Правила спасения и самоспасения при вооруженных конфликтах. Базовые навыки самоспасения с пошаговой инструкцией

По команде «По спасательной веревке вниз – марш» пожарный крепит веревку за конструкцию здания надежно закрепленную без острых углов, затем левой рукой накладывает веревку со стороны внешней плоскости на карабин, открывает , правой рукой берется за веревку со стороны привязанного конца к конструкции и наматывает ее двумя витками по часовой стрелке. Закрывает замок карабина.(Фото 1)

Затем пожарный надевает рукавицы, привязанный конец веревки берет в левую руку (ладонью снизу), свободный конец проводит за спиной и удерживает его правой рукой, становится на подоконник (карниз крыши) так, чтобы закрепленный конец остался с левой стороны.

Не выпуская из рук веревки, осторожно сходит с подоконника и дальше плавно без рывков спускается по спасательной веревке вниз и начинает самоспасание с учебной башни . (Фото 2)

Во время спуска пожарный ставит ноги на стену (отталкиваясь от нее ногами), проскакивает оконные проемы или обходит их сбоку; корпус держит прямо, скорость спуска пожарного по спасательной веревке регулируется путем прижимания правой руки к корпусу для уменьшения и отвода ее от корпуса для увеличения скорости.

Если веревка располагается на значительном расстоянии от стены здания и ноги пожарного не достают до стены, то спуск производится свободно, ногами вниз. Приземляясь, встает на землю, сгибая ноги в коленях, подтверждая выполнение упражнения словом «Есть», затем пожарный освобождает веревку из карабина, подтверждая это словом «Готово». Самоспасание с учебной башни завершено. Так же рекомендуем к просмотру видео, .

Спасание пострадавшего с учебной башни

Фото 3

Для спасания пострадавших из этажей учебной башни назначается расчет из трех пожарных. Спасание выполняют по команде: «Для спасания пострадавшего с 2, 3, 4-го этажа – марш», пожарный № 1 вяжет , надевает ее на пострадавшего.

Наматывает конец веревки, идущей к петле, на карабин, пропускает другой конец сзади вокруг своего пояса и удерживает его рукой у правого бока, левой рукой берет конец веревки, идущей к пострадавшему (Фото 3).

Пожарный № 2 сажает спасаемого на подоконник и в случае необходимости помогает пожарному № 1 спускать спасаемого (Фото 4).

Пожарный № 1, опираясь ступней левой ноги в подоконник, с помощью пожарного № 2 осторожно опускает спасаемого вниз.

№ 3 принимает спасаемого на земле у места спуска, подтверждает окончание спуска словом «Есть». Снимает петлю и сообщает пожарному № 1 «Готово», после чего последний поднимает веревку.

Охрана труда при самоспасании и спасании пострадавшего

Наиболее сложными упражнениями с веревками являются самоспасание и спасание пострадавшего. Обучение этим упражнениям необходимо начинать со второго этажа и постепенно переходить на большую высоту. Обучение и тренировку пожарных необходимо проводить со второй страховочной веревкой (спуск без нее не допускается).

Командир лично или с помощью наиболее подготовленного пожарного показывает выполнение упражнения, затем пожарные выполняют его. Во время показа упражнения отделение следует построить лицом к выполняющему спасание пострадавшего или самоспасание. В момент спуска по веревке отделение следует подвести к окнам для наблюдения за действиями выполняющего упражнение.

Перед спуском каждого пожарного командир обязан проверить, правильно ли и прочно завязан узел, правильность положения веревки на карабине, достаточна ли длина веревки, правильность расположения рук на спасательной веревке (не допускать спуск без рукавиц); надежность страховочной веревки. Веревки должны быть испытаны, проверены перед занятием.

САМОСПАСЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПРИ ЧС В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ

А. Д. Игнатьев, курсант ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России», г. о. Химки

Стихийные бедствия, террористические акты, техногенные катастрофы вызывают разрушения зданий и сооружений, в которых находятся люди. Самоспасение часто единственный способ сохранить жизнь человека, оказавшегося в опасной ситуации. В связи с активным строительством высотных зданий, развернувшимся в последнее время в крупных городах России, возникла ситуация, когда жители или работники этих зданий, да и остальные люди, работающие или находящиеся в здании, могут быть предоставлены сами себе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Современные квартиры включают большое количество различных огнеопасных материалов и напичканы различным электрооборудованием, что является причиной возникновения пожаров. И это весьма опасно для многоэтажных зданий, т. к. в данном случае существующие средства для эвакуации людей непригодны или малоэффективны. Спастись из многоэтажного здания очень трудно .

В случае крупных пожаров огонь перекрывает пожарные лестницы и доступы к лифтам и другим лестницам, и спасти людей крайне затруднительно. Такая ситуация сложилась, например, во Владивостоке, где люди выпрыгивали с седьмого этажа и разбивались.

Для каждого человека, оказавшегося в критической ситуации, важно быть уверенным в обеспечении собственной безопасности и в спасении близких людей. Решение данной проблемы состоит в оснащении помещений, в том числе жилых, повышенной этажности средствами индивидуальной эвакуации, не нарушая при этом внешний вид здания и не создавая препятствия для эвакуации людей из других помещений.

Современные индивидуальные спасательные средства должны обеспечивать безопасную и надежную эвакуацию людей, в том числе ослабленных. Способов спасения при помощи специальных служб существует множество и различного оборудования у них достаточно, проблема в том, что далеко не всегда эти службы успевают вовремя прибыть на объект. Как правило, покинуть опасное место необходимо быстро, специальная подготовка у людей отсутствует, физические данные у большинства простых граждан далеко не альпинистские или спортсменские. Все это приводит к гибели людей, которые прыгают с высоты, не выдерживая высокой температуры, или задыхаются. Наличие в помещениях здания индивидуальных средств спасения, в случае пожара, является единственным шансом для пострадавших спасти свою жизнь.

В настоящее время известны различные устройства, более или менее выполняющие роль средств эвакуации людей с высотных зданий. Это, например, устройство «СПАИДЕР»(«Spider», Израиль) сертифицированное ВНИИПО МЧС РФ (сертификат ПОЖТЕСТа № ССПБ. !ЪУП001. В05775 от 17.01.2007г.).

В случае пожара необходимо укрепить на потолке комнаты блок, вынуть из коробки спасательную косынку, прикрепить ее карабином к стальному тросу, одеть ее и спокойно выйти в окно. Во время спуска по тросу, в данном случае, используется и страховочный ремень.

Наклонный спасательный рукав «ЕЦЯЮАСЕ - Я», как и вертикальный спиральный спасательный рукав «ЕЦЯОАСЕ S-1», устанавливается рядом с окном в специальных боксах. Спуск осуществляется в желобе. Одновременно могут эвакуироваться несколько человек, при этом скорость спуска можно регулировать коленями и локтями упираясь в чехол желоба, а удлиненный желоб амортизирует движение.

Проблема эвакуации людей из зданий высотой до 100 метров и более была решена разработкой системы спасательных средств «Самоспас». Например, автоматическое канатно-спускное устройство «1С-301» позволяет эвакуировать людей с высоты до 50 м, а устройство типа «Барс» до 200 м, индивидуальное спасательное устройство «Моноспас» также имеет ограничение по применению в отношении высоты (не более 50м) .

Известно индивидуальное устройство спасения из горящего здания (патент № 2455040) через оконные проемы здания, включающее консоль, спрятанную в нишах строительной конструкции. На конце консоли расположена перекладина с барабаном, на котором намотана металлическая лента. Во время пожара консоль выдвигается в окно и человек садится на перекладину, застегивает привязной ремень и руками держится за рычаги тормоза. В зависимости от усилия нажатия на рычаги тормоза меняется скорость спуска. Как только спасаемый оказывается на земле, перекладина под действием упругих сил ленты подымается в исходное положение.

Основным недостатком известных устройств и механизмов является то, что их необходимо при ЧС устанавливать на здание и требуется время для приезда спасателей и монтажа лестниц. Кроме этого, тросо-блочные системы спуска людей не устойчивы (наблюдается качание при спуске) и они работают только в одном направлении - на спуск.

Пожар распространяется, в основном, в вертикальной плоскости и спускаться, например, с 4-го этажа, если уже нижние этажи охвачены пожаром, уже небезопасно. В тоже время люди могли бы подняться на 5 этаж или перебраться в соседнее помещение того же этажа где нет пожара. Известные устройства не позволяют провести такие действия, т. е. они не могут обеспечить безопасность эвакуации людей одновременно с разных этажей здания и разных помещений на этажах. Из этого следует, что в настоящее время многофункциональных и надежных индивидуальных средств эвакуации людей с высотных зданий не существует.

Автором статьи под руководством научного руководителя кафедры механики и инженерной графики профессора, доктора технических наук Гомо-най М. В. предложен способ эвакуации людей из здания посредством использования оконных рам, для чего в одной из рам открывающегося окна смонтирована выдвигающаяся лестница телескопической конструкции. При эвакуации

людей рама окна открывается и фиксируется, после чего выдвигается лестница, которая достает до следующего окна, расположенного этажом ниже. Если нет пожара в нижерасположенном помещении, то люди спускаются в это помещение. Если в нижерасположенном помещении очаг пожара, то на том же этаже открывается рама, выдвигается лестница, и люди спускаются в безопасную зону.

Список использованной литературы

1. Specautoproekt @ mail. ru/product/913, 2013г.

2. Шкроб Ю. Спасение из горящей высотки.// Изобретатель и рационализатор № 3,-2013 г.

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

М. В. Источкина Д. В. Беломутенко, к. т. н, доцент С. В. Беломутенко, к. т. н.

Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград

Обеспечение снижения количества чрезвычайных ситуаций и повышение уровня безопасности населения и защиты критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создание в стране необходимых условий для устойчивого развития государства путем координации совместных усилий и финансовых средств федерального центра и субъектов РФ является существенной проблемой в условиях сохранения угроз техногенного и природного характера.

Систематические исследования и развитие методов количественного прогнозирования поведения и движения людей имеют более чем полувековую историю. Одним из основных направлений заключается в исследовании «нормального» движения людей в безопасных условиях с учетом влияния опасных факторов, которые могут возникать при пожаре.

В целях подготовки персонала объектов сферы науки и образования к действиям в условиях возникновения пожаров необходима разработка методических рекомендаций, основанных на объединении различных типов и видов эвакуации, к проведению тренировок, максимально приближенных к возможным реальным ситуациям, к приобретению устойчивых навыков, необходимых для принятия быстрых и четких решений и выполнения действий, необходимых для предупреждения опасных последствий, которые могут иметь место при возникновении пожаров.

Основными задачами проведения тренировок с персоналом объектов сферы науки и образования являются:

Обучение персонала умению определять начальное событие;

Укусить змея может, если Вы были настолько неосторожны, что наступили на нее. При этом она способна прокусить, далеко, не всякую обувь. Другой вариант схватили рукой за хвост, приняв за сухую хворостину. Опасность укуса велика, если вам показалось уместным устроить охоту на змею (такое бывает не только с детьми).

К счастью, вероятность столкновения с убийственно ядовитыми змеями и на суше, и в воде не велика. Так, на северных землях России (это 64 % территории нашего государства), практически, единственную опасность отравления при укусе представляют обыкновенные гадюки.

Если укус произошел, то имеет ли смысл мстить и убивать змею? Согласитесь - вина ваша целиком и полностью. Тем более, стоит ли тратить время на убийство (и рисковать быть укушенным вновь). А ведь времени у вас может быть не так уж много.

Пусть змея уходит. Простите ее и за вашу доброту воздастся вам сторицей!

Яд гадюки для человека смертельным не считается. Хотя и приводит к резкому ухудшению самочувствия человека. Летальными могут оказаться, чрезвычайно, редкие укусы человека в область шеи и головы. Только тогда концентрация яда может оказаться достаточной для паралича головного мозга, либо удушья из-за опухоли гортани.

Правда, как и в других чрезвычайных ситуациях, имели место факты смерти из-за человеческого страха...

Хорошо, если об укушенном есть кому позаботится. Очень хорошо, если "под руками" автомобиль и телефон. Доставить пострадавшего в больницу и, вовремя (в течение суток), дать ему противоядие (которое ещё надо приготовить) - первое дело!

Только это не всегда реализуемо, особенно, на российских просторах. Противоядия наиболее эффективно действуют при введении в течение 12 часов после укуса. А за это время не всегда можно вернуться домой или добраться до больницы. Тем более в одиночку!

Так что, если дорога достаточно длинна и продолжительна, действуйте сами! Как действовать? В случае укуса гадюки, согласно, изложенным ниже рекомендациям...

Иногда, можно удалить яд (точнее, часть яда) из ранки, до того, как он всосался... Самое простое - отсосать (ртом или экстрактором яда). Только, следует помнить о возможных мелких ранках во рту и об опасности получить яд со слюной...

Затем, успокойте себя, продышитесь: и решение примите, и кровоток умерите. Ведь, чем больше вы дёргаетесь и суетитесь, тем быстрее яд разбегается по телу. Если об укушенном есть кому позаботится, то имеет ему смысл как можно меньше двигаться...

Потом, если возможно, обмойте место укуса мылом с водой и прикройте его стерильной марлей или чистой тканью. Это следует сделать даже, если укус был не сильным и сделан не ядовитой змеёй.

Внимание! Не используйте лед и жгуты. Эти средства не эффективны для замедления распространения яда. И их использование в некоторых случаях может даже ухудшить ситуацию, вызвать обморожение, повреждение тканей, привести к необходимости хирургической операции.

Не следует есть, пить спиртные напитки и принимать сильнодействующие лекарства. Это может помешать, впоследствии, оказывать медицинскую помощь.

С ядом гадюки организм ваш сам в силах справиться. Однако, необходимо ему все-таки помочь. Всё же самоочистка для тела - тяжелейшая работа. Даже, если вы, частично, удалили яд из раны, вполне возможно, ваше тело на некоторое время лишит сознание активности или даже отключит сознание!

Практически, это выливается в постепенной частичной (а иногда и полной) потере зрения в течение 1-1,5 часов после укуса. Продолжительность слепоты может варьировать от 2-х до 4-х часов, даже без потери сознания. Именно, этот эффект и рождает страх. А с ним - возможную смерть. Если же вы это переживете - зрение восстановится полностью.

В период ослепления организм, с помощью своей кровеносной и лимфатической систем, органов выделения (потовых желез, печени и почек), интенсивно, "промывает" и "прочищает" все органы, подвергшиеся воздействию яда.

Так что за час-полтора (до того, как сознание начнёт отключаться), помимо вышесказанного Вам следует сделать следующее:
* Приготовить и вскипятить 8-10 литров питья желательно, мочегонного: отвар листьев брусники, клюквы, смородины и т. д.).
* Устроить себе "гнёздышко" на 3-4 часа сидения-лежания, да так, чтобы в можно было мочится и не замочиться, не вставая с места.
* Устроиться поудобнее и в течении всего периода слепоты, пока вы в сознании, наслаждаться вкусным очистительным чаем.

Нужно ли после самостоятельной нейтрализации последствий укусов змеи обращаться к врачу? Наша рекомендация - обращаться к врачу в этом случае нужно!

Обучение упражнениям со спасательными веревками по самоспасанию и спасанию пострадавших необходимо начинать на высотах не более второго этажа и постепенно переходить на большие высоты. Эти упражнения отрабатываются обязательно со страховкой второй веревкой.

Перед началом занятия по самоспасанию необходимо проверить прочность конструкции, за которую крепится спасательная веревка, надежность спасательных и страховых веревок. Для этого нужно закрепить веревку за конструкцию здания и распустить ее к основанию башни на всю длину, на нижнем конце веревки повиснуть трём пожарным на 1-2 сек, проверить, нет ли обрывов прядей веревки. Затем проверить прочность поясов и карабинов.

Перед спуском каждого пожарного командир обязан проверить надежность крепления веревки за конструкцию), положение веревки на карабине, расположение рук на спасательной веревке (не допускать спуск без рукавиц); надежность крепления страховой веревки на проводящем самоспасание (спуск без нее не допускается). Далее следует рассказать правила торможения при быстром спуске по веревке. Кроме того, руководитель обязан проверить правильность вязки спасательной петли на пострадавшем и положение веревки на карабин у спасающего.

Обучение спасанию пострадавших необходимо проводить по стационарным, выдвижным, штурмовым лестницам и автолестницам, использовать комбинированным спуском по штурмовой и выдвижной лестницам.

Упражнения

По спасательной веревке вниз

Пожарный крепит веревку за конструкцию здания (первым или вторым способами), левой рукой накладывая веревку за карабин, открывает замок карабина и закрепленным за конструкцию концом веревки делает два витка против часовой стрелки и закрывает замок карабина. Затем надевает рукавицы, привязанный конец веревки берет в левую руку (ладонью снизу), свободный конец - в правую, становится на подоконник (карниз крыши) так, чтобы закрепленный конец остался с левой стороны. Не выпуская из рук веревки, осторожно сходит с подоконника дальше плавно без рывков спускается по спасательной веревке вниз. Для уменьшения скорости спуска веревку прижимают правой рукой к себе. — Во время спуска пожарный ставит ноги на стену, отталкиваясь от нее ногами, проскакивает оконные проемы или обходит их сбоку; корпус держит прямо, руки вытянуты в стороны. Приземляясь встает носками на землю, сгибая ноги в коленях. Окончание спуска подтверждает словом «Есть», после освобождения веревки из карабина сообщает об этом словом «Готово».

Если веревка находится на значительном расстоянии от стены и ноги пожарного не достают ее, то следует применить свободный спуск, при котором ноги следует держать опущенными к земле.

Для спасания пострадавших с этажей, назначается расчет из трех человек. Спасание выполняется по команде «Для спасания пострадавшего через окно-марш» пожарный № 1 вяжет спасательную петлю, надевает ее на спасаемого, оставляя веревку за спиной, наматывает конец веревки, идущей к петле, на карабин (так же как и при самоспасании), пропускает другой конец сзади вокруг своего пояса и удерживает его рукой у правого бока, левой рукой берет конец веревки, идущей к спасаемому.

Страховщик пожарный № 2 обвязывает конец второй веревки вокруг талии спасаемого, закрепляет узел, наматывает веревку на карабин, сажает спасаемого на подоконник и в случае необходимости помогает пожарному № 1 спускать спасаемого.

Пожарный № 1, опираясь ступней левой ноги о стену У подоконника, осторожно опускает спасаемого вниз.

Пожарный №3 принимает спасаемого на земле спуска, подтверждает окончание спуска словом «Есть», снимает петлю и сообщает «Готово», после чего пожарный № 1 и страховщик пожарный № 2 поднимают веревки.

Для отработки упражнений по спасанию пострадавших из окон, с балконов и крыш, с применением стационарных, выдвижных, штурмовых лестниц и автолестниц назначается расчет из двух пожарных и пострадавшего.

Для спасания пострадавшего по стационарной лестнице

Если пострадавшего спасают по наружной стационарной лестнице, к основанию ее приставляется лестница-палка по команде «Для спасания пострадавшего по наружной стационарной лестнице-марш» пожарный № 1 вяжет спасательную петлю и страхует пострадавшего при помощи веревки. Пострадавший самостоятельно переходит на наружную стационарную лестницу, спускается по ней, переходит на лестницу-палку и спускается на землю. Пожарный № 2 следит за действиями пострадавшего, встречает пострадавшего на земле и снимает с него спасательную веревку.

Для отработки упражнений по спасанию пострадавших из верхних этажей коленчатым автоподъемнику назначается расчеты водитель, оператор, пожарный и два пострадавших. По команде «Для спасания двух пострадавших коленчатым автоподъемником-марш» водитель подъезжает к зданию и устанавливает коленчатый автоподъемник люлькой к окну, из которого должно быть произведено спасание пострадавших. Оператор, находясь в люльке, поднимает ее к окну и останавливает на 0,5 м поручнями выше подоконника, оказывает помощь пострадавшим, которые, держась за поручни, переходят с подоконника в люльку. Затем оператор с пострадавшими опускает люльку к земле. Пожарный принимает пострадавших.

Отработка упражнений по спасанию пострадавших из верхних этажей автолестницей АЛ-45 производится при помощи лифта расчетом в составе: водителя-оператора, двух пожарных и трех пострадавших. Оператор поднимает кабину лифта с пожарным до окна. Пожарный открывает дверцу кабины, пострадавшие переходят с подоконника в кабину, пожарный закрывает кабину и подает сигнал водителю-оператору на спуск кабины. Водитель-оператор опускает лифт на платформу автолестницы, где второй пожарный выводит пострадавших из кабины.

Вязка спасательных петель без надевания и с надеванием на пострадавшего. Двойная спасательная петля применяется для спасания пострадавших и их страховки при спасании по стационарным, переносным и автолестницам, когда спасаемый может передвигаться сам. Исходное положение: пожарный находится от спасаемого на расстоянии 1 м. Веревка уложена в чехол, лямка чехла перекинута через плечо пожарного.

Двойная спасательная петля

По команде «Двойную спасательную петлю - связать!» пожарный снимает чехол, достает из центра смотанной в клубок веревки конец, делает три отмера в правую сторону на длину разведенных рук, складывает отмеренную веревку вдвое, а затем вчетверо. Концы веревки и одинарную петлю держит в левой руке, а двойную петлю в - правой. Затем кладет петли веревки, удерживаемые в правой руке на предплечье левой руки, пропускает правую руку с внешней стороны в петлю, образуемую концами веревок, удерживаемых в левой руке, и петлями, перекинутыми через левую руку, берет правой рукой свисающие петли и потянув их обратно затягивает узел. Получается три петли. Пожарный надевает 2 петли на ноги (по одной на каждую), а третью - на шею спасаемого, коротким концом обвязывает спасаемого по талии и фиксирует четыре веревки, находящиеся над центральным узлом и под ним, узлами. Пожарные выполняют упражнение в крагах. Веревку держат снизу, за спиной.

По команде «Спасательную петлю - развязать!» действия пожарных производятся в порядке, обратном порядку вязки двойной спасательной петли. Вязка петель для подъема пожарно-технического оборудования. Пожарный с веревкой в чехле, одетом через плечо, находится на этаже (крыше) здания.

По команде «Спасательную веревку (указывается место сброса) - размотать!» пожарный достает веревку из чехла, вынимает из середины клубка конец веревки, закрепляет его за конструкцию и удерживая его в руке, сбрасывает веревку вниз.

Узел для подъема рукавной линии со стволом или инструментом

По команде «Узел для подъема рукавной линии со стволом (шанцевого инструмента) на крышу (или на какой-то этаж) - связать!» пожарный, находящийся внизу здания у пожарных рукавов с присоединенным стволом, берет левой рукой короткий, а правой рукой (ладонью вверх) - длинный конец веревки на расстоянии от левой руки примерно 25 см, делают петлю и перекладывает ее в левую руку. Вторично берет веревку правой рукой на расстоянии примерно 25 см, делает петлю и перекладывает ее на первую петлю. Надевает обе петли па рукав у соединительной головки ствола (острия лома) и затягивает их в узел. Затем протягивает длинный конец веревки вдоль ствола к спуску (лома - к кольцу), делает петлю и затягивает ее длинным концом веревки. Докладывает: «Готово! Выбирай!». На шанцевом инструменте двойная петля закрепляется под широкой частью, а одинарная - на противоположном конце.

По команде «Узел - развязать!» пожарный ослабляет длинный конец веревки и снимает петлю со ствола (лома, багра, лопаты), затем ослабляет узел и снимает веревку со ствола (лома, багра, лопаты).

Охрана труда

Перед началом занятий по самоспасанию необходимо проверить прочность конструкции, за которую крепится спасательная верёвка, надёжность спасательных и страховых верёвок. Для этого нужно закрепить спасательную верёвку за конструкцию здания и распустить её к основанию башни на всю длину, на нижнем конце верёвки повиснуть трём пожарным. Затем наружным осмотром проверить, нет ли обрывов нитей верёвки, прочность поясов и карабинов (для этого отделение надо построить в две шеренги лицом друг к другу, соединив карабины между собой, после чего пожарные начинают тянуть в противоположные стороны).

Перед спуском каждого пожарного командир обязан проверить, правильно ли и прочно завязан узел, положение верёвки на карабине, длину верёвки, расположение рук на спасательной верёвке (не допускать спуск без рукавиц) ; надёжность страховой верёвке (спуск без неё допускается).

При спасении пострадавшего меры безопасности те же, что и при самоспасении, только руководитель занятия обязан проверить правильность и прочность завязанной спасательной петли на пострадавшем, правильность положения верёвки на карабине у спасающего и упора левой ноги в подоконник.

При спасании людей на пожаре (аварии, стихийном бедствии и т. п.) руководитель тушения пожара обязан определить порядок и способы спасания людей в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь. Работы по спасанию проводятся быстро, но с соблюдением предосторожностей, чтобы не были причинены повреждения спасаемым людям. Меры безопасности при этом регламентируются охраной труда.

Запрещается использование для спасания и самоспасания мокрых или имеющих большую влажность спасательных веревок, а также веревок, не состоящих в боевом расчете.

Спасание или самоспасание можно начинать, только убедившись, что длина веревки обеспечивает полный спуск на землю (балкон и т.п.), спасательная петля надежно закреплена на спасаемом (при самоспасании — за конструкцию здания), а спасательная веревка правильно намотана на карабин. Самоспасание и спасание производятся личным составом в рукавицах, во избежание получения травм рук.

Литература:

  1. Пожарно- строевая подготовка спасателей-пожарных — Теребнев В.В. Грачев В.А. Шехов Д.А. Калан, 2008 г.
  2. Приказ № 3 от 09.01.2013г. «Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде».

Если самолет потерпел крушение в безлюдной местности, то постарайтесь при экстренной эвакуации из самолета захватить аптечку, теплые вещи и продумайте как подать сигналы с земли, видимые с воздуха.

Самоспасение и спасение пострадавших при кораблекрушении

За год на нашей планете в кораблекрушениях гибнут в среднем около 2 тыс. человек, непосредственной опасности подвергаются примерно 6 тыс. человек. Таким образом, кораблекрушение относится к числу редких причин гибели человека. Тем не менее, такой риск существует, о чем свидетельствуют морские катастрофы 20 века:

1)15 апреля 1912 г. Английский пассажирский лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом в Северной Атлантике и затонул. Погибло 1503 человека;

2)29 мая 1914г. канадский пассажирский лайнер «Эмпресс оф айленд» столкнулся с норвежским судном «Сторстадт». Погибло 1012 человек.

3)27 января 1949 г. Китайские пароходы «Тайпин» и «Цзинь-Юань» столкнулись в Тайваньском проливе. Погибло около 1500 человек.

4)31 августа 1986г. Советский лайнер «Адмирал Нахимов» затонул на выходе из новороссийского порта в результате столкновения. Погибло 423 человека.

5)20 декабря 1987 г. Филиппинский каботажный теплоход «Дона-Бас» столкнулся с танкером «Виктор» неподалеку от острова Сариндуке. Оба судна затонули. Погибло около 3000 человек.

Как показывает статистика, основная опасность во время кораблекрушения исходит от тонущего судна, которое способно «захватить» с собой под воду людей. Кроме того, при кораблекрушении люди подвергаются опасности во время эвакуации с тонущего корабля, а также при нахождении их в воде, на плотах или на шлюпках.

Среди предварительных мер защиты можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным средствам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна. К профилактическим мерам относятся также изучение инструкции по действиям в аварийных ситуациях, правил пользования спасательными средствами.

При эвакуации людей с терпящего бедствие корабля опасность возникает при отказах спусковых устройств, опрокидываниях и ударах спасательных средств, неправильного их использования, а также при необходимости прыгать в воду с гибнущего судна с большой высоты. Во время эвакуации следует брать с собой только необходимые вещи. Места на спасательных средствах в первую очередь предоставляются детям, женщинам, пожилым людям, раненым.

При эвакуации с судна следует надеть теплую одежду, а сверху защитный костюм из водонепроницаемой ткани и спасательный жилет. Спускаться на спасательное судно следует по трапам или канатам. Если позволяют обстоятельства, то в спасательные средства следует погрузить дополнительно одеяла, одежду, аварийное радио, пищу, питьевую воду. При необходимости прыгать в воду следует зажать нос и рот одной рукой, а другой – крепко держаться за спасательный жилет.

Оказавшись в воде, человек подвергается опасности утопления, переохлаждения организма и истощения. Чтобы замедлить наступление переохлаждения, находясь в воде, необходимо держать голову как можно выше над водой, стараясь при этом затрачивать минимум физических усилий для удержания себя на поверхности воды. Плыть следует только к спасательному средству.

В открытом море на спасательных средствах следует соблюдать два основных правила: всем спасательным средствам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет твердой уверенности в возможности выйти на судовые пути.

При нахождении на плотах или шлюпках главная опасность исходит от переохлаждения организма, а при длительном пребывании на них – от недостатка воды и пищи. Поэтому, находясь на спасательном средстве, следует, прежде всего, держать ноги сухими и прикрывать тело, строго рационировать воду (500-600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы) и есть только аварийный запас. Однако в любом случае необходимо сохранять самообладание и не поддаваться панике, так как в противном случае это только уменьшит шансы на спасение и ускорит гибель.

6) Дополнительный материал: «Катастрофы века. Гибель «Титаника». Сенсационные подробности»

«ТИТАНИК»… Наверное, нет на сегодняшний день человека, который бы не знал имя этого грандиозного лайнера и его трагическую историю – кораблекрушение в первое же плавании. Само слово «Титаник» стало символом величайшей катастрофы на море. Этим именем не было названо больше ни одно из построенных с тех пор судов, да и вряд ли будет названо…

Возникает вопрос: почему же люди, вот уже почти столетие, помнят об этой страшной трагедии, до сих пор стараются отыскать ответы на волнующие их вопросы: почему корабль затонул, сколько людей спаслось, что правда, а что вымысел в одноименном фильме режиссера Джеймса Камерона и многие другие вопросы. Итак, постараемся ответить на некоторые из этих вопросов, а также рассказать некоторые подробности, которые рассказали выжившие после долгих лет молчания.

Прежде всего, надо отметить то, что «Титаник» в начале 20 века не являлся единственным быстроходным лайнером, поражающим своими размерами. Флотилию трансатлантических скороходов в Атлантике возглавляли два легендарных лайнера «Мавритания» и «Лузитания» компании «Кунард-Лайн». Однако фирма «Уайт Стар» решила перещеголять своих конкурентов не скоростью, а роскошью и удобством. Однако чем же так поражал «Титаник»?

Конечно, он подавлял своей грандиозностью. По свидетельству очевидца, «все было кошмарных размеров: руль его был величиной с огромный вяз, винты выглядели как ветряные мельницы». Длина судна равнялась длине двух с половиной футбольных полей, высота – высоте 11-этажного дома. В первый рейс взяли столько еды и напитков, что этого бы хватило населению небольшого города на несколько месяцев. В прессе пароход называли «чудо-корабль» и «непотопляемый корабль».

И действительно, трудно было себе представить более безопасное судно. По всей длине корпуса было предусмотрено двойное дно, так что если бы в днище появилась пробоина, вода все равно не смогла бы подняться внутрь корпуса. Сам корпус был разделен поперечными переборками на 16 водонепроницаемых отсеков. Были приняты все меры пожарной безопасности: в случае появления в каком-то помещении пожара, в него автоматически подавался углекислый газ, который ликвидировал пламя без участия человека. На случай бедствия на лайнере имелась радиоаппаратура, которая передавала сигналы на огромные расстояния. «Титаник» имел одиннадцать палуб, соединенных между собой девятью электрическими лифтами. Высота от воды до шлюпочной палубы составляла 18,5 метра. Диаметр дымовых труб – 7,3 метра.

Но судно не было на самом деле столь неуязвимым! В корму от четвертого котельного отделения водонепроницаемые переборки были доведены только до нижней палубы, так что в случае появления пробоины выше этой палубы непотопляемость лайнера уже не обеспечивалась. Однако именно в силу слепой веры в непотопляемость лайнера спасательные шлюпки были рассчитаны всего на одну треть всех пассажиров.