и лица, обладающие соответствующими специальными познаниями, а также применяться технические средства - измерительные, оптические, сравнительные инструменты и приборы.

Факт сбора образцов оформляется актом, который составляется оперативным сотрудником и в котором указываются место и дата производства сбора образцов, должность, фамилия и инициалы лица, составившего акт, фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в сборе образцов; описываются действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные обстоятельства, излагаются заявления участвовавших лиц; указываются примененные технические средства, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты.

В случае проведения негласного сбора образцов оперативный сотрудник оформляет результаты ОРМ рапортом или справкой, к которым прилагает полученные образцы.

Проверочная закупка - сущность этого мероприятия, в обиходе оно называется контрольной закупкой, состоит в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым, как правило, в обвешивание, обмеривание, обсчете покупателей, завышении цен, продаже низкосортных товаров по цене высокосортных (так называемая пересортица), а также в реализации запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметами, товарами (например, наркотиками, сильнодействующими лекарственными препаратами, оружием и так далее). В последнем случае проверочная закупка производится только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

К проверочной закупке могут привлекаться и другие лица, действующие на основании поручения оперативного работника.

Одна из особенностей этого мероприятия состоит в зашифрованности его проведения. Иными словами, факт купли-продажи происходит под видом обычной процедуры с последующим объяснением продавцу о фактической цели закупки, контрольным взвешиванием приобретенного товара и составлением акта о происшедшем.

Существует также негласная форма проверочной закупки, о которой продавцу не сообщается, контрольное взвешивание производится без его участия и по результатам этого мероприятия составляется справка.

Факт проверочной закупки целесообразно зафиксировать с помощью технических средств: фотоаппарата, магнитофона, видеокамеры. Создаваемые при этом новые источники фиксации информации (фотографии, записи на магнитных носителях), нередко способствуют эффективному доказыванию противоправной деятельности виновного или, наоборот, убеждают в ошибочности имевшего место мнения об участии проверяемого лица в преступной деятельности.

Все документы о факте производства проверочной закупки, как правило, передаются в органы предварительного следствия или суда, за исключением случаев, когда может подвергнуться огласке информация о лицах, осуществляющих конфиденциальное сотрудничество с оперативным сотрудником.

Контролируемая поставка - ОРМ, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих ОРД, допускаются ввоз на территорию РФ, вывоз с этой территории либо перемещение (пересылка, перевозка и иная транспортировка) по ней продукции, предметов и веществ.

В качестве объектов контролируемой поставки выступают продукция, предметы, вещества:

  • - свободная реализация которых запрещена;
  • -гражданский оборот которых ограничен (оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством РФ;
  • - являющиеся средствами совершения преступления или имеющие на себе следы преступления.

Задачей мероприятия является выявление пути движения продукции и причастных к ней лиц (по документам, не имеющим к продукции отношения), а также получение доказательств преступной деятельности.

Контролируемая поставка через таможенную границу осуществляется органами, осуществляющими ОРД, по согласованию с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ОРД.

В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, на основании международных договоров РФ или по договоренности с компетентными органами иностранных государств уголовное дело в РФ не возбуждается и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с законодательством РФ.

Контролируемая поставка осуществляется на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем органа, осуществляющего ОРД. Кроме того, составляется и утверждается план проведения мероприятия.

Если в качестве объектов контролируемой поставки выступает продукция, предметы, вещества, свободная реализация которых запрещена или гражданский оборот которых ограничен (особенно продукция, представляющая повышенную опасность для здоровья людей, окружающей природной среды либо служащая основой для изготовления оружия массового уничтожения), органы, осуществляющие ОРД, вправе негласно полностью или частично изъять или заменить такую продукцию, предметы, вещества.

При перемещении объектов контроля за границу такие действия осуществляются в каждом случае на основании договоренности органа, осуществляющего контролируемую поставку, с компетентными органами иностранных государств, участвующими в осуществлении контролируемой поставки.

Полное или частичное изъятие или замена перемещаемой запрещенной продукции производится комиссией, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контролируемую поставку, и оформляется актом комиссии, в котором по мимо прочего указываются наименование и количество пepeмещаемой продукции, с указанием способа ее перемещения, тары или упаковки, в которой она хранится; способ изъятия или замены продукции; решение о ее дальнейшем хранении, использовании или уничтожении.

Результаты контролируемой поставки отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются акты, документы о применении технических средств и другие собранные доказательства.

Исследование предметов и документов - ОРМ, заключающееся в изучении предметов и документов лицом, обладающим специальными познаниями, с целью проверки, не являются ли исследуемые предметы и документы средствами или орудиями преступления, а также с целью выявления их особенностей и признаков для решения задач ОРД.

Являясь аналогом судебной экспертизы, исследование предметов и документов проводится в случаях, когда требуются специальные познания, которыми оперативный сотрудник не обладает.

Предметами являются объекты материального мира. Изучение предметов включает в себя:

  • 1) идентификацию исследуемого предмета с предметами, информация о которых уже имеется (например, следы пальцев рук, пули, гильзы, выделения человека);
  • 2) выявление принадлежности к объекту, частью которого исследуемый предмет являлся (сломанные вещи, порванная одежда, обрывки бумаги и другое).

Документом является зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющая его идентифицировать. Документ может быть исполнен как на бумаге, так и в электронном виде (например, при представлении в налоговую инспекцию бухгалтерской отчетности в электронном виде). оперативный розыскной обследование опрос

Изучение документов включает в себя:

  • - изучение физических свойств дoкyмeнтa (визуальный осмотр, исследование его физических свойств - качество, состав, плотность бумаги, наличие или отсутствие подчисток, приписок, исправлений);
  • - изучение содержания документа - самого документа (например, правомочность вынесения его должностным лицом, соответствие его законодательству) и в совокупности с другими документами (в случае, если сам документ правомерен, но его содержание расходится или противоречит другим документам).

Исследование предметов и документов может производиться в месте их обнаружения (например, посредством экспресс-тестов наркотиков) и в соответствующих экспертных учреждениях.

Результаты мероприятия оформляются соответствующим рапортом оперативного работника, к которому прилагаются (при наличии) заключения специалистов или иных лиц, проводивших исследование.

Наблюдение (слежка) - это негласное наблюдение (слежение) за интересующими оперативного работника лицами, в том числе причастными к совершению криминального события, используемыми ими транспортными средствами, с целью получения значимой информации (например, об организации преступной группы, взаимоотношениях ее членов, способах финансирования группы и так далее).

В настоящее время используется три вида наблюдения:

  • 1) физическое;
  • 2) электронное;
  • 3) комплексное.

Наблюдение можно признать одним из наиболее разработанных мероприятий в оперативно-розыскной деятельности. Его аспекты интересовали специалистов еще в начале XX века.

К физическому наблюдению, основанному на визуальном способе слежения, относится деятельность сотрудников, специализирующихся на этих методах работы, осуществляющаяся либо самим сотрудником, либо другими лицами по его заданию. В ходе физического наблюдения могут быть использованы технические средства - фотоаппараты, видеокамеры, позволяющие фиксировать действия наблюдаемого лица в реальном времени.

Электронное наблюдение, основанное на применение специальных технических средств, позволяет организовывать и проводить наблюдение за интересующим лицом как в помещении, в транспортном средстве, так и на открытой местности. При этом привлекаются, как правило, сотрудники оперативно-технических подразделений. В ходе этого вида наблюдения нередко используется аппаратура аудио-, видеозаписи с целью контроля и записи разговоров, действий и операций проверяемого лица.

Комплексное наблюдение позволяет фиксировать в хронологическом порядке, в реальном времени, буквально всю жизнедеятельность проверяемого лица на протяжении всего временного интервала, в течение которого осуществляется данное мероприятие.

Поскольку наблюдение-мероприятие ограниченного характера, то простая (физическая) форма его осуществления используется по решению руководителя оперативного аппарата УВД области (края), как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Квалифицированная (электронная) форма наблюдения проводится только на основании решения суда, поскольку предполагает ограничение конституционных прав гражданина на неприкосновенность жилища.

Результаты проведенного наблюдения фиксируются в рапорте или справках, с приложением фотографий, магнитных лент и видеокассет, соответствии с ст. 11 Федерального Закона об ОРД могут передаваться органам предварительного следствия или судье. Причем, только подлинная запись. Объективность и достоверность технических источников информации могут быть проверены в ходе отдельных следственных действий (например, при допросе оперативного работника в качестве свидетеля по делу, проведению между ним и заподозренным очной ставки) или в ходе судебной экспертизы (так, имея магнитную запись телефонных переговоров наблюдаемого лица, вымогающего деньги, с его жертвой, как правило, проводят фоноскопическую экспертизу. При этом специалист нередко в состоянии сделать категоричный вывод не только о том, что был записан разговор конкретных лиц, но и определить основные параметры помещения, из которого осуществлялся разговор, о наличии около него оживленных автомобильных или железнодорожных трасс и тому прочее). Все это, в своей совокупности, нередко позволяет убедить суд в объективности и достоверности представленной информации.

Отождествление личности - сложное оперативно-розыскное мероприятие, позволяющее в не процессуальной форме идентифицировать проверяемых лиц по статическим или динамическим признакам внешности (например, по походке, мимике, жестикуляции).

Речь идет о ситуации, которая в оперативно-розыскной работе встречается довольно часто - необходимо опознать представляющее интерес лицо лично, или же по фотографии, субъективному портрету, рисованному портрету, по видеоизображению, дабы сравнить с каким-то "аналогом".

Опознание личности может быть осуществлено как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае отождествление осуществляется лицами, ранее непосредственно наблюдавшим данное лицо. Одно из основных правил подобного отождествления личности состоит в том, что факт его проведения, как правило, сохраняется в тайне от проверяемого (разрабатываемого) лица.

Отождествление проводится как в естественных условиях (например, при посещении оперативной группы вместе с потерпевшим рабочего места предполагаемого преступника), так и в искусственных (нередко проверяемое лицо вызывается в ОВД, якобы в паспортное отделение).

Результаты отождествления оформляются либо рапортом, либо справкой оперативного сотрудника, при необходимости - с приложением фототаблиц, видеозаписи сюжетов, предъявляемых для опознания. Целесообразно записать объяснение лица, опознавшего человека в ходе оперативно - розыскного мероприятия, что создает возможность его последующего допроса и, следовательно, легализации процесса опознания.

В некоторых случаях результаты оперативного опознания оформить как выполненное в соответствии с требованиями ст. 193 УПК РФ. Для этого необходимо неукоснительно соблюдать несколько условий:

опознание должно производиться после возбуждения уголовного дела;

в опознании должно участвовать не менее двух незаинтересованных лиц, чье участие, возможно, оформить как участие понятых;

опознаваемый должен находиться в естественных условиях, среди не менее двух субъектов, имеющих с ним внешнее сходство;

опознающий должен указать на одно из предъявленных ему лиц и объяснить, по каким признакам он узнал данное лицо.

Так, протоколом опознания был оформлен факт оперативного опознания потерпевшей одного из насильников. Женщина была изнасилована ночью. Группа из трех человек длительное время куражилась над ней, в результате чего она довольно детально запомнила личности насильников. Днем в оперативной машине, с участием двух представителей общественности эта женщина объезжала злачные места данного населенного пункта и около магазина в группе молодых людей твердо узнала одного из насильников. Вся группа была приглашена в милицию, где был составлен протокол этого оперативно-следственного мероприятия, где в качестве статистов были зафиксированы все молодые люди, находившиеся около магазина, а в качестве понятых - двое представителей общественности. Впоследствии, на судебном заседании, результаты этого действия, оформленного в соответствии с требованиями ст.193 УПК РФ, были признаны доказательством по делу.

При осуществлении этого мероприятия запрещается:

оказывать воздействие на участников и искусственно создавать условия, вследствие которых может быть допущена ошибка в отождествлении личности;

допускать действия, исключающие процессуальное опознание и сбор доказательств или ставящие их под сомнение; привлекать в качестве опознающих лиц, страдающих психическими заболеваниями или болезненными расстройствами (например, сильная близорукость, глухота), не позволяющими активно оценить качества предъявляемого для опознания лица.

Свои тактические особенности имеет опознание с использованием служебно-розыскной собаки, процедура которого детально описана в соответствующих ведомственных и криминалистических рекомендациях. Опознанию могут быть подвержены как предметы, имеющие отношение к подозреваемому лицу (шапка, перчатки, обувь и так далее), так и сам субъект. Результаты проведенного опознания оформляются актом применения служебно-розыскной собаки в присутствии понятых и подшиваются к уголовному делу. Однако существующая судебная практика чрезвычайно редко признает данные акты в качестве доказательства по делу.

Оперативное внедрение - это ОРМ, заключающееся в конспиративном (под легендой) внедрении штатного оперативного сотрудника или конфидента в криминальную среду или на интересующие объекты в целях получения тщательно скрываемой информации, представляющей оперативный интерес, ее документировании, а также оказании влияния на определенных лиц при принятии ими различных решений.

Основанием для оперативного внедрения является информация о наличии криминогенной или криминальной обстановки на объекте или признаках преступной деятельности группы лиц. Мероприятие применяется, как правило, в случаях, когда следственными действиями не представляется возможным выявить тщательно скрываемую и хорошо организованную преступную деятельность организации.

С организационной стороны оперативное внедрение представляет собой сложное (многоходовое) мероприятие и может включать в себя другие оперативно-розыскные мероприятия. Так, в процессе подготовки к внедрению и для изучения оперативной обстановки на объекте может производиться наблюдение, опрос через третьих лиц. После того, как лицо было внедрено, с целью выявления нужной информации и ее документирования, могут негласно проводиться все оперативно-розыскные мероприятия в зависимости от сложившихся условий.

Поскольку оперативное внедрение подразумевает (допускает) осуществление оперативным сотрудником или конфидентом преступной деятельности (в части подготовки к совершению преступлений или неоконченного преступления), соответствующие действия формально будут подпадать под признаки соответствующих преступлений, предусмотренных УК. Поэтому проведение мероприятия должно осуществляться на основании постановления, утвержденного руководителем соответствующего органа.

Участие в оперативном внедрении требует от внедряемых лиц, особенно тех, кто занимается этим на профессиональной основе (офицеров особого назначения), хорошо знать правила и особенности поведения в преступной группе и быть всесторонне подготовленными к различным нештатным ситуациям.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, составляют государственную тайну, они не представляются судье, прокурору (за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности), предание гласности сведений допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Открытым остается вопрос об ответственности внедренных лиц за совершение ими преступлений. С одной стороны, характер их работы предполагает совершение преступных действий, чтобы не выделяться среди членов преступной группы. В тоже время УК не относит к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, совершение преступных действий в процессе ОРД. Кодексом предусматривается лишь освобождение от ответственности участников (действовавших изначально, а не внедренных) преступной группы, добровольно способствовавших предотвращению или раскрытию преступления.

Результаты оперативного внедрения отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются полученные аудио- и видеозаписи, фотографии и другие собранные доказательства.

Оперативный эксперимент - ОРМ, заключающееся в негласном наблюдении и документировании поведения лица в искусственно созданных условиях с целью выявления его противоправной деятельности и получения доказательств.

Мероприятие представляет собой проверку имеющейся информации о готовящемся совершении преступления и является его моделью. Оперативный эксперимент может проводиться, например, с целью выявления систематических нарушений законодательства, захвата "с поличным" лиц при вручении, получении или вымогательстве взятки, изобличения лица, нанимающего киллера, и так далее. Целью эксперимента может быть также реакция лица на появление определенного человека, на изложение определенной информации. Соответственно, оперативный эксперимент проводится негласно или гласно.

В процессе мероприятия полностью воспроизводится обстановка совершаемого преступления, но с учетом того, что все действия осуществляются под контролем и фиксацией оперативных сотрудников. Запрещается оказывать физическое или какое-либо иное воздействие на проверяемого - все действия должны быть им совершены самостоятельно.

При проведении эксперимента запрещается провокация (то есть проведение мероприятия по инициативе оперативных сотрудников при отсутствии у них информации о преступной деятельности проверяемого). Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ст. 8 Закона об ОРД).

Оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем органа, осуществляющего ОРД. Кроме того, составляется и утверждается план проведения мероприятия, в котором указываются основания для его проведения, расписывается его содержание в хронологическом порядке, определяются место проведения, используемые силы, средства и так далее.

При осуществлении эксперимента используется скрытно фиксирующая аппаратура аудио- и видеосъемки и другие.

Результаты оперативного эксперимента отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются акты (например, о расстановке ловушек), документы о применении технических средств аудио- и видеозаписи и другие.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе

председательствующего судьи Н.В.Журба,

гособвинителя - ст.пом.прокурора гор. Пятигорска Шатиловой Д.В.,

при секретаре Макагон И.М.

с участием подсудимых Ушкова Ю.Е. и Ушкова Е.Ю.

защитников - адвоката АБ «Шишов и П» гор. Ставрополь Дудина А.А., представившего ордер № 111978 от 10февраля 2014 г. и ордер № 139402 от 10 февраля 2014 г., удостоверение № 2204, адвоката АБ «Шишов и П» гор. Ставрополь Шишова С.В., представившего ордер № 035702 от 10 февраля 2014 г. и № 035703 от 10 февраля 2014 г. и удостоверение №2216

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению

Ушкова Ю. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца, гражданина РФ, с высшим образованием, женатого, в\о, не судимого, зарегистрированного и прожив. по адресу,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.5 ст. ,

Ушкова Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца края, гражданина РФ, с высшим образованием, женатого, имеющего на иждивении малолетнего ребенка- 2013 года рождения, в\о, работающего Генеральным директором ООО «АДИ» , зарегистрированного и проживающего по адресу,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. , суд

УСТАНОВИЛ:

Органами предварительного следствия Ушков Ю.Е. обвиняется в том, что, являясь должностным лицом, через посредника получил взятку в виде денег в крупном размере, за совершение действий, входящих в его служебные полномочия в пользу взяткодателя - то есть, в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.5 ст. , а Ушков Е.Ю. обвиняется в посредничестве во взяточничестве, то есть, непосредственной передачи взятки по поручению взяткополучателя, в крупном размере- то есть, в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.3 ст. .

В ходе предварительных слушаний, защитниками Ушкова Ю.Е. и Ушкова Е.Ю. - адвокатами Шишовым С.В. и Дудиным А.А. заявлено ходатайство о возврате данного уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом ввиду составления обвинительного заключения с нарушением требований УПК РФ, поскольку, по их мнению, существенные нарушения, допущенные на досудебных стадиях, невозможно устранить в ходе судебного разбирательства, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного судебного решения. В качестве оснований возврата уголовного дела прокурору в порядке ст. , защитниками указаны следующие основания:

Нарушен порядок рассмотрения заявления ФИО8 о преступлении и передачи сообщения о преступлении по подследственности, в связи с чем, у следователя отсутствовал повод к возбуждению уголовного дела. Так, следователь Чернышов Д.Г. не мог рассматривать протокол принятия устного заявления ФИО8 о совершении преступления Ушковым Ю.Е. в качестве повода для принятия решения о возбуждении уголовного дела, поскольку, протокол не соответствовал требованиям допустимости, предусмотренным уголовно-процессуальным законом. (т. 1 л.д. 15)

Органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, результаты ОРД были представлены следователю с нарушениями требований законодательства, исключающими возможность их рассмотрения в качестве повода и оснований для решения вопроса о возбуждения уголовного дела и использования как доказательств в рамках расследования уголовного дела. При существенных нарушениях действующего законодательства, следователь Чернышов Д.Г. не мог рассматривать результаты оперативно-розыскной деятельности о совершении преступления Ушковыми ни в качестве повода, ни в качестве оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела, поскольку, такие материалы, представленные с нарушением требований Инструкции о предоставлении результатов, не соответствовали требованиям допустимости, предусмотренным нормами УПК.

В основу принятия решения о возбуждении уголовного дела и доказательствами стороны обвинения положены не рассекреченные результаты оперативно-розыскной деятельности, предоставленные следователю с нарушением порядка ведения секретного делопроизводства, что исключает рассмотрение данного уголовного дела районным судом, поскольку, решение о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности в отношении Ушковых было принято и оформлено соответствующим постановлением уполномоченного лица ДД.ММ.ГГГГ, тогда как, в соответствии с ФЗ №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», сведения подлежат рассекречиванию только на основании постановления органа, осуществляющего ОРД. В связи с чем, при нарушениях действующего законодательства об оперативно-розыскной деятельности, следователь ФИО9 не мог рассматривать результаты ОРД (Акт осмотра, пометки и вручения денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 22-24), Акт о проведении негласного оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент» от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 25-27) в качестве оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела, использовать их в качестве допустимых доказательств по уголовному делу, поскольку, указанные выше результаты ОРД оперативным органом не рассекречены и предоставлены с нарушением требований Инструкции о порядке предоставления, т.е. не соответствовали требованиям допустимости, предусмотренным уголовно-процессуальным законом.

Оперативно-розыскные мероприятия в отношении Ушковых проведены с нарушением требований ФЗ № «Об оперативно-розыскной деятельности. Вопрос о согласии гражданки ФИО8 на участие в оперативно-розыскном мероприятии «Оперативный эксперимент» от ДД.ММ.ГГГГ - должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, не выяснялся и должным образом в ходе проведения ОРМ, не оформлялся, в акте отсутствуют сведения о ее инструктаже по вопросу недопустимости подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий лицо, в отношении которого проводятся ОРМ. При этом, признается допустимым, проведение, предусмотренного законодательством ОРМ в связи с проверкой заявления о предложении дать взятку, т.е. допускается производство оперативного эксперимента на основании информации, носящей не предположительный характер.Основанием для его проведения, является принятое и зафиксированное в установленном законом порядке заявление о предложении дать взятку, подкрепленное опросом заявителя, выполнением иных проверочных действий. Оперативный эксперимент проводился в целях, отличных от указанных в Постановлении о проведении оперативного эксперимента от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.20-21), что недопустимо.

Действия ФИО8 в отношении Ушкова Ю.Е. и Ушкова Е.Ю. носили явно провокационный характер и были спланированы оперативными работниками, что явно прослеживается из хронологии событий. Если преступление было предположительно спровоцировано действиями тайных агентов и ничто не предполагает, что оно было бы совершено и без какого-либо вмешательства, то эти действия представляют собой подстрекательство к совершению преступления. Подобное вмешательство и использование его результатов в уголовном процессе, могут привести к тому, что будет непоправимо подорван принцип справедливости судебного разбирательства. (п. 47). Имело место быть негласное привлечение к участию в ОРМ ФИО8 Считают, то предъявленное Ушковым обвинение и обвинительное заключение не содержат анализа совокупности всех обстоятельств и анализа иных существенных противоречий, содержащихся в материалах ОРД, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела и доказательств, полученных в ходе выполнения следственных действий.

Материалы уголовного дела содержат служебные документы с элементами фальсификации со стороны и.о. заместителя начальника ГУ МВД России по СК ФИО20, а также, предоставление документов с нарушением порядка ведения секретного делопроизводства. Так, И.о. заместителя начальника ГУ МВД России по СК ФИО20 материалы проверки для принятия решения в порядке ст. были направлены в адрес первого заместителя СУ СК РФ по СК ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ и поступили в следственный орган ДД.ММ.ГГГГ года, входящий № (т.1 л.д. 10-11).В этот же день материалы проверки по указанию заместителя руководителя СУ СК РФ по СК ФИО11 были переданы для регистрации в КРСП.ДД.ММ.ГГГГ на основании его постановления материалы и заявление ФИО8 были переданы для принятия решения в Пятигорский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по СК (т.1 л.д. 9).Сопроводительное письмо и.о. заместителя начальника ГУ МВД России по СК ФИО20, датированное ДД.ММ.ГГГГ в пункте 19 содержит сведения о предоставлении в следственный орган постановления о рассекречивании материалов, полученных в ходе проведения ОРМ от 04.04. 2013 года (т. 1 л.д. 11).Такое Постановление о рассекречивании материалов, полученных в ходе проведения ОРМ и датированное ДД.ММ.ГГГГ действительно имеется в материалах уголовного дела (т. 1 л.д. 222-223). ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ГУ МВД России по ФИО12 рассекречены результаты оперативно-розыскных мероприятий: «Оперативный эксперимент» от 22.03.2013, представленного в сводке № мероприятия НАЗ, НВД от ДД.ММ.ГГГГ № 17/8-3528с, в СД диске № 193с, проводимыми сотрудниками БСТМ ГУ МВД России по, результаты проведения ОРМ «Наблюдение» от 21.02.2013г., представленных в СД диске № 187с, а также, снят гриф «Секретно» со следующих документов: Сводка № мероприятия НАЗ, НВД от 22.03.2013; СД диск № 193с; СД диск № 188с, СД диск № 187с.

То есть, сопроводительное письмо и.о. заместителя начальника ГУ МВД России по СК ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ года, (т. 1 л.д. 10-11)о приложении постановления о рассекречивании материалов, полученных в ходе проведения ОРМ от 04.04. 2013 года (т. 1 л.д. 11) свидетельствует о фальсификации о предоставлении Постановления о рассекречивании материалов, полученных в ходе проведения ОРМ датированного ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 222-223). Поскольку, результаты оперативно-розыскных мероприятий: «Оперативный эксперимент» от 22.03.2013, представленного в сводке № мероприятия НАЗ, НВД от ДД.ММ.ГГГГ № 17/8-3528с, в СД диске № 193с, проводимыми сотрудниками БСТМ ГУ МВД России по, результаты проведения ОРМ «Наблюдение» от 21.02.2013, представленных в СД диске № 187с были рассекречены только ДД.ММ.ГГГГ - предоставление стенограмм разговоров, содержащихся на указанных выше дисках ранее (пункт 20 сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ года) - является незаконным, произведенным должностным лицом с нарушением требований Инструкции о порядке предоставления, т.е. не соответствовали требованиям допустимости, предусмотренным уголовно-процессуальным законом.

При составлении постановлений о привлечении в качестве обвиняемых Ушковых и обвинительного заключения, следователем допущено неправильное изложение обстоятельств, касающихся сущности и формулировки предъявленного обвинения и указаны не существующие полномочия должностного лица. Постановления о привлечении в качестве обвиняемого Ушкова Ю.Е. (т.5 л.д. 2-5) и Ушкова Е.Ю. (т.5 л.д. 11-14), содержат неконкретное обвинение, в указанных процессуальных документах неправильно изложены обстоятельства, совершенного деяния и указаны несуществующие полномочия должностного лица. Жилищным кодексом РФ определен порядок перевода органом местного самоуправления жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение, а в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, замещающего должность заместителя начальника, главного архитектора учреждения «Управления архитектуры и градостроительства администрации » от ДД.ММ.ГГГГ, на главного архитектора Ушкова Ю.Е. законодательством РФ, другими нормативными актами и ведомственными документами, не были возложены обязанности по проставлению подписи на предпроектных проработках,как отражено в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении и такого понятия как предпроектные проработки законодательством не предусмотрено вообще.

Подсудимые Ушков Ю.Е. и Ушков Е.Ю., заявленное защитниками ходатайство о возврате уголовного дела прокурору в порядке ст. , поддержали в полном объеме.

Гособвинитель Шатилова Д.А. возражала против удовлетворения, заявленного защитниками ходатайства, считая, что обвинительное заключение по данному уголовному делу составлено с соблюдением уголовно-процессуального закона, препятствий в его рассмотрении судом и вынесении законного решения на его основании, не имеется.

Выслушав мнение участников судебного разбирательства, суд находит, ходатайство защитников подсудимых Ушкова Е.Ю. и Ушкова Ю.Е. о возврате данного уголовного дела прокурору в порядке ст. обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующих оснований:

Достаточными для обвинения лица доказательствами, можно считать такой их объем, который устанавливает событие и состав преступления, а также, виновность в его совершении лица, привлекаемого в качестве обвиняемого.

В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого должны быть описаны конкретные действия обвиняемого, при этом, расплывчатость и внутренняя противоречивость содержания постановления, недопустима.

По завершении предварительного следствия, следователем, с соблюдением требований ст. , составляется обвинительное заключение, которое, наравне с другими данными, должно содержать существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.

Обвинительное заключение определяет пределы судебного разбирательства по уголовному делу и суд, при рассмотрении дела в любой из стадий процесса, не вправе выйти за рамки, сформулированного в обвинительном заключении обвинения, как в части, касающейся его фактической стороны, так и в части квалификации содеянного (то есть, суд, не вправе изменять обвинение на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам). Формулировка обвинения в обвинительном заключении по своему объему не может выходить за пределы той, которая содержится в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, однако, может быть уже нее.

Заявление о преступлении подлежит проверке в порядке, предусмотренном УПК РФ.

По итогам его рассмотрения органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного отдела в пределах своей компетенции принимается одно из решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче по подследственности или по подсудности.

Протокол принятия устного заявления от гражданки ФИО8 содержит сведения о совершении главным архитектором администрации Ушковым Ю.Е. вымогательства взятки в сумме 170 000 рублей, т.е. совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. .

П О С Т А Н О В И Л:

Уголовное дело в отношении Ушкова Ю. , обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. и Ушкова Е. , обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.3 ст. возвратить прокурору для устранения допущенных нарушений уголовно-процессуального закона и препятствий его рассмотрения судом ввиду составления обвинительного заключения с нарушением требований УПК РФ.Меру пресечения в отношении Ушкова Е.Ю. Ушкова Ю.Е. оставить прежней - в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Постановление может быть обжаловано в вой суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий, судья Н.В.Журба

Суд:

Пятигорский городской суд (Ставропольский край)

Истцы:

Ушков Е.Ю.
Ушков Ю.Е.

Судьи дела:

Журба Н.В. (судья)

Судебная практика по:

По коррупционным преступлениям, по взяточничеству

Судебная практика по применению норм ст. 290, 291 УК РФ

ОШИБКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Проанализируем типичные ошибки, которые допускаются в различных регионах РФ при проведении ОРМ.

Ошибка 1

Постановление о проведении проверочной закупки часто утверждается ненадлежащим лицом. Согласно ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД этот вид ОРМ проводится на основании постановления, утверждаемого только руководителем органа или его заместителем, осуществляющего ОРД. Разновидности ошибки: постановление утверждается заместителем начальника" начальником подразделения (например, начальником ОС, МРО) и т. п. Это нарушение закона имеет фатальный характер и может повлечь постановление оправдательного приговора.

Ошибка 2

В названном постановлении не указываются основания для проведения ОРМ (ст. 7 Закона об ОРД), которые должны иметь место на момент принятия решения о его проведении. Разновидности ошибки:

1) в описательной части постановления указано:

"Гр-ка М. занималась сбытом героина". Нет указаний на формальные признаки противоправного деяния, в данном случае - преступления; 2) оперативный работник в своих свидетельских показаниях на следствии и в суде не может пояснить, какие сведения, из каких источников и когда им полученные стали основанием для проведения ОРМ. В итоге защитник заявляет что решение о его проведении принята в отсутствие предусмотренных законом оснований; основания появились позднее и т. л.

Ошибка 3

К участию в проверочной закупке на разных ее стадиях привлекаются лица, которых называют "понятыми". Однако, законодательство об ОРД не предусматривает обязательного участия в проведении ОРМ лиц поименованных таким образом. Вместе с тем, в пп. 4 и 5 Инструкции "0 порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств..." от 9 ноября 1999 г, дается указание, что изъятие наркотиков, в том числе и в порядке, предусмотренном Законом об ОРД, производится в присутствии не менее двух понятых. Обратим внимание, что речь идет только об изъятии и только наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, Нет правовых доводов в пользу необходимости участия "понятых" - на других мероприятиях в рамках проверочной закупки (вручение денег, вручение технических* средств и т. п.). Но есть доводы тактические" С одной стороны, участие "понятых" часто становится "ахиллесовой пятой" стороны обвинения. На судебное следствие они не являются, меняют показания или забывают их, устанавливается их заинтересованность . Часто недобросовестные оперативные работники используют своих знакомых, студентов-практикантов, не аттестованных работников тех же подразделений (секретари, уборщицы и т.д.). В результате вместо усиления доказательственной базы стороны обвинения эти "понятые" часто ее ослабляют.

Ошибка 4

В документах, составляемых по результатам ОРМ, часто допускаются ошибки в названии оперативно-розыскного мероприятия. Встречаются названия "проверочная покупка", "контрольная закупка", "закупка наркотиков под контролем" и т. п. Между тем Законом об ОРД (п. 4 ч. 1 ст. 6) предусмотрено ОРМ с названием именно "проверочная закупка". Иное наименование является нарушением закона, могущим повлечь признания всех полученных доказательств недопустимыми.

Ошибка 5

Сначала проводится проверочная закупка наркотических средств, а по ее результатам при изобличении наркоторговца составляется протокол об административном правонарушении с изъятием наркотиков и денежных купюр.

Проверочная закупка как ОРМ, направленная на выявление преступления, не может завершаться документированием, административного правонарушения. Правда, Закон об ОРД позволяет проводить это ОРМ для выявления не только преступного, но и иного противоправного деяние. Но тогда и в постановлении о проведении проверочной закупки в качестве основания ее проведения следует указывать признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного конкретного административного правонарушения (ст. 6.8 КоАП). Однако такого рода практики мы не встречали.

Ошибка 6

При документировании факта изъятия помеченных денег (у наркоторговца) и наркотиков (у "покупателя" составляются; "акт досмотра", "протокол изъятия" и т.п. со ссылками на ст. 11 Закона "О милиции";1 на ст. 6 Закона об ОРД; на КоАП; без всяких ссылок.

Между тем указанное законодательство не содержит соответствующих данному случаю оснований. Например, в Законе об ОРД нет такого вида ОРМ, как досмотр, право на досмотр не включено в ст. 15 Закона. Пункт 2 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции (в ред. от 8 декабря 2003 г.) позволяет проводить досмотр только в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. В предшествующей редакции этой нормы закона работникам милиции предоставлялось право производить личный досмотр лиц "... в порядке, установленном федеральным законом".

Судья Олофинская Т.У.

Судья-докладчик:ШульгинаЛ.А. Дело № 22к-1389/14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Кемеровский областной суд в составе судьи Шульгиной Л.А.

При секретаре: Зеленяк Е.Д.,

С участием прокурора: Кудрявцевой С.Н.,

Адвоката Кукченко И.Г.,

Рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1, на постановление Центрального районного суда г.Кемерово от 03 декабря 2013г., которым

Разрешено проведение оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок» в Кемеровском филиале ООО » по операциям на лицевых счетах, принадлежащих ФИО2 И.А. за период с 01.01.2010 года по настоящее время, с указанием отправителей и получателей платежей.

Заслушав доклад судьи Шульгиной Л.А., адвоката Кукченко И.Г., просившего постановление суда отменить, прокурора Кудрявцеву С.Н., полагавшую оставить без изменения постановление суда, суд апелляционной инстанции,

У С Т А Н О В И Л:

заместитель начальника ГУ МВД России генерал-майор полиции Кутылкин В.А. обратился в суд с ходатайством о получении судебного решения на проведение оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок» в отношении ФИО2 И.А.

Суд удовлетворил данное ходатайство.

В апелляционной жалобе ФИО2 И.А. выражает несогласие с принятым решением и просит отменить постановление суда по следующим основаниям.

Считает, что судом нарушены требования п. 4 ст. и ст. 9 закона № 144-ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности».

Суд указал на необходимость проведения ОРМ в связи с тем, что руководство Администрации городского округа, с целью личного обогащения, с использованием служебного положения, к освоению бюджетных средств, выделяемых при проведении по благоустройству города, по укладке тротуарной плитки, привлекая подконтрольные организации в рамках муниципальных контрактов. При этом указал, что получение справок по операциям по счетам могут быть получены за период с 01.01.2010г.

Руководство Администрации городского округа, в соответствии со Структурой, утвержденной Решением городского Совета народных депутатов от 26.01.2012г. № 50/228-н, состоит не только из Главы городского округа, но и заместителей Главы, начальников управлений, отделов и руководителей территориальных управлений.

На 01.01.2010г. заявитель не являлся работником Администрации городского округа, в связи, с чем и не мог лично обогатиться, путем заключения муниципальных контрактов.

В жалобе ссылается на ч. 2 ст. , ч.1 ст. РФ, закон РФ от 27.04.1993 года №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан» и считает, что указанные в данных законах в отношении него было нарушено.

Кроме того, суд не убедился и не проверил полномочия должностного лица начальника полиции генерал-майор, Кутылкина В.А., поскольку, названное должностное лицо не наделено полномочиями выносить постановления о проведении ОРМ(наведение справок). В соответствии с Приказом МВД РФ №249 от 30.03.2010 года "Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств установлен Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных издавать постановления применительно к МВД - это руководитель криминальной милиции ОВД и его заместители.

Должность, занимаемая Кутылкиным В.И., в данный перечень не входит, расширенному толкованию перечень должностей не подлежит, тождественности профессий не предусматривает (приложение №3 к приказу №249). Соответственно постановление о наведении справок, с которым должностное лицо обратилось в суд - является нелегитимным.

Проверив поступившие материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит постановление суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Согласно ст. Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Согласно ч. 2 ст. . Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся оперативно-розыскные мероприятия, наведение справок.

Согласно ст. Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан …. при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. …Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок их рассмотрения, и незамедлительно. Судья (суд) не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность…По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия….

Постановление о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия наведение справок вынесено в суд уполномоченным на то должностным лицом, в пределах его компетенции, вопреки доводам жалобы, является мотивированным и отвечает требованиям закона.

Принимая решение по ходатайству о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия наведение справок, суд строго руководствовался требованиями законодательства, регламентирующего разрешение судом данного вопроса, при этом суд первой инстанции действовал в пределах своих полномочий, каких-либо нарушений законодательства, влекущих изменение или отмену данного постановления не имеется, постановление полностью соответствует требованиям ч. 4 ст. , являются обоснованным, судом приведены мотивы принятого решения.

Судья обоснованно согласилась с доводами, изложенными в ходатайстве о наличии оснований для дачи разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий согласиться с которыми у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

Доводы жалобы о том, что ФИО3 на период 01.01.2010 года не являлся работником Администрации городского округа, не влияют на обоснованность выводов суда о наличии законных оснований для разрешения производства оперативно-розыскных мероприятий.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления суда, в том числе, по доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. , суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Центрального районного суда г.Кемерово от 3 декабря 2013 года о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок» в Кемеровском филиале ООО по операциям на лицевых счетах, принадлежащих ФИО2 И.А. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление суда и апелляционное постановление могут быть обжалованы в кассационном порядке в Президиум Кемеровского областного суда в течение 1 года со дня вступления их в законную силу.

Судья: Л.А.Шульгина

Суд:

Кемеровский областной суд (Кемеровская область)