Порядок мониторинга закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
С 2020 года реализуется мониторинг закупок в рамках 44-ФЗ, также утвержден алгоритм его проведения. Разберемся, что это такое, кто его проводит и каковы результаты осуществления мониторинга.
Закон о контрактной системе в сфере закупок предусматривает не только планирование и осуществление тендеров различными способами, но и схему оценки обоснованности тех или иных торгов путем проведения такой процедуры, как мониторинг госзакупок.
Мониторинг закупок представляет собой надзор в области торгов, который включает сбор, обобщение, систематизацию, а также оценку сведений об осуществлении торгов, в том числе выполнении планов и планов-графиков тендеров. Такого рода оценка проводится уполномоченным на это органом власти, а именно Министерством финансов. Сбор указанных сведений осуществляется на ЕИС. На уровне субъекта и муниципального образования на основании изданных актов может проводиться мониторинг тендеров и закупок, проведенных в этом регионе или муниципалитете.
Цели оценки
Мониторинг закупок осуществляется в целях:
- оценки уровня достижения целей, обозначенных в соответствии со ст. 13 ФЗ № 44 . Напомним, речь идет о реализации мероприятий, которые закреплены в государственных программах, исполнении международных обязательств, исполнении функций и полномочий государственных органов власти;
- анализа обоснованности торгов в соответствии с требованиями статьи 18 44-ФЗ. При составлении и размещении планов-графиков, например, обоснованию подлежат начальная максимальная цена контракта, способ определения поставщика, а также дополнительные, предъявляемые к нему требования;
- установления эффективности обеспечения нужд государства и муниципалитета.
Необходимо отметить, что еще одной из целей мониторинга закупок является совершенствование законодательства в сфере осуществления торгов.
Результат проведения
Результаты процедуры оформляются в виде документа — сводного аналитического отчета. Такой документ представляется Минфином в Правительство ежегодно не позднее 30 апреля, однако формируется он за каждый квартал и размещается в ЕИС.
Информация для отчета также черпается из ЕИС: оценке подлежат реализация планов и планов-графиков, ведение реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков, наличие жалоб (плановых и внеплановых проверок), банковские гарантии, а также результаты проведенного контроля в рамках статьи 99 44-ФЗ.
Требования к сводному аналитическому отчету
Итак, мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ предполагает формирование отчета. Сведения, которые в нем содержатся, систематизируют информацию:
- об осуществлении закупок, сумме всех максимальных цен, в том числе о централизованных закупках;
- о числе процедур, которые состоялись и не состоялись;
- об общей стоимости всех сделок;
- о выполнении обязательств по контрактам, в том числе об оплате и ответственности за нарушения;
- о ведении РНП;
- о ведении реестра жалоб, проверок как планового так и внепланового характера;
- о количестве банковских гарантий и общей сумме денег, которая указана в них;
- об итогах контроля;
- о функционировании ЕИС.
Порядок подготовки документа можно определить как сбор, обобщение, систематизацию и оценку, разработку проекта структуры такого аналитического отчета, согласование ее с ФАС и иными заинтересованными ведомствами, разработку проекта и его согласование, и завершающий этап — предоставление в Правительство на рассмотрение.
Создание функционирующей в настоящее время системы государственных и муниципальных закупок главной целью имело обязательное превращение этой системы в максимально прозрачную систему. Именно для этих целей осуществляется проведение всестороннего мониторинга при осуществлении государственных закупок.
Мониторинг в сфере – это специальное исследование, которое носит систематический характер и направлено на то, чтобы установить правильность реализации основных принципов сформированного законодательства, направленного на совершенствование контрактной системы, функционирующей на территории Российской Федерации.
Проведение мониторинга необходимо для того, чтобы в полном объеме составлять картину по итогам всех реализованных мероприятий наблюдения, которые предназначены для получения итоговой картины реализации правил и принципов государственных и муниципальных закупок, сформулированных в действующем законодательстве.
Основное регулирование проводимого процесса мониторинга осуществляется на основании положений статьи 97 Федерального закона «О контрактной системе». Именно эта статья формирует основные цели, для которых и проводятся мероприятия, предусмотренные такими комплексными аналитическими действиями.
В соответствии с положениями действующего законодательства, в частности, на основании Постановления Правительства Российской Федерации №728, принятого 26 августа 2013 года, проведение мониторинга всей ситуации, которая складывается в сфере государственных и муниципальных закупок, полностью ложится на плечи Министерства экономического развития Российской Федерации.
При проведении мониторинга производится проверка того, каким образом осуществляются закупки, начиная от составления планов-графиков и планов закупок и до момента их полной реализации путем проведения всех необходимых закупочных мероприятий.
Для того чтобы результаты проводимых мероприятий могли считаться объективными и отражающими реальную картину, мониторинг должен осуществляться следующим образом:
- на первом этапе проведения мониторинга необходимо сформировать план предстоящих действий для того, чтобы максимально полно охватить все показатели, которые должны быть проанализированы в ходе формирования результатов конкретного исследования;
- на основании предоставленных ранее отчетов от государственных и муниципальных , а также приравненных к ним , проводится формирование единой базы для проведения исследования;
- в качестве базы для проводимого исследования берутся сведения, сформулированные за год , предшествующий году проведения мониторинга;
- анализ всех взятых за основу исследований проводится уполномоченными сотрудниками того подразделения Минэкономразвития , на которое возложены непосредственные обязанности в части контроля за реализацией действующего законодательства в сфере закупок;
- итоговый сводный отчет , составленный на основании результатов мониторинга, должен быть подготовлен и представлен для ознакомления руководителем подразделения до 30 апреля года, который следует за отчетным.
Так как подготовка итогового сводного отчета происходит на основании сведений, полученных за год, в его основу ложатся не только все показатели, полученные в течение года, но и сформированные ежеквартальные отчеты по итогам промежуточного мониторинга.
Все необходимые показатели для проведения мониторинга уполномоченные сотрудники берут из как в виде самостоятельных данных, так и в виде итоговых сводных отчетов.
Цели проводимых проверок
Проведение проверки в рамках осуществления мониторинга в сфере закупок направлено на достижение определенных целей, а именно:
- оценка того, в какой степени были достигнуты цели осуществления закупок, которые законодатель сформировал в статье 13 Федерального закона «О контрактной системе» (в части достижения целей, которые были поставлены перед конкретными закупочными мероприятиями и сформированной контрактной системой в целом, в части исполнения существующих , которые взяла на себя Российская Федерация, в том числе в лице различных органов власти на существующих уровнях, а также в части выполнения предусмотренных законом функций, установленных для государственных , и для реализации тех полномочий, которыми такие органы наделены);
- оценка того, каким образом реализуются принципы обоснованности проводимых закупочных мероприятий , предусмотренных статьей 18 указанного Федерального закона;
- осуществление мероприятий, которые направлены на совершенствование действующего в сфере закупок , независимо от того, на каком уровне приняты те или иные нормативные акты, осуществляющие регуляцию существующей контрактной системы в рамках Российской Федерации.
То, насколько достигнуты сформулированные в части 3 статьи 97 Федерального закона №44-ФЗ цели, можно проследить на основании данных, которые представлены в итоговом сводном отчете, так как его составление должно полностью реализовывать указанные цели в содержании такого отчета.
Итоговый сводный отчет по результатам мониторинга
Все результаты проведенного мониторинга в части реализации государственным или муниципальным заказчиком или приравненными к ним юридическими лицами должны быть сформулированы в специальном документе – итоговом сводном отчете. Этот документ готовится для того, чтобы отразить информацию о следующих параметрах существования контрактной системы в сфере закупок:
- каким образом развивается в сфере закупок , а также на какие именно ее разделы следует обратить особое внимание, в том числе при проведении различного рода мероприятий, направленных на изменение действующих норм права в сфере госзакупок для их усовершенствования;
- каким образом ведут себя заказчики , в том числе в части планирования закупок; размещения о проведении закупочных процедур; каким образом осуществляется анализ информации о ; о всех контрактах, в том числе которые были подписаны по итогам таких несостоявшихся процедур; анализ количества и качества проведенных электронных закупочных процедур; а также о том, каков объем закупок у различных категорий исполнителей по заключенным контрактам; а также о применении различных и методов предоставления преференций различным исполнителям заключенных контрактов;
- общий вид и порядок поведения по заключенным, или контрактам;
- получение информации об использовании существующих информационных ресурсов для формирования максимально прозрачной системы госзакупок;
- какие меры должны быть приняты в части совершенствования действующего законодательства для максимального достижения целей создания и постоянного изменения созданной контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок.
В том случае, если результаты мониторинга относительно конкретного государственного или муниципального заказчика оказались неудовлетворительными, может быть проведена аудиторская проверка.
Случаи проведения аудита по итогам мониторинга
В части государственных закупок проведение – явление относительно новое, однако его проведение является обязательным в некоторых случаях, а именно:
- если у органов, проводивших мониторинг осуществления госзакупок, возникли сомнения в том, что реализованные мероприятия не противоречат законодательным нормам , которые осуществляют собственно регулирование сферы госзакупок;
- возникли сомнения о том, насколько правильно ведется бухучет в рамках реализации принципов существования контрактной системы;
- предоставленные отчеты не отражают полной информации , либо представленная в них информация не дает возможности удостовериться в том, что никаких в сфере госзакупок конкретным заказчиком совершено не было;
- существующие договорные отношения, в том числе возникшие по результатам заключения специальных контрактов, оформлены ненадлежащим образом ;
- возникают сомнения о том, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы , в том числе предоставленные из различных уровней бюджета для финансирования деятельности проверяемого государственного или муниципального заказчика.
Все полученные результаты аудиторской проверки оформляются в специальном отчете, который ложится в основу мероприятий, направленных на устранение всех выявленных нарушений.
Мониторинг в сфере госзакупок – это мероприятие, которое направлено на то, чтобы проанализировать, каким образом ведут себя заказчики и исполнители для достижения главных целей создания существующей контрактной системы, а именно: обеспечения прозрачности осуществляемых государственных и муниципальных закупок, а также создания возможности для свободной конкуренции между потенциальными исполнителями в части осуществления таких закупок. Если по результатам мониторинга по каким-то причинам были выявлены различные нарушения в части осуществления государственных закупок, то контролирующие органы вправе инициировать аудиторскую проверку, по результатам которой формируется отчет, направленный на устранение выявленных нарушений у конкретного заказчика.
Как и кем осуществляется мониторинг в сфере закупок, что оценивается, кто и какую информацию должен представлять в орган мониторинга закупок - об этом в нашей статье.
Что это такое
Мониторинг закупок – это постоянные наблюдения за деятельностью закупающих организаций, которое реализуются путем сборов, обобщения, систематизации полученных данных и оценки этой информации (в том числе за реализацией планов-графиков и планов закупок). Мониторинг закупок осуществляется в целях:
- оценки уровня достижения целей, указанных в статье 13 44-ФЗ;
- оценки того, насколько обоснованы закупки;
- изменения (в лучшую сторону) законодательства РФ и других правовых актов в сфере закупок.
Отметим, что ч.2 ст.97 (цели закупок), равно как и статья 13 утрачивают силу с 01.10.2019 года. Мониторинг проводится по данным, размещенным в ЕИС.
Какое ведомство готовит отчеты о мониторинге закупок
Постановление Правительства №728 от 26.08.2013 года назначает Минфин РФ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы. В его обязанности входит публикация ежеквартального отчета о результатах мониторинга закупок. Размещается он в ЕИС (пп №1193 от 03.11 2015 года) не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, кроме четвертого (до 01 марта следующего года).
Также для удобства отчет размещают на сайте Министерства финансов в течение месяца с момента окончания анализируемого периода. В отчете представлена информация по трем уровням заказчика (федералы, субъекты и муниципалы). Отчет, помимо прочего, содержит данные о планировании и осуществлении закупок, о результатах контроля. Заказчики в отчете структурированы. Мы можем видеть закупки в разрезе отраслей, в форме сравнения с предыдущими кварталами. Также размещению в ЕИС подлежит сводный отчет по итогам года. Он публикуется до 30 апреля года, следующего за отчетным, и содержит информацию об оценке эффективности закупок.
Заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны закупать часть товаров, работ и услуг у малого и среднего бизнеса. Уполномоченные органы проверяют, как организации исполняют требование. В рамках проверки оценивают проекты планов закупки, проводят мониторинг планов в ЕИС. Контролеры проверяют заказчиков из перечней, которые утвердило Правительство. Как действовать, если попали в такой перечень, читайте в статье.
Надзорным органом в сфере закупок является ФАС.
Кто и как проводит мониторинг
Счетная палата ведет свою деятельность на федеральном уровне, региональные и местные палаты регламентируются местными правовыми документами. Сроки проведения аудита определяются заранее и вносятся в соответствующие планы проверок. В них указывается наименование организации, адрес, цель, дата и сроки проверки, наименование органа, проводящего проверку. Плановые проверки не могут проводиться чаще одного раза в три года (кроме юр.лиц и ИП, работающих в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере и тд. Для них периодичность проверок устанавливается Правительством РФ). Если контрольный орган хочет организовать внеплановую проверку, то за согласованием на это мероприятия нужно будет обратиться в прокуратуру.
При проведении проверки выделяют три основных этапа:
- Предпроверочный (подготовительный) этап. В ходе его происходит сбор, систематизация и ознакомление с закупочной деятельностью проверяемого учреждения.
- Проверочный (основной) этап, на котором проверяются все закупочные материалы. Также проверяется, насколько эффективно и целесообразно были проведены закупки, соответствуют ли они профилю организации, не завышены ли цены, верные ли выбраны источники финансирования, не было ли допущено нецелевого использования средств.
- Постпроверочный (заключительный) этап. На этом этапе делаются выводы о результатах деятельности организации, а также начинается подготовка отчета с выводами, правками и рекомендациями аудиторской организации.
В ходе проверки от заказчика могут потребовать различные дополнительные материалы, такие, как планы-графики, обоснование НМЦК и тд. Но существуют рекомендации к проверяющим органам на тему того, чтобы они не требовали документы, находящиеся в свободном доступе, и вы можно попробовать на это сослаться.
о количестве и результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных в отношении субъектов контроля, определенных Федеральным законом ;
о количестве выданных предписаний об устранении заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением, специализированной организацией, оператором электронной площадки или комиссией по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
д) о ведении реестра банковских гарантий, в том числе:
о количестве банковских гарантий, включенных в указанный реестр, и общей денежной сумме, указанной в банковских гарантиях;
о количестве и общей сумме банковских гарантий, не принятых заказчиками, с разбивкой по установленным в соответствии с Федеральным законом причинам отказа заказчиков в принятии банковской гарантии;
о количестве банковских гарантий, возвращенных заказчиками банкам, и о количестве уведомлений, направляемых заказчиком банку, об освобождении от обязательств по банковской гарантии с указанием общих денежных сумм таких возвращенных банковских гарантий либо банковских гарантий, по которым направлены указанные уведомления;
е) о результатах осуществления контроля в соответствии с частями 5 и 6 статьи 99 Федерального закона, в том числе о количестве случаев выявления несоответствия контролируемой информации, размещаемой в единой информационной системе.
7. В пределах полномочий, установленных Федеральным законом , в орган, обеспечивающий мониторинг, представляют информацию:
а) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе:
о количестве и сумме закупок, информация о которых не размещена в единой информационной системе, в том числе с разбивкой по источникам финансирования;
о ведении закрытого реестра банковских гарантий, в том числе о количестве банковских гарантий, включенных в указанный реестр, и общей денежной сумме, указанной в банковских гарантиях;
о функционировании единой информационной системы.
б) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, в том числе:
о количестве поступивших обращений о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, в реестр недобросовестных поставщиков и результатах их рассмотрения;
о количестве рассмотренных обращений о согласовании закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и результатах рассмотрения таких обращений с разбивкой по источникам финансирования;
о количестве поступивших, рассмотренных и согласованных обращений заказчиков о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Федеральным законом .
8. Информация, указанная в пункте 7 настоящих Правил, представляется в орган, обеспечивающий мониторинг, ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Требования
к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2015 г. N 1193)
С изменениями и дополнениями от:
1. Сводный аналитический отчет, формируемый по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом
2. Сводный аналитический отчет подготавливается по итогам календарного года (далее - отчетный год) посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов-графиков, в соответствии с Правилами осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1193 "О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Сводный аналитический отчет представляется в Правительство Российской Федерации, а также размещается в единой информационной системе до 30 мая года, следующего за отчетным годом.
Популярное
- Хранение красной икры в домашних условиях
- К чему снится чёрный ворон и нужно ли этого бояться?
- Сегментарная отчетность организации
- Физиология цветоощущения
- Левитин Игорь Евгеньевич
- Что значит имя мария для девочки
- К чему снится купать ребенка в ванной — толкование сна по сонникам
- Сонник. БЫК – все толкования. К чему снится бык? Что значит видеть во сне быка
- «Тайный код Кёнигсберга» Андрей Пржездомский
- Евгений Щепетнов Охотник