Составление кластера. Применение метода кластер Кластер как метод критического мышления

Научное познание

Бинарный урок по обществознанию и физике на основе применения технологий РКМ (развития критического мышления) и научно- исследовательской деятельности.

Цели:

Познавательные цели: учащиеся должны определить особенности научного познания; с помощью физических экспериментов и теоретического материала усвоить методы научного познания.

Воспитательные цели: формирование духа толерантности, умения работать в группе на основе соответствующих правил (обозначенных в памятках).

Развивающие цели: развитие критического мышления; формирование исследовательских навыков через осуществление научно-практической деятельности; развитие умений графически оформлять материал, обобщать полученные знания.

Оборудование: Физические приборы для исследовательской деятельности, четыре листа ватмана (по количеству групп), фломастеры, памятки «Правила и принципы успешной работы в команде», «Алгоритм исследовательской деятельности», тексты «Методы научного познания», листы с кластером «Методы научного познания».

Ход урока

Класс делится на группы (4-5 чел.), которые будут работать в течение всего урока.

Группы знакомятся с памяткой «Правила и принципы успешной работы в группе» (Приложение 1).

I этап. Повторение ранее изученного материала .

На прошлом уроке была проведена лекция, в ходе которой был структурирован весь материал по теме «Познание как деятельность». Был составлен опорный конспект. Учащимся было дано задание, выучить конспект урока, который был представлен в виде денотатного графа. На обратной стороне доски до урока написать опорный конспект.

Группы получают задания.

Задания 1-ой группе:

Задание 1.

Познание, представление, чувственное, ощущение, этапы, восприятие, вкус, слух, вид познания, зрение, осязание, обоняние, один, является, включает, делится.

Задание 2.

Задания 2-ой группе

Задание 1. Соберите предложение, которое рассыпалось на следующие слова (приставки можно подставить):

Мыслительные операции, понятие, анализ, суждение, синтез, сравнение, умозаключение, абстрагирование, познание, обобщение, вид познания, рациональное, этапы познания, состоит, включает

Задание 2. Структурируйте этот материал в виде кластера (кластер – это «гроздь», и представляет из себя графический текст).

Задания 3-ей группе.

Задание 1. Соберите предложение, которое рассыпалось на следующие слова (приставки можно подставить):

Критерии истины, Абсолютная, относительная, соглашение ученых, субъективная, практика, критерии, истина, объективная, разум, знание, соответствующее самому предмету, бывает, являются.

Задание 2. Структурируйте этот материал в виде кластера (кластер – это «гроздь», и представляет из себя графический текст).

Задания 4-ой группе.

Задание 1. Соберите предложение, которое рассыпалось на следующие слова (приставки можно подставить):

Народная мудрость и здравый смысл, пути познания, ненаучное познание, паранаука, жизненная практика, мифология, социальное познание, научное познание, самопознание, относится, являются.

Задание 2. Структурируйте этот материал в виде кластера (кластер – это «гроздь», и представляет из себя графический текст).

Проверка заданий с помощью опорного конспекта.

II этап. «Стадия вызова»

Все уроки по теме «Познание как деятельность» с сегодняшнего урока будут рассматривать основные пути познания.

Я предлагаю вам сравнить несколько утверждений и выбрать из них то, что относится к научному познанию и определить, почему вы так считаете, т.е. определить суждение и доказательство.

    У каждого человека есть своя аура.

    Каждый человек стремится к материальному достатку.

    У каждого человека есть свой ангел-хранитель.

    Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей наследственности.

Итак, сегодня мы будем изучать научное познание и цель нашего урока будет следующей: узнать особенности научного познания , т.е. то, что отличает его от других путей познания.

В тетради записывается эта проблема. Учащиеся получают задание: в ходе урока выявить эти особенности, а дома: написать рассказ на эту тему .

По ходу урока можно уже записать первую особенность: наука имеет дело только с реальными, уже установленными фактами.

III этап. «Осмысление»

В научном познании существуют особые методы познания.

Задания группам:

Задание 1. Прочтите текст «Методы научного познания» (Приложение 2 ). Используйте метод «Заметка на полях»

Мне это известно

Новое, неизвестное

Не понятно

Хочу знать больше

Задание 2. Заполните кластер: Формы и методы научного познания(Приложение 3).

Проверка выполнения задания: Одна из групп выполняет задание на доске.Остальные комментируют выполнение задания этой группой.

Мы с вами говорили, что целью любого знания является установление истины в данной сфере знаний. Одним из критериев истинности знаний является договор ученых.

Вопрос к классу. О чем же ученые могли договориться в научном познании? Ведь здесь же прослеживается субъективизм, а мы с вами говорили, что истина должна быть как можно более объективной?

Вывод : ученые договорились о многом и, в частности, о том, как должен идти процесс познания, т. е. вывели алгоритм исследовательской деятельности (Приложение 4).

Чтение вслух (можно на доске написать). Проследить связь с прошедшим материалом: структурой деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность . Работает учитель физики Илюшина Нина Ивановна.

Задание 1. Даются задания с использованием физических знаний и методов научного исследования

Групп № 1

В 18 веке в Петербурге был построен памятник Петру I из 20-тонной монолитной скалы. Эту скалу нашли далеко от города. Предложите варианты перемещения скалы в то время. Докажите физическими расчетами, что это возможно.

В этом вам могут помочь следующие приборы: динамометр, два карандаша, вода.

Группа № 2

Любуясь египетскими пирамидами, люди не перестают удивляться: как в то время можно было поднять огромные глыбы камня на такую высоту?

Используйте для этого эксперимента следующие приборы: динамометр, наклонная плоскость, блок. Желаем удачи!

Группа № 3

Используйте мензурку и справочник.

Группа № 4

Предложите варианты нахождения массы тела, имеющего неправильную форму.

Используйте цилиндр правильной формы и справочник.

Задание 2. Оформить результаты научно-исследовательской деятельности. Учащиеся с помощью алгоритма исследовательской деятельности оформляют свою работу на специальных листах.

Представление работ.

IV этап. Рефлексия.

Что вы можете записать к вопросу об особенностях научного познания на основании вашей исследовательской работы?

1. Что из того, что вы узнали на уроке, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения, или, с чем вы были не согласны?
4. Давайте зададим «тонкие» и «толстые» вопросы и постараемся на них ответить.

Дома : написать рассказ «Особенности научного познания» (записи, §10)

Приложения

Приложение 1. ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В КОМАНДЕ.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды

В команде нет лидеров. Все члены команды равны

Правила и принципы успешной работы в команде

Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело Не должно быть «спящих» партнеров

Команды не соревнуются

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом

Приложение 2.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Работа с помощью метода «Заметка на полях».

Задание: Прочтите текст, используя метод «Заметка на полях»

Мне это известно

Новое, неизвестное

Не понятно

Хочу знать больше

Процесс научного познания в самом общем виде представ­ляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых прие­мов (методов), позволяющих перейти от того, что уже извест­но, к новому знанию. Такая система приемов обычно и назы­вается методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.

Каждая наука использует различные методы, которые за­висят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно незави­симы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их ро­ли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочета­ние методов и их структура. Благодаря этому возникают осо­бые формы (стороны) научного познания, важнейшими из ко­торых являются эмпирическая, теоретическая и производст­венно-техническая . Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их пер­вичная систематизация). Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщени­ем, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открыти­ем новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функ­ция науки.

Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, проклады­вая путь развитию техники, но это уже выходит за рамки собст­венно научных методов, так как носит прикладной характер. Средства и методы познания соответствуют рассмотренной выше структуре науки, элементы которой одновременно явля­ются и ступенями развития научного знания. Так, эмпириче­ское, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устро­йств, в том числе вычислительных приборов, измерительных установок и инструментов), с помощью которой устанавлива­ются новые факты. Теоретическое исследование предполагает работу ученых, направленную на объяснение фактов (пред­положительное - с помощью гипотез , проверенное и доказан­ное - с помощью теорий и законов науки ), на образование по­нятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе осуществляет проверку познанного на практике.

В основе методов естествознания лежит единство его эмпи­рической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обу­словливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым. Методы естествознания могут быть подразделены на сле­дующие группы:

1. Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к кон­кретному, единства логического и исторического. Это, скорее, общефилософские методы познания.

2. Особенные методы касаются лишь одной стороны изу­чаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных мето­дов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и экс­перимент . В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное значение, поэтому в рамках нашего курса необходимо более подробно рассмотреть их сущность. Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс вос­приятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Исторически метод наблюдения развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланирован­ному образцу. Наблюдение как метод познания действительности приме­няется либо там, где невозможен или очень затруднен экспе­римент (в астрономии, вулканологии, гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное функциониро­вание или поведение объекта (в этологии, социальной психо­логии и т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых концепций.

Ча­стными случаями метода наблюдения являются измерение и сравнение. Эксперимент - метод познания, при помощи которого яв­ления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмеша­тельством в исследуемый объект, то есть активностью по от­ношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ог­раничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непо­средственного воздействия на изучаемый процесс или измене­ния условий, в которых проходит этот процесс. Специфика эксперимента состоит также в том, что в обыч­ных условиях процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и управлению. Поэтому воз­никает задача организации такого исследования, при кото­ром можно было бы проследить ход процесса в «чистом» ви­де. В этих целях в эксперименте отделяют существенные фак­торы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глу­бокому пониманию явлений и создает возможность контро­лировать немногие существенные для данного процесса фак­торы и величины. Развитие естествознания выдвигает проблему строгости наблюдения и эксперимента. Дело в том, что они нуждаются в специальных инструментах и приборах, которые последнее время становятся настолько сложными, что сами начинают оказывать влияние на объект наблюдения и эксперимента, чего по условиям быть не должно. Это, прежде всего, относится к исследованиям в области физики микромира (квантовой меха­нике, квантовой электродинамике и т.д.).

Аналогия - метод познания, при котором происходит пере­нос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо од­ного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предме­тов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете. Применение метода аналогии в научном познании требует определенной осторожности. Здесь чрезвычайно важно четко выявить условия, при которых он работает наиболее эффек­тивно. Однако в тех случаях, когда можно разработать систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип, результаты и выводы по методу аналогии приобре­тают доказательную силу.

Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Появ­ление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмеша­тельства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на дру­гой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моде­лью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание.

Приложение 3.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

(кластер)

Формы (стороны)

научного познания

обобщение

объяснение

Создание теорий

Создание материальных объектов

Сбор фактов

особенные

общие

Методы познания

средства

средства

Объяснение фактов

Регистрация фактов

средства

Приложение 4.

АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

    Тема - это определение сути. Для того, чтобы сформулировать тему, необходимо, прежде всего, выявить проблему, определить объект и предмет исследования.

    Проблема - это постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено. Проблемы (пример) обычно заключаются в выявлении новых или неизвестных лиц, родственников, фактов их биографий, создании (восстановлении) родословной своей или другого человека и т.п.

    Объектом исследования является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

    Предмет исследования находится в границах объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения. Предметом исследования могут быть изучение судьбы реального лица, конкретная родословная, генеалогическое древо рода.

    Цель исследования - это его конечный результат, решение научной проблемы, к чему в итоге следует прийти.

    Формулировка задач исследования необходима для конкретизации цели исследования. Задачи могут быть направлены на анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработку, оценку отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы

    Методы исследования - это способы, приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Они заключаются в возможности применения старого знания для получения нового знания.

Педагогические технологии на уроках биологии

«Чтение и письмо для развития критического мышления»

Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Способность мыслить критически, развитые интеллектуальные качества помогают адаптироваться в новой среде, обрести независимость, проявлять активность в познании окружающего мира. На основе этой технологии можно обучить школьников добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.

На основании вышесказанного базовая модель урока, основанная на использовании данной технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия. Эти стадии могут составлять весь урок или его отдельные части.

Используемые приемы : мозговой штурм, кластер (пучок, созвездие), карты познания, перепутанные логические цепочки.

Осмысление. Эта стадия начинается вместе с подачей новой информации. На этой стадии происходит соприкосновение учащихся с новыми знаниями, понятиями, идеями. Новая информация может быть представлена в виде текста, лекции учителя, видеофильма. Здесь происходит соотнесение новой информации с той, которой ранее располагали учащиеся, т.е. новых знаний с уже имеющимися. Во время этой фазы урока учащиеся работают самостоятельно. Задачей учителя является поддержание активности учащихся, которая была достигнута на стадии вызова.

Используемые приемы : изучение текста или его отдельных частей, просмотр видеофильма, прослушивание лекции учителя, прослушивание аудиозаписи.

Рефлексия. Целью этой стадии является закрепление полученных знаний, усвоение новой информации, формирование собственного нового знания, включение в систему знаний новых понятий, а также постановка новых вопросов и поиск ответов на них, что может послужить основой для стадии вызова к следующему уроку.

Используемые приемы : составление схемы, таблицы, обсуждение, дискуссия, краткое сочинение, кластер, карты познания, разработка мини-проекта, взаимоопрос и контроль, рисунок и др.

Познакомимся подробнее с некоторыми из приемов, которые могут быть использованы на различных стадиях урока.

Таблица. Приемы, используемые на разных стадиях урока

Стадии

Используемые приемы

Карта познания, кластер, краткое эссе, мозговой штурм, составление списка известной информации, перепутанные логические цепочки, комментарии цитат, игра «верю – не верю», определение терминов

Осмысление

Чтение с остановками и пометками, «Зигзаги I и II», чтение и суммирование в парах, интерактивная лекция, подготовка дискуссии (перекрестной, в форме диалога), лекция-конспект, лекция-вопрос, заполнение таблиц «Знаю. Узнал. Хочу узнать больше» и «Знаю. Исправляю. Дополняю», опорный конспект (в виде схемы, тезисов, рисунка), карта познания, кластер, поиск ответов на поставленные вопросы на стадии вызова (уточнение списка известной информации, исправление перепутанных логических цепочек, определение терминов, проверка утверждений)

Рефлексия

Синквейн, кластер, карта познания, эссе, заполнение третьей колонки таблиц «Знаю. Узнал. Хочу узнать больше» и «Знаю. Исправляю. Дополняю», поиск дискуссионного вопроса, проведение дискуссии, взаимоопрос и взаимопроверка, разработка мини-проекта, групповое и коллективное обсуждение, оценка работы на уроке

Карта познания

Это наглядно-графический способ обобщения знаний. Каждая карта упорядочена, индивидуальна и рациональна. Она развивает способность анализировать понятия или явления, находить между ними взаимосвязь, помогает увидеть картину в целом. В карте могут использоваться знаки, символы, рисунки, различные цвета, что способствует развитию творчества у школьников. Составлять карты интересно и увлекательно.

Правила составления карты познания

Ключевое понятие помещается в центр листа. От него отходят ветви первого порядка, на которых помещаются слова, словосочетания, образы, факты, связанные с ключевым понятием или темой. Каждое понятие обозначается не более чем 3 словами.

От этих линий отходят линии второго порядка, на которых помещаются понятия, уточняющие первоначальные, и т.д.

Линии изображаются изогнутыми, а не прямыми. Если существует связь между явлениями или понятиями, линии могут соединяться. При составлении карты необходимо использовать меньше слов, больше цвета, символов и рисунков.

В результате такой работы создается наглядная структура, графически отображающая работу мысли учащихся по теме обсуждения, что позволяет выйти на новые знания, обобщить и систематизировать информацию.

Мозговой штурм

Применяется для генерирования идей в свободной, раскованной атмосфере урока. Он позволяет за короткий промежуток времени, используя интеллектуальный потенциал каждого ученика, решить поставленную задачу. К данному приему прибегают для коллективного поиска решения проблемы, генерирования большого количества идей, вовлечения в работу как можно большего числа школьников.

В ходе работы учителю следует записывать всё, что предлагается детьми. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо без нумерации – по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций.

Если возникает необходимость прояснить суть какой-либо идеи, можно дать возможность ее автору высказаться после завершения мозгового штурма.

Роль учителя состоит в том, чтобы «погрузить» учащихся в проблему, объединить их в процессе коллективной деятельности. Для поддержания динамизма работа в режиме мозгового штурма не должна продолжаться более 10 мин. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Синквейн

Этот прием используется чаще всего на стадии рефлексии, когда учащиеся закрепляют полученные знания, описывают какое-либо понятие или явление. При этом использование синквейна может придать этому процессу творческий, занимательный характер.

Синквейн – это стихотворная форма из пяти строк. Представляет собой краткую, сжатую характеристику предмета, позволяющую ученику обобщить и синтезировать информацию, развить творческие способности, а учителю выяснить, насколько у учащихся сформировалось представление о теме обсуждения, оценить понятийный багаж.

На составление синквейна не требуется много времени. Достаточно 5–10 мин. Возможна как индивидуальная, так и групповая или коллективная работа, когда из двух или более синквейнов создается один. Это дает возможность еще раз критически рассмотреть тему, повторить материал.

Правила написания синквейна

В первой строке одним словом, обычно существительным, задается тема обсуждения. Во второй строке приводятся два прилагательных, характеризующие тему обсуждения. В третьей строке, как правило, приводятся три глагола, связанные с темой обсуждения. Четвертая строка выражает отношение автора к теме обсуждения. Обычно это фраза, состоящая из четырех слов. Может быть использована какая-либо крылатая фраза, строчка из стихотворения или песни. В пятой строке приводится одно слово – синоним исходного, который расширяет представление о теме синквейна.

Краткое эссе

Этот прием может быть использован как в начале урока на стадии вызова (для выявления первоначальной осведомленности детей по теме обсуждения), так и в конце, чтобы дать возможность школьникам подытожить свои знания, а учителю выяснить, насколько успешно прошло изучение темы.

Учащимся предлагается написать, что они знают по теме обсуждения (на стадии вызова), либо узнали по данной теме на уроке. Можно также предложить учащимся задать те вопросы, на которые они не получили ответа. Учитель собирает работы, анализирует их и использует эту информацию при планировании дальнейших занятий.

«Чтение текста с одновременной его маркировкой (т.е. внесением пометок)»

Большая роль в технологии отводится работе как с художественными, так и с информационными текстами. Совокупность приемов направлена на развитие у учащихся навыков вдумчивого, осмысленного чтения, умения анализировать и синтезировать информацию, применять полученные знания на практике.

Учащимся предлагается система пометок:

«V » – галочкой отмечается то, что было ранее известно (т.е. «Знаю»);
«» – минусом отмечается то, что противоречит первоначальным представлениям читателя («Думал иначе»);
«+ » – знаком плюс отмечается новая информация («Узнал»);
«? » – вопросительный знак ставится, если у учащегося возникает желание узнать о чем-то более подробно («Хочу узнать»);
«! » – восклицательный знак может быть поставлен, если какую-либо информацию необходимо запомнить.

В зависимости от целей и задач урока учитель может выбирать необходимые пометки, либо вводить другие.

После прочтения текста с пометками на стадии рефлексии в процессе коллективной работы происходит обсуждение информации на основании следующих вопросов.

    Что из прочитанного вам уже было известно?

    Какая информация была новой для вас?

    Что вызвало сомнения или с чем вы не согласны?

    Что из прочитанного оказалось наиболее важным, что необходимо запомнить?

После обсуждения информации учащиеся, работая индивидуально в тетради, могут заполнить следующую таблицу.

«Чтение с остановками»

Этот прием может быть использован для работы с повествовательным текстом. Для этого текст делится на смысловые куски. Задачей учителя является найти оптимальные места для остановки. До начала чтения ученики должны пройти стадию вызова в любой форме. Но уже на основе названия текста, информации об авторе они могут получить первоначальные сведения по теме обсуждения. Затем, читая первую часть текста, они уточняют свои первоначальные представления.

Для обсуждения каждой части текста могут быть использованы вопросы, заданные по определенной системе, предложенной Б.Блумом. Эта система позволяет фиксировать усвоение учебного материала на различных уровнях.

Знание конкретного материала (терминологии, фактов, законов, определений, критериев и др.). Это простые вопросы, ответы на которые можно найти в тексте. При этом ученик запоминает и воспроизводит конкретную информацию.

Понимание материала. Ученик преобразует учебный материал из одной формы в другую. Интерпретирует, объясняет, кратко излагает.

Применение знаний. Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях, прогнозирует дальнейший ход событий.

Анализ (элементов, взаимосвязей, явлений, понятий). Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними.

Синтез. Учащиеся проявляют умение комбинировать выделенные в ходе анализа элементы с целью построения новой целостной системы. Это может быть написание сочинения, составление плана действий, решение проблемы.

Оценка. Ученик демонстрирует собственные суждения на основе имеющихся данных, эмоций и переживаний.

Типичной для критического мышления является работа с текстом с использованием следующих заданий.

    Поставить вопросы к прочитанному тексту.

    Выделить основную мысль (основной тезис) текста.

    Определить причину событий, явлений.

    Проанализировать.

    Объяснить, аргументировать собственную точку зрения.

    Провести исследование, ответить на вопросы.

Обучение в малых группах сотрудничества

Развитию коммуникативных навыков у учащихся способствуют методы обучения в малых группах сотрудничества. Добиться результата можно только при самостоятельной работе каждого ученика во взаимодействии с другими членами группы. Задача – не просто что-то сделать вместе, а познать объект или явление сообща. Нужно, чтобы каждый участник овладел необходимыми знаниями, сформировал необходимые навыки. При этом вся группа заинтересована в успехе всех участников, поскольку успех команды зависит от вклада каждого члена в отдельности. Групповая работа основывается на следующих принципах.

    Группа получает одну на всех награду в виде балльной оценки, знака отличия, похвалы и т.п. Группы не соревнуются друг с другом, поскольку команды имеют разные задачи и разное время для их выполнения.

    Индивидуальная ответственность каждого участника . Успех и неуспех всей группы зависит от удач и неудач каждого. Это заставляет всех членов команды следить за деятельностью друг друга, помогая своим товарищам.

    Равные возможности в достижении успеха . Не происходит сравнения результатов разных учеников, а сравниваются только собственные результаты с ранее достигнутыми.

Одним из вариантов обучения в сотрудничестве является технология «Зигзаг» (ажурная пила) . Для работы учащиеся объединяются в группы по 6 человек. Учебный материал разбивается на отдельные блоки. Группе предлагается для изучения свой блок. Каждый член группы изучает вопрос самостоятельно, а затем обсуждает его в группе. Далее учащиеся обмениваются информацией с членами других групп как эксперты по определенному вопросу. Затем учащиеся, изучавшие один и тот же вопрос, снова возвращаются в свои группы и обучают друг друга всему новому, что узнали сами. В процессе коллективной работы выстраивается весь текст целиком. При этом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи. Разновидностью этой технологии является «Зигзаг-2» . В этом случае все работают с одним и тем же материалом, но каждый член группы получает тему, над которой работает наиболее тщательно, и становится в ней экспертом. Затем проводятся встречи экспертов из разных групп, в результате чего происходит обмен информацией.

Дискуссионные формы работы

Использование дискуссионных форм работы способствует выработке у учащихся навыков совместной деятельности, умения слушать и слышать, способности стать на точку зрения партнера или склонить собеседника к собственной. Целью дискуссии является не решение той или иной проблемы, а, наоборот, углубление ее. Здесь не только происходит обмен мнениями, но и формирование собственной точки зрения на основе множества альтернативных точек зрения. Поэтому проблема, которая выносится на дискуссию, должна быть спорной, неоднозначной, должна содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Однако для того, чтобы принимать участие в дискуссии, учащиеся должны обладать соответствующими знаниями. Без знаний дискуссия становится беспредметной и бессодержательной. Поэтому прежде чем перейти к дискуссии, учащиеся работают с источниками информации, в которых приведены различные точки зрения по той или иной проблеме.

Правила ведения дискуссии

    Будьте открытыми и готовыми к обсуждению проблемы.

    Высказывайте свое мнение свободно и давайте возможность высказываться другим.

    Внимательно слушайте других. Стремитесь вникнуть в то, что они говорят.

    Уважайте чужое мнение. Не говорите: «Вы не правы», а только – «Я с вами не согласен».

    Споря об очевидном, вы теряете время.

    Не стремитесь любым путем одержать победу в споре. Помните: истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.

Перекрестная дискуссия позволяет увидеть и осмыслить проблему в целом. Именно перекрестная дискуссия позволяет избежать однозначной трактовки событий, явлений. Она интересна еще и тем, что позволяет учащимся овладеть приемами аргументации, научного доказательства, умения отстаивать собственную точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям.

Технология перекрестной дискуссии включает следующие этапы.

Формулировка дискуссионного вопроса. Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию, должен быть проблемным и не иметь однозначного ответа.

Формулировка аргументов «за» и «против».

Озвучивание аргументов: вначале «за», затем «против». Здесь необходимо внимательно слушать друг друга, чтобы не повторять уже сказанное.

Индивидуальная работа , во время которой пересматриваются прозвучавшие аргументы и контраргументы и каждый старается ответить на дискуссионный вопрос. Для этого можно написать краткое сочинение, используя следующую структуру.

Я принимаю во внимание мнение противоположной стороны … (далее формулируется противоположная точка зрения).

Но все-таки я считаю … (формулируется собственная точка зрения), потому, что … (излагаются наиболее весомые аргументы в пользу собственной точки зрения).

Важным этапом дискуссионной работы является осмысление каждым участником проделанной работы и оценка степени активности личности по следующим показателям

Полезная. Узнал много нового, постараюсь узнать еще больше (обращусь к другим источникам информации).
Интересная. Много думал, говорил, слушал.
Живая.
Веселая.
Скучная. (Почему?)
Трудная. (Что вызвало наибольшие трудности?)

Оценка работы группы

Наша группа справилась отлично.
Хорошо.
Посредственно. (Почему?)
Не справилась с работой. (Что помешало; что необходимо улучшить, чтобы продолжить работу вместе?)

Оценка собственной работы

Во время дискуссии инициатива была в моих руках.
Я поддерживал инициативу других, создавал благоприятную атмосферу для дискуссии.
Я был пассивен в работе, просто слушая обсуждение.
Я отказывался от работы, противопоставлял себя другим.

Ориентация на личность ребенка предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы в центре находится ученик, его познавательная, творческая деятельность. Роль учителя несколько иная, чем при традиционном обучении, и сводится к организации, координации учебного процесса, а результат обучения зависит от самих учащихся. Для того чтобы школьники могли адекватно оценивать себя, необходимо сформировать систему ценностей, включающую знания, поступки, возможности.

Этим целям соответствует «портфель ученика» , который содержит конкретные указания, какой материал и по каким параметрам необходимо отбирать. Ученик отбирает работы по одному или нескольким предметам. Каждая работа, отобранная в портфель, сопровождается краткими комментариями ученика по следующему плану.

1. Почему отобрана та или иная работа.
2. Что получилось в ней хорошо.
3. Что вызвало трудности.
4. Над чем в дальнейшем предстоит работать.
5. Согласен ли с оценкой учителя.

Портфель может отражать не только успешность обучения, но и коммуникативные, творческие успехи. Портфель включает в себя следующие компоненты.

1. Титульный лист.
2. Дату начала и конца сбора работ.
3. Краткие сведения о себе.
4. Краткую аннотацию успехов и трудностей в обучении.
5. Работы с комментариями ученика и учителя.
6. Информацию о любимой работе.
7. Анкеты учителей и родителей.

составление кластера

  • Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются разные приёмы: составление кластера , в котором наглядно видна связь ключевого слова урока с другими понятиями или явлениями.

  • Приём мозгового штурма, который активизирует внимание всех учеников.

  • На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели познавательной деятельности на данном уроке.


  • Даёт возможность познакомиться с новой информацией , идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.

  • Используются приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и др. Для того, чтобы чтение было осмысленным и продуктивным, школьники одновременно делают пометки на полях учебника (простым карандашом).


V – это я уже знал;

  • V – это я уже знал;

  • + - узнал новое;

  • ? - не понял.

  • По окончании чтения учащиеся обсуждают в группе только один значок: ? - не понял.


  • Позволяет учащимся осмыслить всё, то что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами.

  • Используются приёмы: групповая дискуссия , написание мини-сочинения эссе , составление схем или подготовка своего законодательного предложения .


  • Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. (После прослушивания лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения, доклада и т.д.)


  • ученик выписывает на отдельный листочек всё то, что вспомнилось ему по поводу данной темы. (Возникает некий хаос различных данных).

  • Деятельность «импрессиониста»


  • Предстоит выделить определенные основания, на которых будет происходить систематизация.

  • Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт…

  • Деятельность аналитика










Забалуева Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные технологии урока." Приём обучения "Кластер"
Дата публикации: 14.02.2018
Раздел: начальное образование

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОКА

технология «критического мышления»

Приём обучения « Кластер» в начальной школе

Цели:

Представить наиболее общую современную модель комбинированного урока,

включающую три основных этапа: вызов, осмысление, рефлексию ;

Детально рассмотреть новый приём обучения «Кластер» , применение которого

возможно на каждом из этапов урока.

Большинство уроков, проводимых учителями в школе, по-прежнему

комбинированные, то есть традиционные. Если бы мы попытались в обобщённой

форме представить такой урок с применением современных технологий, то пришли

бы к выводу: почти на всех уроках такого типа используется технология «критического

мышления».

Новые образовательные стандарты устанавливают свои приоритеты:

Способность пользоваться приобретенными умениями;

Умение получать информацию и моделировать;

Сотрудничество и взаимопомощь.

именно, как я использую технологию развития критического мышления на уроках..

Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими

педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д.Стил. Ее применение в педагогической деятельности

позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных

ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные

виды памяти, мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического

мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении,

самоутверждении, общении, игре и творчестве т.е. дает возможность личностного

роста ребенка, развития его индивидуальности.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии

мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение

принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и

второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Базовая модель организации урока в этой технологии включает три этапа:

ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.

1.Вызов – проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом

– «что знаю». Задача первой фазы урока - активизировать, заинтересовать детей,

мотивировать их на дальнейшую работу и «вызвать» уже имеющиеся знании, создать

ассоциации по изучаемому вопросу. Результатом этого этапа становится либо

формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно

хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов,

предположения учащихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

осмысления

идет непосредственная работа с информацией. На этой

стадии урока даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?» Поэтому основной этап урока

предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование

информации, ее анализ и оценку. Чтение и слушание становятся осмысленным.

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации)

3.На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление),

информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.

Подводятся итоги: что узнал? Что было интересно, а что не понравилось?

Выслушиваются мнения и предложения. Анализируются собственные мыслительные

операции во время урока.

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, оценка процесса)

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения

традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют

исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только

называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в

проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление»

Ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья

стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического

мышления?

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются

на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий

урока используются свои методические приемы. Их достаточно много: кластер,

синквейн, инсерт (чтение с пометками), зигзаг, верные и неверные утверждения,

таблица толстых и тонких вопросов, «Шесть шляп мышления», и другие.

Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический

прием систематизации материала в виде «грозди».

Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:

1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или

предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;

2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,

подходящие для данной темы;

3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым

понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,

устанавливаются новые логические связи.

Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова,

осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу с

младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно

помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы:

направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения

и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Я предлагаю

им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно

2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики

с удовольствием используют кластеры. Над нерассмотренными вопросами можно при

желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только

урочной деятельностью.

Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на

основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной

деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в

группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления,

редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя,

показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу

творческого поиска.

Кластер может применяться как на фазе вызова, так и на фазе осмысления или в

качестве стратегии урока.

Вывод: Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития

критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления,

формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология

отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя

способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.

Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся:

умение ставить вопросы;

умение выделить главное;

умение делать сравнение;

умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;

умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил:

не бояться записывать все, что приходит на ум;

дать волю воображению и интуиции;

продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

постараться построить как можно больше связей.

Кластер - это графическая форма организации информации, когда
выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде
схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой
изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного
материала.
Кластер как один из методов критического мышления
Современная система образования ориентирована на формирование у
учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является
педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие
учащихся. Кластер - один из его методов (приемов).
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
 вызов,
 осмысление,
 рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников
коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся
знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка
вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления
организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ

На стадии рефлексии полученные
полученных фактов.
знания
перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
 На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по
теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования
познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до
начала изучения темы.

 На стадии осмысления использование кластера позволяет
структурировать учебный материал.
 На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию
систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей
стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют
всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему
добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный
прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и
анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В
центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются
крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми
линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие
идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже
вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее
значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и
расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории,
обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом
материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен
на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при
выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно
использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это
позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить
общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его
создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум,
даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы
неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены.
Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая

работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться
значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить
как можно больше связей между ними. В процессе анализа все
систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при
изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно
любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в
зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и
коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на
стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся
создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в
качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе
персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется
общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ
организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем
случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Пример
В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания
при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся
высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу,
предположения и ассоциации. Например, форма правления, власть, глава
государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске.
Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с
материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми
фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока
должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или
неверности первоначальных суждений и обобщением полученной
информации.
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
 он позволяет охватить большой объем информации;
 вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это
интересно;
 дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха
ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
 умение ставить вопросы;
 выделять главное;
 устанавливать причинно­следственные связи и строить умозаключения;

 переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
 сравнивать и анализировать;
 проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера
развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только
учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и
высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и
новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения
нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность
проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой
деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в
образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют
обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного
достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.