Убытие с места дтп какое наказание. Что грозит за оставление места дтп

Дорожно-транспортное происшествие – неприятное событие. Оно вызывает особое психоэмоциональное состояние участников аварии, которое побуждает их совершать неосознанные действия, в том числе и оставление места происшествия.

В то же время, не исключены и сознательные поступки, когда водители не останавливаются после столкновения или скрываются с места происшествия умышленно, чтобы избежать ответственности.

Тем не менее, какими бы ни были причины и мотивы, итог оставления места столкновения один – серьезная ответственность. Даже самые благие намерения, исходя из которых, водитель не стал дожидаться приезда наряда ДПС, не оправдают данного поступка и наказание последует по всей строгости закона.

В этой статье:

Когда запрещается покидать место происшествия

По общему правилу, зону аварии нельзя покидать, пока не будут оформлены необходимые документы (п. 2.5 ПДД РФ). К 2018 году нормо творцы России позаботились о создании различных альтернатив ожиданию ГИБДД, в связи с чем, способов такого оформления несколько.

  1. Через вызов ГИБДД.
  2. Вызов аварийного комиссара, оформление им схемы ДТП, последующий визит участников аварии в инспекцию.
  3. Самостоятельное оформление ДТП водителями путем составления европротокола (если два участника, нет пострадавших, ущерб имуществу на сумму не более 50 тыс. руб.).

Если водитель уехал с места ДТП, не дождавшись совершения действий по обозначенным выше вариантам, то он будет признаваться нарушителем и понесет наказание.

Военнослужащие не являются исключением. Так, статья 2.5 КоАП содержит условие, из которого следует, что солдат на военном автомобиле не освобождается от обязанности соблюдения ПДД и несет ответственность как все водители за подобные нарушения.

В каких случаях разрешено

Законом предусмотрены некоторые исключительные случаи, когда человеку допускается покинуть место аварии до появления инспекторов ГИБДД. Речь идет в первую очередь о ситуации, когда имеются пострадавшие люди, которых необходимо доставить в лечебное учреждение.

Когда не удается найти машину для отправки раненых в больницу, участник ДТП, может оставить место аварии для перемещения такого пострадавшего к месту оказания медицинской помощи (п.2.6 ПДД РФ).

Если попавшая в аварию машина не дает возможности проезда другим, то ее также разрешается убрать с дороги. При этом водитель должен предварительно зафиксировать, сфотографировать расположение автомобилей по отношению друг к другу, к дорожной разметке, знакам, пешеходным переходам.

При легких авариях имеется возможность не вызывать ГИБДД и разъехаться «с миром». Участники не должны иметь разногласий по обстоятельствам ДТП. Они могут заполнить специальное извещение и явиться в ближайшее отделение Госавтоинспекции для оформления документов.

При ущербе менее пятидесяти тысяч рублей с двумя ТС водители могут вообще не обращаться в инспекцию вовсе и оформить европротокол. Если же дефекты совсем незначительные или водители урегулировали условия компенсации ущерба, по взаимной договоренности участники случившегося ДТП могут просто разъехаться и не оформлять никаких документов (п.2.6.1 ПДД РФ).

Обязанности водителя при ДТП

При столкновении на дороге водитель должен остановиться незамедлительно и не перемещать свой автомобиль. Это необходимо, чтобы обстоятельства аварии были более понятны сотрудниками ГИБДД.

Не связанное с инерцией, тормозным путем и прочими естественными факторами смещение машины на какое-либо расстояние от места столкновения затруднит определение скорости, реакции, торможения. Кроме того, умышленное изменение положения ТС может ввести всех в заблуждение относительно траектории движения машин до столкновения.

После остановки водитель должен выставить знак «треугольник», убедиться в отсутствие пострадавших. При наличии травм у людей в салоне авто, пешеходов, необходимо вызвать скорую. До приезда неотложки следует оказать раненым помощь.

На место происшествия нужно вызвать госавтоинспекцию. Если нет раненых, можно вызвать аварийных комиссаров. В случае, когда нет разногласий по аварии, имеется возможность никого не вызывать и явиться в инспекцию, предварительно зафиксировав имеющие отношения к аварии обстоятельства на фотокамеру и графически.

Когда можно не дожидаться ГИБДД

По статистике, подавляющее большинство аварий – это незначительные столкновения с минимальными повреждениями. Это происходит в основном в городах, когда заторы не позволяют двигаться на больших скоростях.

При таких обстоятельствах нецелесообразно вызывать инспекцию и можно все урегулировать на месте (если нет разногласий по виновности). Виновник может заплатить пострадавшему добровольно и конфликта интересов не возникнет.

Однако, следует, иметь в виду, что речь идет о тех случаях, когда нет обязанности вызывать ГИБДД. Если же сотрудников полиции все же уже вызвали, необходимо дождаться их приезда. В противном случае, прибывшие зря на место полицейские запросто оформят уехавшему водителю (или водителям) нарушение по ст. 12.27 КоАП.

Пристального внимания заслуживают происшествия, произошедшие с одним водителем, которого угораздило сбить тележку на стоянке, или которому поперек дороги встала собака, привелось ударить иное препятствие попалось на пути (куча снега, к примеру).

В данном случае горе-участник сам решает – вызывать ГАИ или нет. Исключение – причинение вреда чужому имуществу.

Составление извещения

Что представляет собой извещения о ДТП? С одной стороны, оно является обязательным к заполнению при любой аварии, за исключением случаев, когда оба водителя не имеют намерения оформлять документы и не имеют друг к другу претензий, а также нет иных пострадавших, кроме двух ТС этих водителей.

С другой стороны, извещение является основой для, так называемого европротокола. Так называют обычное извещение о ДТП в случае, когда оформление дорожного происшествия происходит без участия полиции.

Ряд условий, необходимых для этого:

  1. Только два участника.
  2. Нет вреда здоровью, жизни.
  3. Стоимость ремонта повреждений – не более 50 000 руб.

При оформлении Извещения в любом случае нужно быть внимательными и не торопиться. Заполнение следует проводить, имея перед глазами свидетельства о регистрации ТС, полисы ОСАГО, паспорта участников ДТП.

Все данные нужно записывать строго так, как они указаны в соответствующих документах. В специальном поле необходимо разборчиво нанести схему ДТП с отметкой машин, знаков, направлений движения, разметки.

Важным моментом является перечисление повреждений, указание виновности. В объяснениях водителей должно содержаться мнение каждого водителя относительно виновности.

Наказание за оставление места ДТП

Оставление места аварии считается правонарушением существенным. По данной причине оно не может быть расценено как малозначительное. Предупреждение за него не выносится.

Часть 2 ст. 12.27 КоАП РФ имеет широкий диапазон ответственности за обозначенное нарушение. Выбор вида наказания зависит от ряда факторов и обстоятельств, при которых было совершено обозначенное деяние.

Административная ответственность варьируется от ареста до лишения прав. Первое наказание ограничено пятнадцатью сутками. Второе – составляет диапазон от года до полутора лет лишения права вождения ТС. Назначение наказания по данной категории дел носит судебный характер.

Если нет пострадавших

При отсутствии телесных повреждений водителей и пассажиров (а равно пешеходов), лицо, которое скрылось с места ДТП, может рассчитывать на назначение ему наказания с минимальными последствиями для себя. Таким может быть административный арест на количество суток – менее 15. Часто при таких обстоятельствах наказание ограничивается пятью сутками.

Однако для этого стоит потрудиться и убедить судью, пойти на встречу. По факту, это очень сложно, при том, что является такое поведение серьезным процессуальным нарушением.

Следует знать, арест является мерой более строгой, чем лишение права управления автомобилем. Судья может назначить лишение прав на минимальный годичный срок, в том случае если правонарушитель свою вину признал.

Исчисление срока отбывания наказания начинается с даты вступления в силу постановления, если водитель успеет передать права в инспекцию в трехдневный срок. Ежели срок сдачи водительского удостоверения будет пропущен, исчисления периода лишения начнется с даты передачи прав в ГИБДД.

С пострадавшими

Лишение права управления транспортным средством, с позиции водителя, признается более суровым методом воздействия на нарушителя, чем арест. По этой причине именно оно назначается виновному в совершении обозначенного правонарушения, отягощенного наличием пострадавших. В данной ситуации будет применена верхняя планка, то есть лишение на максимальный срок – полтора года.

Исходя из степени причиненного вреда здоровью, имеется вероятность наступления административной или уголовной ответственности за причинение такого вреда.

В случае с легким и средней тяжести вредом применяется ст.12.24 КоАП РФ. Эта норма предусматривает ряд крайностей.

Так, при легком вреде здоровью наказание варьируется до штрафа 2500-5000 руб. до лишения прав на срок 1-1,5 лет.

Вред средней тяжести карается либо штрафом 10-25 тыс. руб., либо лишение на срок 1,5-2 года.

Причинение тяжкого вреда здоровью в аварии влечет уже уголовную ответственность – до 3-х лет ограничения свободы / принудительными работами (до 2 лет) / арест (до полугода) / лишение свободы (до 2 лет).

Со смертельным исходом

Самым тяжким является нарушение ПДД, повлекшее смерть человека. На квалификацию административного правонарушения по ч. 2 ст.12.27 КоАП РФ данный факт не влияет, но за него грозит самостоятельная уголовная ответственность по ч. 3 ст.264 УК РФ.

Наказывается такое деяние в следующих границах ответственности:

При этом, каждое из обозначенных наказаний сопровождается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Следует отметить, что если водитель умышленно совершил ДТП с целью причинения увечий пострадавшему, то ответственность будет уже по другой статье – ч. 1 ст. 111 УК РФ. Данной нормой уголовный закон предусматривает в качестве санкции уже до 8 лет лишения свободы.

С незначительным ущербом

Размер материального ущерба не влияет на выбор части статьи КоАП РФ в отношении ответственности за оставления места аварии. Большее значение здесь имеет субъективное отношение виновника к совершаемым им действиям.

В частности умышленное оставление места аварии, или в состоянии аффекта, или в условиях крайней необходимости. Тем не менее, незначительность ущерба можно использовать наряду со смягчающими обстоятельствами как один из аргументов для применения нижнего порога наказания.

Уповая на все смягчающие обстоятельства, в том числе незначительное повреждение ТС, привлекаемое к ответственности лицо может написать ходатайство, указав в нем просьбу назначить ему административный арест на трое суток, к примеру. Однако все же не стоит забывать, что выбор меры ответственности принадлежит суду и сложно ее угадать со 100% уверенностью.

Если нет водительского удостоверения

Отсутствие водительского удостоверения и отсутствие права управления транспортным средством – это совершенно разные понятия. Первое обозначает случаи, когда водитель забыл права дома или иные ситуации, когда при себе нет карточки водительского удостоверения.

На практике такое обстоятельство невозможно выявить при оставлении места аварии, так как на момент нахождения «беглеца» права могут быть при нем. И наоборот, в момент ДТП удостоверение могло быть в кармане водителя, а при задержании – нет.

Что касается отсутствия права управления транспортным средством, то этот факт фиксируется в базе ГИБДД. Отдельной части относительно оставления места ДТП водителем без прав нет, однако есть ответственность за управление автомобилем водителем, не имеющим права управления.

При этом важным фактором является то, был ли он лишен такого права либо вообще его не имел.

Как видно из приведенных санкций, оставление места аварии лицом, которое уже было лишено права управления влечет существенные меры ответственности.

Если уехали оба участника

Санкция КоАП РФ за скрытие с места дорожного происшествия не имеет различий между виновником и потерпевшим. Теоретически, любой из участников, кто покинул место ДТП, подлежит привлечению к ответственности, даже если они оба это сделали.

Обоюдный характер нарушения не снижает санкцию каждому в отдельности. Тем не менее, практически этой ответственности не наступает.

Суть в том, что для объявления участника ДТП в розыск требуется заявление второго участника. Это может быть заявление потерпевшего, от которого скрылся виновник, равно как и заявление виновника, если скрылся с места ДТП потерпевший.

Однако если все участники аварии покинули место ДТП, вряд ли кто-то их них будет обращаться в ГИБДД, так как он также будет нарушителем.

Обратите внимание! Оба водителя уезжают с места происшествия в том случае, когда все вопросы они урегулировали. Другим поводом является отсутствие у обоих водителей времени и желания разбираться в ДТП и возиться с бумагами.

И тот, и другой случай не увенчается обращением в инспекцию, а соответственно, не будет розыска и административного дела.

Как смягчить наказание и доказать невиновность

Главным и действенным смягчающим обстоятельством является признание вины. В то же время, суды будут применять именно ту ответственность, которая указана в ч. 2 ст.12.27 КоАП РФ.

Иными словами, как бы водитель ни пытался смягчить наказание, максимум чего удастся добиться – это применение наименьшего из предусмотренных данной статьей санкций.

Другое дело – отсутствие состава правонарушения. В частности, имеется в виду отсутствие вины. Любой узкий двор или парковка могут стать причиной легкого «шорканья», оставшегося незамеченным.

Так, если водитель поцарапал чужую машину и покинул место ДТП из-за того, что не почувствовал этого, можно попытаться миновать наказания. В данном случае речь будет вестись об отсутствии вины в совершении нарушения.

Самым сложным будет доказать суду невиновность, то есть, что водитель не видел и не мог заметить столкновения. На данные обстоятельства могут указывать характер и степень повреждений.

К примеру, если царапина неглубокая и расположена на заднем бампере, вполне вероятно что водитель не почувствовал соприкосновения транспортных средств и не знал о происшествии. Напротив же, если имеется вмятина, то вряд ли удар можно было не заметить.

Сроки давности

Общая давность привлечения к административной ответственности составляет два месяца. Что касается ответственности за оставления места ДТП, то здесь срок более длинный – 3 месяца (ст. 4.5 КоАП РФ).

Это обусловлено отнесением данного правонарушения к той категории, за которые в числе видов наказания присутствует лишение права управления транспортным средством, то есть эти дела рассматривает суд.

Срок начинает считаться с момента аварии. В течение заданного периода времени водитель и/или транспортное средство объявляются в розыск. Среди методов розыска используется установление собственника машины через госномер, направление по его месту жительства повесток. Не исключены и визиты по прописке.

Если в заданные три месяца водителя-нарушителя найти не удается, поиски прекращаются. Это обусловлено тем, что даже если он найдется, привлечь его к административной ответственности уже не удастся.

Заключение: последствия скрытия с места ДТП

Оставление места ДТП порождает массу негативных последствий как для пострадавшего, так и для нарушителя. Пострадавшему приходится тратить больше сил и времени на сбор документов, ждать рассмотрения административного дела, подготавливать документы в страховую компанию.

Самого нарушителя ждут следующие последствия:

  1. Административная ответственность.
  2. Материальная ответственность в части, не покрытой страховой выплатой.
  3. Обязанность выплатить страховщику в порядке регресса сумму страховки, уплаченной страховой компанией пострадавшему.

Как видно из приведенных в данной статье фактов, скрываться с места ДТП совсем не выгодно. Это не только негативно отражается на моральных характеристиках нарушителя, но и существенно бьет по карману. Поэтому лучше не допускать такого нарушения и строго соблюдать Правила дорожного движения.

sjh67GGftgg17

Обязательна ответственность за оставление места ДТП, и наказание за это в любом случае грозит нарушителю. Никто из автомобилистов не застрахован от неприятностей в виде столкновения или наезда на дороге. Но не все знают, как себя при этом вести. Охватывает паника и волнение тех, кто попал в малоприятную ситуацию впервые или незадолго после того, как получили водительское удостоверение, в силу отсутствия опыта. Нередки случаи, когда зачинщик аварии просто сбегает с места событий во избежание расплаты. Что делать и куда бежать виновному или пострадавшему?

В автошколах будущих автомобилистов учат теории, касаемо правил дорожного движения. В том числе разбирается и вопрос о дорожно-транспортном происшествии. Но в любой школе существуют ученики, не относящиеся добросовестно к урокам, поэтому необходимо вспомнить или просветить людей о понятии ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие –событие, произошедшее на дороге с участием транспортного средства в процессе его движения, в результате чего имеются повреждения одного или нескольких автомобилей или иных материальных объектов, в том числе, когда имеются пострадавшие или погибшие люди.

Самые распространенные виды автокатастрофы, встречающиеся на дороге – это столкновение или наезд.

Второй вариант делится на группы:


Участниками дорожно-транспортного происшествия будут не только виновный и пострадавший, но и все те, кто принимал участие в инциденте. Пассажир в машине зачинщика ситуации при получении травм является пострадавшим, а пешеход, проходивший мимо, может стать ценным свидетелем.

Оформляется автокатастрофа при помощи вызова работников полиции. Для этого необходима хотя бы одна из сторон столкновения, желательно свидетель. Сейчас достаточно часто можно встретить небольшие инциденты, которые решаются автомобилистами или прочими участниками самостоятельно, не прибегая к помощи работников ГИБДД.

Поведение автомобилиста при дорожно-транспортном происшествии прописано в законе «О правилах дорожного движения».

ПДД содержит пункты последовательных действий:

Нередки случаи на дорогах, когда авария несет негативные последствия в виде пострадавших в физическом плане или вовсе погибших.

Если автокатастрофа повлекла за собой подобные случаи, то существует следующий план действий:

Несоблюдение пунктов может негативно отразиться на результате. КоАП РФ предусматривает меры наказания при совершенииавтомобилистомзлодеяния в связи с дорожно-транспортным происшествием. Составляется протокол, который повлечет административный штраф.

В состоянии стресса или желания избежать ответственности или по другим причинам, виновникинцидента покидает место столкновения, надеясь, что его деяния не будут обнаружены. Если автомобилист скрылся с места ДТП, статья административного кодекса ему обеспечена.

За такое поведение, согласно ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, водитель:

  • отстранение от управления автомобилем на срок от одного до полуторалет;
  • получает административный арест до 15 суток;
  • в некоторых случаях получаетадминистративный штраф до 30 тыс. рублей.

В Государственной думе уже рассматривается предложение об ужесточении карательных мер за подобное правонарушение в виде создания уголовной статьи за уезд с места события.Многие граждане жалуются на то, что соответствие нарушения и ответственности за него не логичны.

В большей части подобных случаев горе-водители уезжают, а потом начинают выпивать спиртосодержащие напитки, желая успокоить нервы или заглушить вину. В таких случаях недобросовестная сторона катастрофы получит не только наказание за скрытие с места событий, но и за нарушение все той же статьи, но уже части 2.7. Этот подпункт подразумевает не употреблять алкогольные и психотропные вещества до того момента, как сотрудники ГИБДД решат провести экспертизу на предмет опьянения или пока они не вынесут постановление об освобождении от данной процедуры.

На самом деле, последняя рассмотренная часть статьи может спасти человека, который уехал с места автокатастрофы. Пострадавшая сторона может заявить о неадекватном поведении пьяного виновника аварии. А при обнаружении служащими полиции покинувшего участника места ДТП в состоянии опьянения (даже если он начал выпивать спустя некоторое время после инцидента), будут все основания поверить словам потерпевших, а это понесет ужесточение расплаты в виде добавления ч.3 ст.12.27 КоАП РФ.

Если зачинщик автокатастрофы сбил человека и уехал, бросив ситуацию на произвол судьбы, то здесь административные наказания уже не так страшны. Уезд с места ДТП, статья 125 Уголовного кодекса Российской Федерации, нанесет более тяжелый отпечаток на биографию человека. Преступление, повлекшее смерть потерпевшего, является тяжким.

Расплату за свой страх или черствость водитель понесет следующую:

  1. Штраф до 80 тыс. рублей.
  2. Обязательные работы длительностью до полугода.
  3. Исправительные или принудительные работы длительностью до 1 года.
  4. Арест до 3 месяцев.
  5. Лишение свободы до 1 года.

Вид наказания будет зависеть от степени тяжести нанесения вреда здоровью человека. Лучше не рисковать жизнью человека и своей биографией, а полностью признать вину и помочь пострадавшему. Сбить человека и покинуть место – тяжелое преступление, которое Уголовный кодекс не пропустит мимо себя.

При мысли об уезде с места ЧП необходимо помнить о том, что регистрационные номера транспортного средства запомнить не так сложно, а по ним служащие полиции найдут виновника в короткие сроки. Да и свидетелей произошедшего несложно отыскать, а уж кто-то из них точно видел в каком направлении отправилась машина после неприятной ситуации на дороге. Тем более, в современном мире практически везде висят камеры наблюдения, записи на них будут вещественным доказательством против зачинщика аварии и уйти от ответственности будет трудно.

Одним из видов наказания гражданина, оставившего место ЧП на дороге, является лишение прав управления. Срок, на время которого виновник останется без документа, небольшой –один-полтора года.

На какой именно период произойдет лишение, решает суд, основываясь на следующихфакторах:

  • причина оставления места инцидента;
  • наличие административных правонарушений до момента недоразумения.

Избежать наказания практически невозможно. Важно знать, что суду не получится объяснить факт оставления места события для транспортировки пострадавшего, если до отъезда в медпункт не зафиксировано столкновение хотя бы самостоятельно.

Бывают моменты, когда водитель становится пешеходом, но при этом несогласен с решением суда. Тогда ему дается определенный промежуток времени на обжалование приговора, выиграть такой судебный процесс достаточно сложно, но реально.

Срок давности такого правонарушения составляет три месяца. Если в течение этого времени виновник не будет найден, то дело прекращается. Когда скрывшаяся сторона будет обнаружена, то наказание останется таким же, как если бы она оставалась на месте недоразумения, несмотря на давность произошедшего.

Обязанность остаться на месте инцидента зафиксирована в законодательстве РФ, поэтому при игнорировании данного пункта человек подвергается наказанию. Лишение прав за покидание места аварии судом может происходить и в одностороннем порядке, если виновный не явился на заседание по разбирательству.

Согласно Российскому законодательству, автомобилист при дорожно-транспортном происшествии не обязан лично дожидаться приезда стражей полиции. Ведь время ожидания может затянуться, особенно в сезон гололеда, когда неприятные моменты случаются на каждом углу. Поэтому водители могут оставить транспортные средства, зафиксировав местоположение всех предметов аварии в виде фотографий, но при этом находиться в зоне видимости места инцидента (кафе, магазин, квартира). По приезде сотрудников ДПС автомобилисты обязаны подойти, чтобы описание столкновения не происходило со слов одной стороны.


Также оставление места автокатастрофы может не повлечь за собой наказания в случае ожидания служащих полиции более трех часов с момента первого звонка. Если по каким-либо причинам стражи порядка не появились, то можно повторно позвонить 102, сообщить, что сотрудники полиции не приехали по истечении трех часов и вы покидаете место аварии. При таком положении дел вина не предусматривается, так как, как гласит ст. 27.5 КоАП РФ, время задержания не может превышать более трех часов.

При обоюдном согласии сторон решения проблемы без вызова сотрудников ГИБДД необходимо составить расписку о том, что претензии участники не имеют.Если одна из сторон передала деньги другой в пользу ремонта транспортного средства, то это в письменном документе тоже необходимо отразить, как и то, какой транспортный ущерб был причинен во время несчастного случая. Это подстрахует каждую сторону от возможности остаться виноватым, ведь существуют недобросовестные лица, которые спустя полчаса могут вернуться на место инцидента, вызвать сотрудников полиции и сообщить им о том, что после автокатастрофы второй участник скрылся.

Если претензий обе стороны не имеют, но выплаты за нанесенный ущерб транспортным средствам желают оставить страховой компании, то следует соблюсти некоторые условия при составлении европротокола:

  1. Количество участников столкновения не превышает двух.
  2. Отсутствуют пострадавшие или погибшие люди.
  3. Обе стороны аварии имеют страховой полис ОСАГО.
  4. Обоюдное согласие в обстоятельствах столкновения или наезда.

Подробнее можно ознакомиться с правилами составления европротокола в Законе об ОСАГО.

Ответственность за оставление места ДТП на парковке остается такой же, как и на дорогах. Неумышленный уезд с места событий (например, водитель не заметил, что зацепил другой автомобиль) смягчающим обстоятельством являться не будет. Поэтому выезжать с парковки, парковаться нужно предельно внимательно. Водителям без стажа рекомендуется выбирать парковочный карман как можно больше, чтобы не допустить повреждений автомобилей.


Главным моментом, на который необходимо обратить внимание при дорожно-транспортном происшествии, является правильное оформление документов. Во-первых, в случае судебных разбирательств не придется доказывать тот или иной факт, не прописанный в протоколе. Во-вторых, неверное составление документов может повлечь за собой разбирательства со страховой компанией. Она, безусловно, произведет все выплаты в пользу пострадавшей стороны, но потом может взыскать оплаченную сумму с виновника аварии.

Если при составлении описания дорожного ЧП один из участников несогласен с мнением сотрудника ГИБДД, водитель должен подписать бумагу, но перед этим внести запись о своем несогласии. Документы автоматически перейдут в судебное разбирательство, на котором обязаны присутствовать выезжавшие на вызов по факту аварии сотрудники полиции. При этом раскладе и хорошем адвокате есть возможность сохранить статус невиновного и не потерять права управления автомобилем.

Практикуется оформление автокатастрофы не работниками ГИБДД, а аварийным комиссариатом.

Перед тем как обратиться за помощью к этой службе, нужно знать следующее:

  1. Услуга, оказываемая ими, является платной.
  2. При составлении документов аварийным комиссариатом, в случае несогласия, не представляется возможным обратиться в суд для дальнейшего разбирательства.
  3. Некоторые страховые компании отказывают в своих услугах при виде документов, составленных аварийным комиссариатом.

Информация, которая остается у аварийного комиссара, все равно передается в полицию, но лишь для того, чтобы зафиксировать факт столкновения для статистики. Дорожный патруль обязан написать объяснительную записку по факту аварии.

При обучении вождению необходимо очень хорошо знать правила дорожного движения. Несоблюдение этих правил как минимум влечет за собой административные протоколы с наличием штрафов (которые, надо заметить, с каждым годом становятся все выше и выше). А как максимум, нарушение ПДД приводит к прерыванию чьей-то жизни, возможно и не одной.

Важно не только соблюдать правила при вождении автомобиля, но и иметь гражданскую ответственность за свои ошибки перед пострадавшей стороной.

Гражданин, который исчез с места столкновения автотранспорта, будет привлечен к ответственности, такой как лишение возможности управлять автотранспортом на промежуток времени от 1 года до 1,5 лет, также возможен административный арест максимум на 15 суток.

Водитель должен четко представлять, какой метод поведения выбрать, попав в дорожно-транспортное происшествие, и последовательность действий, которые ему необходимо произвести.

Попав в ДТП при участии личного автомобиля, водитель должен совершить ряд последовательных действий:

  • Прекратить движение своего автомобиля, то есть оставить его в конечной точке остановки;
  • Нажать кнопку аварийной сигнализации;
  • Воспользоваться знаком аварийной остановки. В пределах населенного пункта расположить его минимум в 15 метрах от автотранспорта, за его границами поставить знак минимум в 30 метрах;
  • Все относящиеся к произошедшей аварии предметы, трогать и перемещать запрещено. Иначе это может исказить видимость ДТП;
  • Вызвать скорую помощь, при наличии тяжелораненых граждан. Начиная с 2013 года службы экстренной помощи, такие, как скорая, пожарная и полиция, есть возможность вызвать с любого телефона РФ по короткому номеру «112»;
  • При наличии тяжело пострадавших, последних следует доставить в медицинское учреждение на личном автомобиле, не дожидаясь скорой помощи, и вернуться обратно к месту ДТП.

Однако далеко не каждый водитель, особенно если ДТП произошло по его вине, подчиняется заданным правилам и умышленно покидает место происшествия. Такой поступок влечет за сбой определенную государством ответственность.

Что значит оставление места дорожно-транспортного происшествия

Созданные законодателем правила дорожного движение, под оставлением места ДТП, определяют следующие действия: когда факт свершившегося происшествия инспектором ГИБДД оформляются в отсутствии участника аварии. За такой поступок водителя вполне могут лишить права управлять автомобилем в дальнейшем будущем.

Далее следует заметить, что перемещение автомобиля, уезд с места происшествия обоих участников, оформление по Европротоколу, а также временное отсутствие водителя успевшего вернуться обратно к моменту заполнения документации инспектором, считаться оставлением места ДТП не будут.

Помимо всего прочего, после того, как все объекты, участвующие в произошедшем, были зафиксированы, хозяева должны убрать свои автотранспортные средства с проезжей части, чтобы не затруднять движение на дороге. Однако здесь есть исключение. Если в результате аварии получили ранения или погибли люди, переместить автомобиль разрешено, только если он препятствует движению дорожного потока и объехать его невозможно.

Также временно отсутствовать на месте ДТП участник может при наличии тяжело травмированного гражданина, которого нужно отвести в медицинское учреждение, а кроме самих участников аварии сделать это больше некому. Но в любом случае временно отсутствующий водитель должен вернуться, чтобы оформить протокол.

Когда можно покинуть место ДТП

Государственным законодательством предусмотрен ряд уважительных причин, по которым участники аварии могут безнаказанно оставить место столкновения:

  • В связи с транспортировкой пострадавшего в аварии гражданина в медицинское учреждение;
  • Когда в результате произошедшей аварии автомобили участников происшествия полностью перекрыли движение по проезжей части и объехать их нет возможности. Здесь, для возобновления движения, автомобили нужно убрать;
  • В случае, если в результате ДТП никто из участников травм не получил, а водители мирно договорились о том, кто из них виновен в происшествии и мнения их в оценке сложившийся ситуации разногласий не находят, то место происшествия можно оставить и представителей соответствующих органов не ожидать. В такой ситуации на месте ДТП водители составляют наглядную модель произошедшего, оба ее визируют и передают в рядом расположенный пост ДПС, заявив там о случившейся аварии. Однако, что касается наглядной модели происшествия, то ее нужно составить как можно более точно: место аварии необходимо привязать к расположенным рядом неподвижным объектам, таким как, например, дорожная опора или знак, зафиксировать разметку дороги и так далее. В случае если у участников аварии есть сомнения в том, что наглядная модель удовлетворительная для объективной оценки ситуации, следует вызвать на место полицию;
  • Когда участниками произошедшей аварии является 2 транспортных средства, пострадавших нет, а ущерб причиненный гражданам не превышает суммы в 25 000 рублей, то вызывать уполномоченные органы не обязательно. Данную ситуацию законодатель разрешает урегулировать без посторонней помощи, только при участии обоих водителей.

При таком стечении обстоятельств существуют пункты, обязательные к исполнению:

  • оформить схему ДТП в количестве двух экземпляров (для каждого свой документ), завизировать оба экземпляра каждым из участников, то есть подтвердить согласие с очерченной моделью обоих граждан;
  • тщательно проверить тот факт, что вред исключительно материальный, то есть сами граждане не пострадали;
  • проконтролировать факт нанесения вреда только двум автомобилям, так как если у одной из машин имелся прицеп, то количество автотранспортных средств, участвующих в аварии будет равно трем;
  • удостовериться о наличии страховых полисов ОСАГО у всех участников ДТП и в том, что первые имеют не истекший срок действия;
  • удостовериться в одинаковой оценке повреждений вследствие ДТП у обоих участников.

Ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия

За умышленное исчезновение с места произошедшего, ответственность недобросовестных водителей будет следующей:

  • действующие законодательные нормы, за отсутствие участника аварии на месте ДТП, не предполагают назначение штрафных санкций;
  • КоАП РФ накладывает взыскание в виде лишения виновных граждан прав, на вождение автотранспорта или присуждение административного ареста за исчезновение с места ДТП.

Из вышесказанного можно подвести итог, что за то, что водитель уедет с места происшествия, не совершив положенных операций, штрафом он не облагается. Что касается лишения прав на вождение или административного арест, то данную меру наказания должен определить суд.

Наказание в виде ареста может быть назначено исключительно судебным органом. Сотрудники автоинспекции данными полномочиями не обладают. Во время судебного процесса касающегося исчезновения с места ДТП, обвиняемый должен присутствовать в обязательном порядке, если ему грозит арест.

Помимо всего прочего, подозреваемый участник может быть арестован по причине передачи протокола в судебный орган той местности, где случилась авария. Как показывает практика, меры по лишению свободы применяются, только если ДТП повлекло серьезные для жизни людей последствия, а так же летальный исход, и виновному участнику грозит уголовное наказание.

В соответствии со статьей 12.27 КоАП РФ, лицо оставившее место столкновения, может быть наказано одним из способов: арест или лишение водительского удостоверения. Единовременно обе меры использовать для наказания одного водителя нельзя.

Лишают ли за это прав?

Лишение прав на вождение автотранспорта является наиболее распространенным при ведении дел об исчезновении водителя с места ДТП.

В случае если участвующий в аварии водитель оставил место ДТП без уважительных на то причин, ответственность, такая как лишение водительских прав, будет назначена при следующих условиях:

  • отсутствие водителя на месте ДТП не имеет законных оснований, предусмотренных в ПДД;
  • участник отвез пострадавшего гражданина в медицинское учреждение, однако о происшествии в ГИБДД не сообщил и не зафиксировал местоположение на схеме или видео-фото камере;
  • произошедшее ДТП не являлось значительным, однако виновное лицо должным образом не оформило документы о том, что стороны претензий друг к другу не имеют, договоренность была устной (здесь второй участник спустя время может обратиться в соответствующие органы, сообщить о ДТП и заявить, что виновник незаконно скрылся);
  • освободив проезжую часть, водитель предварительно не зафиксировал своего места расположения после факта аварии.

Все вышеперечисленные действия, совершенные водителем, практически всегда повлекут наказание в соответствии с требованиями КоАП РФ.

В каких случаях можно избежать ответственности за оставление места дорожно-транспортного происшествия

Когда водитель автотранспорта совершил ДТП и случайно не заметил этого, то взыскания существует возможность избежать по вполне законным основаниям. Однако здесь виновнику нужно будет доказать, тот факт, что оставил место пришествия он действительно случайно, потому что аварии не заметил.

Вставьте сюда свой текст

Законодательство в этом случае наказывает исключительно при наличии умысла в содеянном, такого как осознанный отъезд с места происшествия. Однако если действия водителя происходили по причине крайней необходимости, он так же может избежать наказания.

Однако в последнем случае должно соблюдаться важное условие: предотвращенный вред больше причиненного. То есть, другими словами, если водитель при транспортировке тяжелобольного гражданина в больницу, попал в ДТП и продолжил свой маршрут далее, тем самым оставив место аварии, суд сочтет данный факт уважительной причиной, так как ситуация была крайне необходимой и жизнь человека является большей ценностью, нежели причиненный материальный вред в результате ДТП.

Некоторые участники аварии во избежание ответственности неверно трактуют законодательство, пытаясь за ситуацию крайней необходимости выдать обычные жизненные ситуации, такие как, опоздание на рабочее место, угроза срыва поездки на самолете поезде и так далее. Эти причины уважительными не являются, то есть водитель должен оставаться на месте аварии и ждать инспектора ГИБДД, либо совершить положенные законодательством действия. Суд признает нарушителя виновным.

Так же если в результате ДТП был причинен вред, а водитель оставил место столкновения, это вряд ли поможет ему остаться безнаказанным. Всегда можно найти очевидцев происшествия, которые засвидетельствуют, что водитель совершил аварию, увидел повреждения и даже выходил из машины, а затем уехал.

Каждый водитель автотранспортного средства должен знать, что даже если один из участников незаконно покинул место столкновения, то оставшиеся на месте должны обязательно сообщить в соответствующий орган и дождаться оформления документов и обследования территории.

Также не исключен факт того, что оставивший место происшествия водитель вполне может заявить об аварии в полицию, обнаружив позднее повреждения на своем транспортном средстве, и потребовать найти виновное лицо. Если же виновное в аварийной ситуации лицо, находясь на месте происшествия, самостоятельно не оповестило о ДТП соответствующие органы, данный факт так же будет противоречить законодательству.

Прекратить делопроизводство в таком случае, даже по причине мирного урегулирования конфликта сторонами, будет невозможно. После возмещения вреда, виновное лицо может этим действием смягчить определенную законом ответственность, за то, что он оставил место ДТП.

Как избежать лишения прав

Когда было назначено судебное разбирательство в связи с тем, что виновник оставил место ДТП, последний должен в обязательном порядке присутствовать на процессе. Если в конкретный день и час гражданин не имеет возможности присутствовать на заседании, следует составить ходатайство, приложить документальное подтверждение уважительности причины отсутствия и передать в суд. В противном случае, в отсутствии виновника наказание может быть назначено максимально жестким.

На судебном заседании нужно будет доказывать, что отсутствие на месте ДТП было неумышленным, либо что сотрудники ГИБДД нарушили правовые нормы. Идеальным вариантом будет обратиться к автоюристу за помощью.

Специалист правильно построит линию защиты, грамотно преподнесет все имеющие доказательства и соответственно поможет избежать санкций в виде лишения права на вождение автотранспорта за то, что гражданин оставил место ДТП.

Помимо всего прочего, автоюрист в силу владения законодательными актами может переквалифицировать статью на иное правонарушение, за которое предусмотрен штраф.

На основании чего выносится постановление об оставлении места ДТП

Назначается ответственность водителя исключительно в судебном порядке. Для этого работники ГИБДД оформляют ряд необходимой документации по факту ДТП, определяют участников и характеризую транспортные средства. Помимо всего прочего, чтобы подтвердить наличие правонарушения, может быть назначена процедура исследования автомобиля участника, скрывшегося с места столкновения.

Приговор по делу будет назначать мировой судья. Виновное в правонарушении лицо уведомляется о начале процесса и имеет право построить и представить доказательную базу своей невиновности. Оспорить судебный акт нельзя. За то, что водитель оставил место ДТП, ему будет назначено наказание в виде ареста или лишение прав, иное законодательством по данной статье не предусмотрено.

Срок давности привлечения к ответственности

Срок давности такого рода правонарушения равен трем месяцам. То есть заниматься розыском виновного лица полиция будет ровно этот промежуток времени. Статья 4.5. КоАП — это пункт законодательства, определяющий промежуток времени, отведенный на исковую деятельность, по правонарушению связанному с оставлением места ДТП.

По п.6. ч.1 ст.24.5 КоАП после того как срок исковой давности истек, административное делопроизводство не открывается. Однако это не означает, что делопроизводство не начнется, если виновное в столкновении лицо не найдено. Расследование начинается прямо на месте происшествия и немедленно.

Дело, начатое по случаю оставления водителем места ДТП, если виновник скрылся и его местонахождение неизвестно, будет закрыто через три месяца по причине истечения срока давности. Однако в любом случае следует помнить, что оставление места ДТП несет отягчающий характер для водителя, если дело изменит свой ход.

Судебная практика

В начале 2017 года по ст. 12.27 КоАП РФ стали возникать отдельные спорные моменты, такие как:

  • является ли строгость наказания соответствующей поступкам и обстоятельствам;
  • какое наказание предусмотреть для водителя, случайно оставившего место аварии.

В первом варианте используется ст. 2.9 КоАП РФ. Она определяет малую значимость содеянного и позволяет избежать жестких мер наказания. Здесь судья объявит ответчику предупреждение.

Допустим, имел место случай, когда водитель, выезжая с места парковки, случайно задел другой автомобиль и поцарапал его. Виновный водитель столкновения не заметил и оставил место происшествия.

В ходе судебного процесса виновному водителю было присуждено лишение прав на вождение транспортных средств на 1 год. Получив из органов ГИБДД информацию о совершенном нарушении, ответственное лицо добровольно возместило причиненный ущерб пострадавшему.

В соответствии с Постановлением ВС РФ № 5 от 24.03.2005 г., данное действие является обстоятельством смягчающим вину. Была подана претензия, где документально была отражена оценка причиненного вреда и факт отказа пострадавшего от претензий.

В результате принятое ранее постановление, судом было отменено, а делопроизводство остановлено по причине малозначительности. Наказание за правонарушение было ограничено штрафной санкцией.

Так же рассматривалась ситуация 2017 года, когда водитель наехал на полностью затопленное водой препятствие, которое не было обозначено в силу объективных причин, созданную ситуацию не заметил и оставил место ДТП. Был вынесен приговор о лишении водителя прав управлять транспортом на 1 год.

Однако адвокат ответчика подал дело на пересмотр и доказал весомыми аргументами, что водитель не мог заметить дорожно-транспортного происшествия, иначе бы он не оставил данного места и провел процедуру в соответствии с требованиями законодательства. В итоге местным арбитражным судом было решено административное дело прекратить, а предыдущее постановление отменить.

Описать причину такого решения арбитражного судьи можно следующим образом. Под административным правонарушением законодательство рассматривает ряд действий, как умышленных, так и неумышленных, которые осуществляя, гражданин предвидит последствия, содеянного им, либо нет, однако он должен был и мог предвидеть.

Здесь судья счел, что ответчик не мог и не должен был предвидеть, что заденет какой-либо предмет, следовательно, наличия правонарушения в действиях водителя нет.

Следовательно, подводя итог, можно заметить, что такое правонарушение, как оставление места аварии не каждый раз сурово наказывается посредством ареста или лишения прав. Изменить ход процесса и получить взамен лишения или ареста штраф поможет качественная подготовка и помощь профессионала.

Каждый человек, имеющий автомобиль и эксплуатирующий его по предназначению, независимо от статуса, водительского стажа и управленческих компетенций, является потенциальным . Как бы угрожающе фраза ни звучала, она предопределяется самой жизнью. Аварийность на дорогах за последние годы значительно возросла, причём причины кроются как в злостной безответственности водителей, так и в банальном стечении обстоятельств, самочувствии человека, поломке машины, иных беспрецедентных источниках. Независимо от причины, повлёкшей аварию, такой прецедент является стрессовой ситуацией для всех участников, а развязка проблемы предопределяется их морально-этичными принципами и порядочностью, потому предусмотреть поведение каждого человека при таком стечении обстоятельств невозможно. Нередкими фактами при ДТП выступают ситуации, когда водитель, пытаясь скрыться от правосудия и ответственности, попросту убегает. Эта статья посвящена вопросу, что грозит участникам аварийной ситуации при оставлении места прецедента, с ориентировкой на нюансы и причины такого поведения водителя, а также описанию рациональных , согласно правовым нормативам.

Последствия оставления места ДТП.

Почему не стоит удаляться с места аварии?

Зачастую движущими силами, провоцирующими водителя убегать с места аварии, выступает паника, инстинкт самосохранения и страх перед ответственностью. Причина взять себя в руки, действовать согласно регламенту, предусмотренному в правилах дорожного движения, является значимой, так как при попытке скрыться, которая нередко заканчивается скорым розыском «преступника», убегавшему придётся отвечать не только за ДТП, но и за факт покидания места аварии. В нынешнее время поиск автомобиля, нарушившего ПДД или ставшего участником ДТП, упрощает современное техническое оснащение, которыми модифицированы большинство транспортных средств, а также стационарных камер, расположенных на значимых участках дороги. Оставление пункта, где произошло ДТП, без имеющихся на то значимых причин, о которых будет рассказано дальше, карается согласно законодательству, может предусматривать не только административную, но и уголовную ответственность, в зависимости от обстоятельств. Кроме этого, если даже ситуация не имеет отягощающих обстоятельств, не относиться к крайне опасным прецедентам, а убегающий прав в ситуации согласно ПДД, при оставлении места аварии его могут признать виновным в ситуации по умолчанию, так как доказывать его правоту будет некому. Рассмотрим подробно меры наказания, предусмотренные на законодательном уровне за покидание места аварийной ситуации, с распределением по тяжести совокупных обстоятельств.


Наказание

Каждый водитель, независимо от факта, сколько лет он управляет автомобилем, должен знать правила дорожного движения и порядок действий при возникновении нештатных происшествий. Кроме этого, обязательным считается и восполнение своих знаний путём самообучения, а также ознакомление с ответственностью за некорректное поведение на дороге, в том числе и за лишение места аварии, что определённым образом рационализирует поведение человека. Административная ответственность за проступок, связанный с бегством, предопределяется статьёй 12.27 КоАП Российской Федерации, которая предусматривает:

  1. Штрафные санкции, в сумме одной тысячи рублей, если в ситуации нет пострадавших лиц, нет нанесённого ущерба имуществу.
  2. Взыскание в сумме тридцати тысяч рублей предусмотрено за покидание места аварии водителем, который находился за рулём в нетрезвом состоянии.
  3. Факт перемещения машины на другое место после аварии, с целью доказать свою невиновность и сокрыть важные обстоятельства проступка предусматривает штраф от одной до пяти тысяч рублей.
  4. В ситуации, когда нарушения ПДД не зафиксированы, в прецеденте пострадала исключительно техника, водитель понесёт наказание за оставление места ДТП, заключающееся в лишении прав от двенадцати до восемнадцати месяцев или в аресте, продолжительностью пятнадцать суток.

Попытка скрыться от правосудия путём бегства, с нарушением ПДД, нахождением в нетрезвом состоянии и другими отягощающими обстоятельствами предусматривает комплексные, более суровые меры наказания, критерии которых определит суд. Если в аварийной ситуации имеются пострадавшие, или ещё хуже, она повлекла за собой летальный исход одного или нескольких человек, виновнику ДТП угрожает ответственность уголовного характера, предусмотренная статьёй 125 кодекса. В нынешнее время в президиуме рассматривается вопрос об отягощении наказания, с возможностью переквалификации административной ответственности в уголовную, с предполагаемым арестом на период от двух до пяти лет, или штрафом в тридцать тысяч рублей, в зависимости от отягощающих обстоятельств. Проанализируем наиболее частые ситуации, а также критерии ответственности за них более детально.


Все соучастники сбежали с места прецедента

Независимо от критерия, кто скрылся с места ДТП, виновный или пострадавший, наказание предусматривается идентичное для обеих сторон за оставление локализации аварийного пункта. Очень редкими, однако, имеющими все основания для существования прецедентами, выступают ситуации, когда после решения вопросов между собой, участники происшествия разъезжаются, а потом один из них возвращается, вызывает работников ГИБДД и оформляет протокол. В такой ситуации второй из договорившихся будет считаться скрывшимся, и признан виновным в ДТП. Такие переделки считаются неэтичными, с моральной точки зрения, однако, перед законом второй из участников будет выступать фактическим нарушителем, что обуславливает ему потребность доказывать правоту через суд. Если с вами произошла аварийная ситуация, и вы не имеете друг к другу претензий, то, во избежание неприятностей, факт договорённости со второй стороной необходимо документально зафиксировать в расписках или же путём регистрации в видеоформате. Подобная предосторожность позволит уехать спокойно, с уверенностью, что от второй стороны не возникнет дополнительных претензий.

ДТП с наличием потерпевших

Ответственность за оставление места ДТП имеет более суровый характер, если пострадали люди. Наличие пострадавших в законодательных меморандумах квалифицируется с позиции оставления в опасности. Статья 125 УК РФ предусматривает следующие критерии ответственности:

  1. Штрафное взыскание, стартующее с восьмидесяти тысяч рублей и достигающее суммарной, полугодовой заработной платы виновника.
  2. Трудовой деятельностью общественного характера на период до года или лишением свободы на аналогичный срок.

Побег с места аварии, как преступление, имеет срок давности, который составляет девяносто суток: по истечении этого периода водителя не смогут уже привлечь к ответственности, однако, с появлением современных средств для помощи в розыске преступников надеяться злоумышленнику скрыться от правоохранителей на столь продолжительный период не стоит.


Порядок назначения карательных мер

Оформление ДТП осуществляется инспекторами ГИБДД, и при отсутствии одного из участников дорожно-транспортного происшествия, закон предусматривает открытие административного процесса, после чего будут проведены розыскные и следственные мероприятия. Первостепенной задачей правоохранительных органов является определения субъекта, скрывшегося с места инцидента. Нарушитель в добровольном или принудительном порядке доставляется в подразделение милиции, где на него составляется протокол. Дальнейшая процедура разбирательства предполагает отправление дела в суд, где представители определят, какое именно наказание предусмотрено в конкретной ситуации за оставление места ДТП. Дата судебного процесса будет сообщена правонарушителю дополнительно. На основании постановления нарушитель может быть незамедлительно арестован, если суд вынес вердикт о лишении свободы. Если суд постановил лишить прав автовладельца, тогда для сдачи удостоверения нарушителю отводится трое суток с момента приговора, а также десять дней на обжалование постановления.


Урегулирование ситуации без ГИБДД

Существуют ситуации, когда участники аварии имеют право самостоятельно урегулировать ситуацию без вызова милиции, оформив европротокол, при условии, что причастные к ситуации не предпринимают попыток скрыться. Если хоть один из участников уезжает, или субъекты не могут уладить конфликт собственными силами, ситуация требует вызова правоохранительных органов, а покинувшему место происшествия до приезда инспектора придётся отвечать согласно закону. Право на регистрацию факта ДТП посредством составления протокола европейского образца дают следующие условия:

  1. В ситуации задействованы только два субъекта, каждый из них имеет в наличии .
  2. Между участниками нет разногласий.
  3. Повреждения касаются только средств передвижения, другое имущество не пострадало, а также отсутствуют потерпевшие и погибшие.
  4. Сумма ущерба не превышает пятьдесят тысяч рублей.

После оформления европротокола, участники имеют право уезжать, без опасения за дальнейшее развитие событий по сценарию побега с места инцидента. Каждый из участников должен предоставить свой экземпляр протокола с пакетом документации в страховую фирму. Если водитель уехал с места ДТП после оформления протокола, речь о том, какое наказание предусмотрено, не идёт, так как ситуация не будет рассматриваться как побег правоохранительными органами.


Оперативность поиска сбежавших правонарушителей

Несмотря на стресс и панику, водителю, который стал участником дорожно-транспортного происшествия, важно взять себя в руки и корректно решить проблему. Побег – это самый неэффективный и нерациональный метод решения вопроса, так как современные технологии позволяют найти сбежавшего в короткий промежуток времени, при этом беглецу придётся отвечать не только за участие в аварийной ситуации, но и за оставление места ДТП. Зачастую беглеца с места аварии, случившейся в людных пунктах и больших городах, определяют оперативно, иногда сбежавший даже не успевает доехать домой, как ему предъявляют обвинение. Способствуют этому камеры видеофиксации, видеорегистраторы в машинах очевидцев, а также показания свидетелей. Усовершенствованные базы ГИБДД в электронной форме позволяют вычислить данные нарушителя за несколько секунд, после введения конкретной информации. Побег с места происшествия только усугубит ситуацию, станет отягощающим фактором при вынесении приговора, предусматривает наказание не только в виде штрафа, но и в применении более жёстких мер, вплоть до лишения права вождения на определённый срок или ограничение свободы. Прежде чем убегать, взвесьте плюсы и минусы, так как избежать обязательств путём побега в нынешнее время очень маловероятно.

Законодательный регламент не имеет официального понятия «неумышленное» или «непреднамеренное» оставление места ДТП, потому аргументировать побег не как результат умысла сбежать, а как следствие того, что водитель не заметил аварийной ситуации, будет сложно. Зачастую смягчают наказание, позволяют его трактовать как «неумышленное» следующие факты:

  1. Отсутствие серьёзных повреждений транспортных средств, а, соответственно, и погибших или пострадавших.
  2. Доказательства несоответствующей видимости на дорогах.
  3. Аргументы, подтверждающие факт повышенной шумности, которая не позволила автовладельцу расслышать звук соприкосновения с другим авто.

Избежать полностью в таких ситуациях наказания невозможно, так как факт аварийного инцидента предусматривает ответственность, независимо от умышленности или непреднамеренности оставить локализацию ДТП. Если удастся доказать неумышленность побега – это может помочь снизить наказание до минимального штрафа, предусмотренного административным кодексом. При инцидентах, которые дополняются серьёзными повреждениями транспорта, наличием пострадавших или погибших, доказать факт непреднамеренности невозможно. Облегчить участь скрывшегося с места происшествия сможет только явка с повинной и помощь следствию.


Возможно ли и как уклониться от ответственности

Сбегать с места ДТП – неэтично и нерационально, однако, если место происшествия уже покинуто, и вернуть ничего нельзя, стоит задуматься над тем, как решить возникшую проблему. Расскажем о законных и не очень манипуляциях, позволяющих ответить на вопрос, как избежать наказания за оставление места ДТП. Первый, и самый рациональный, метод избежать за побег ответственности, если водитель опомнился после стресса в короткий промежуток времени – возвратиться на место прецедента. Если удастся это сделать до приезда ГИБДД, тогда вопрос решается исчерпанным, автовладельцу не будет инкриминироваться побег. Если после ДТП прошло уже немало времени, можно попытаться прийти к согласию со вторым участником аварии. Сделать это желательно до назначенной даты явления в отдел ГИБДД. При урегулировании вопроса потерпевший сможет отозвать заявление, что повлечёт за собой закрытие дела.

Бывают инциденты, когда сбежавшему после ДТП не удаётся договориться со вторым участником аварии, в силу его принципиальности или других причин, тогда можно попытаться доказать в суде неумышленность своих действий или незначительность нанесённого ущерба. Исход судебной тяжбы зависит от грамотности и убедительности аргументации инцидента, потому для достижения эффективного результата стоит обратиться к квалифицированному юристу или воспользоваться услугами адвоката. Самый неэтичный, однако, работающий метод избежать ответственности за несанкционированное удаление с места аварии – «спрятаться» от правоохранительных органов до истечения трёхмесячного срока, после чего дело будет закрыто.

Все эти методы актуальны только в тех ситуациях, когда авария относится к категории несерьёзных, не имеет критичных последствий. Если в ДТП пострадали люди, тогда есть возможность только уменьшить серьёзность наказания, путём содействия правоохранительным органам, помощью потерпевшим.

Подведём итоги

Знание ПДД, ответственность и внушительный стаж вождения – это ещё не панацея от ДТП. Участником происшествия может стать любой водитель, при этом выступать как потерпевшим, так и виновником аварии. В таких случаях важно сконцентрироваться на проблеме, вернуть самообладание, не принимать опрометчивых решений, и не сбегать, чтобы ещё больше не усугубить положение. Побег с места происшествия – это худший вариант решения проблемы: он иногда позволяет избежать наказания на законодательном уровне, однако, навсегда остаётся в подсознании, предусматривает моральную ответственность перед совестью.